Маленькие дети воспринимают окружающий мир не так, как принято считать. Как ребенок воспринимает маму? Сопоставление знаков Зодиака (инструкция астролога)

Слова обладают огромной силой. Могут причинить более сильные страдания нежели физическая боль. И в тоже время, слово может сделать вас счастливейшим человеком на земле. Поэтому нужно очень аккуратно относиться к тому что и как ты скажешь.

Малыш вначале не понимает значения ваших слов. Скорее он будет воспринимать интонацию, с которой вы будете произносить слова. Даже если это и будет «горе ты моё луковое».

Но очень скоро ваш малыш начнет понимать вас и тогда надо контролировать то, что вы ему говорите. Поэтому задумайтесь над тем, что и как вы говорите своему ребёнку. Часто, мы вкладываем в наши слова один смысл, а малыш воспринимает их по-другому.

Особенно аккуратным со своими словами надо быть маме ребенка. Потому как малыш и мама связаны друг с другом на эмоциональном уровне и из-за этого мамины фразы обладают гипнотическим действием. Они формируют сознание малыша. Именно от мамы зависит то на сколько ваш ребенок будет успешен в жизни, способен преодолевать препятствия или же он вырастет неуверенным в себе неудачником.

Если мама несколько раз на день произносит, что у него «ничего не получается, за что бы он не взялся, всё портит» или что «я тебе повторяю одно и то же, а ты меня не хочешь слышать». То ребенок на самом деле буквально будет следовать именно таким вашим словам. И чем больше вы на него кричите, тем более закрывается от вас ребенок. Он попросту перестаёт вас слышать, игнорирует вас.

Потому как поорав на малыша, мы сдаёмся и делаем сами то, что просили сделать ребенка и он понимает, что слушать вас было совсем необязательно. Либо, закатываем скандал. И ребенок опять делает свой вывод: делать что-либо нужно только тогда, когда накричат, а до этого шевелиться не обязательно.

Что в такой ситуации делать?

Для начала, убедитесь в том, что ребенок вас действительно слышит. Не кричите с просьбой сделать что-либо из другой комнаты. Подойдите к ребенку и спокойно озвучьте ему свою просьбу. Если ребенок ещё маленький, то его можно даже приобнять. С более старшим ребенком следует хотя бы установить зрительный контакт. То есть, в начале убеждаемся в том, что ребенок обратил на вас внимание и уже потом обращаемся к нему с просьбой или инструкцией.

Главное, понимать, что, возможно, ребенок вас игнорирует не специально. Дети до 14-ти лет не всегда могут замечать то, что происходит вокруг них. Яркий пример моя дочь (которой уже 11 лет): говорю ей, чтоб она сделала что-то. Она даже в ответ что-то положительное отвечает. Через какое-то время спрашиваю, сделала ли она то, что я у нее просила? На что получаю ответ: «Мам, ты мне такого не говорила!» То есть, ребенок, когда я ее просила, даже не включился в разговор.

По последним научным данным доказано, что когда дети чем-то увлечены (игры, чтение или просто задумались), то не обращают внимание на то, что происходит вокруг них. Именно поэтому перед тем как что-либо говорить своему ребенку, надо убедиться в том, что он вас слышит.

А иногда ребенок может намеренно игнорировать вас. Такое бывает, когда ребенок проверяет вас «на прочность», на то, что он может себе позволить или нет. Подобные «тесты» являются вполне нормальной стадией развития личности ребенка. Далее. Когда вы убедитесь в том, что ребенок вас услышал, скажите ему то, что собирались. И подождите результата. Если таки ребенок выполнил вашу просьбу, то отлично. Если нет… читаем дальше. Повторите просьбу еще раз и объясните причину её выполнения.

Ребенок должен понять важность выполнения задачи. Что это не просто какая-то ваша прихоть. Это мотивирует его быть послушным. Не всегда, конечно, это помогает. Но есть высокая вероятность того, что ребенок таки выполнит ваше поручение. Пример: «Убери пожалуйста у себя в комнате. Должны гости прийти. Ведь ты не хочешь, чтоб они увидели как у тебя грязно?» Дайте ребенку ощутить последствия невыполнения вашей просьбы.

Пример из моей жизни: дочка предупредила, что ей на следующее тренировке нужно быть в определенном купальнике (на танцах). Я ее попросила этот купальник достать у себя из вещей и принести на стирку (она его накануне выпачкала). Она этого не выполнила. Соответственно, в нужной форме для тренировки она не пошла. За что и получила «выговор» от тренера. Не надо бежать и самой выполнять за ребенка все его задачи. Пусть научится самостоятельности и ответственности. Постарайтесь спокойно объяснить ребенку последствия невыполнения вашей просьбы. «Если ты сейчас не соберешься на улицу (а ребенок, например, засел за компьютер), то мы меньше будем гулять и не успеем покататься на тех аттракционах, что ты хотел»

Поверьте, подобный способ работает даже с маленькими детьми. Вы предоставляете ребенку выбор. Либо он подчиняется правилам, либо он их нарушает. И в последнем случае он должен понимать последствия его ослушания. Будьте последовательны в выполнении ваших обещаний. Если вы пообещали покататься на аттракционах, то обязательно покатайтесь. Потому как в дальнейшем ребенок вас не послушается, так как вы всё равно не выполните своё обещание.

И еще: всегда говорите своему ребёнку, что он самый лучший. На самом деле верьте в это! Если вы не будете верить, то и малыш не сможет поверить в ваши слова. Убедите его в том, что у него получится что-либо выполнить. Он поверит в себя. Не забывайте хвалить ребенка. Программируйте ребенка и себя на позитив. И тогда у вас обязательно вырастет самодостаточный, уверенный и довольный жизнью человек, который сможет выполнять обещания и будет твёрд в своих решениях.

О. Северская ― Как дети воспринимают слова? Как контекст влияет на формирование значения незнакомых слов? Все ли значения слова должны фиксироваться в словаре?

М. Королева ― Об этом все – или почти все – знает языковед Светлана Евграфова. И охотно делится своими знаниями. Например, с читателями портала ПостНаука. Ну а мы предлагаем вам дайджест этого материала.

О. Северская ― Когда нам кто-то делает замечание: «Вы неправильно употребили то или иное слово», хочется спросить: а что такое неправильное употребление слов? – замечает Светлана Евграфова. Как узнать, что правильно? Первое, что приходит в голову, - нужно заглянуть в словарь. Но всегда ли словарь способен помочь? Сразу на этот вопрос не ответишь. Начнем тогда с примера.

М. Королева ― Примерами – порой фантастическими – Светлану Евграфову снабжают ее студенты. Одна студентка, например, написала в сочинении, про танцевальную студию, в которой она когда-то занималась: «Дверь была расположена чуть выше фасада здания, поэтому к ней вели три ступеньки». Светлана, естественно, съехидничала: «А где же находилась дверь: на крыше или, может быть, в небесах?»

О. Северская ― И тут выяснилось, что барышня просто забыла, как называется «эта полосочка внизу здания». То есть она имела в виду фундамент. Более того, стало ясно, что для нее фундамент - это не несущая конструкция, на которой стоит весь дом, а какая-то непонятная «полосочка». Взрослая девушка, говоря на родном языке, путает два слова на букву «ф», потому что они оба являются деталями архитектурного сооружения! Странная ситуация. Как такое вообще может случиться?

М. Королева ― Чтобы ответить на этот вопрос, полезно задуматься, как вообще формируется значение слова в нашем сознании. Давайте, предлагает Евграфова, посмотрим сначала на маленького ребенка. Когда он еще толком не владеет речью, он, говорит на своем языке. Светлана приводит в пример собственного сына. Когда ему было около двух лет, он называл лошадку «цок-цок-цок», а собачку «вавка». И вот идет он с мамой по двору и видит огромного дога. И реагирует: «Мама, цок-цок-цок!» «Нет, - поправляет мама. - Это не лошадка, это собачка - вавка». «Не-а», - возмущается малыш…

О. Северская ― Значит, для него кошка, собака, лошадь различались только по одному признаку - по размеру. И вдруг он сталкивается с тем, что собака – большая: как лошадь, как ему кажется (он видел пони). Но «лошадиных собак» не бывает. И мама ему говорит: «Посмотри, пожалуйста, у собачки нет копыт, у нее коготки, она стучит по асфальту коготками, а вовсе не копытами». И ребенок уже с сомнением смотрит на эту «лошадь»…

М. Королева ― Почему так происходит? Оказывается, ребенок вначале, подражая нам, усваивает, что некий объект или этот класс объектов называется так-тО. Северская Но признаки этому классу объектов приписывает какие-то свои. Постепенно, общаясь со взрослыми, ребенок понимает, какие признаки есть у того или иного объекта на самом деле. И это знание появляется гораздо раньше, чем сформировался какой бы то ни было словарь.

О. Северская ― Александра Залевская, знаменитый психолингвист и психолог, на которую ссылается Светлана Евграфова, называет слово, которое мы осваиваем в детстве, «живым поликодовым гипертекстом». Это значит, что мы воспринимаем слово вместе с его звучанием и ассоциациями, которые оно у нас вызывает. Скажем, елка может ассоциироваться в нашем сознании с запахом мандаринов, с праздником, с разбитыми игрушками, с наказанием за эти разбитые игрушки - мало ли с чем еще, у каждого своя ассоциация. И если мы осваиваем слово как живой поликодовый гипертекст, то никаких трудностей не возникает.

М. Королева ― Другое дело, если мы осваиваем слово каким-то другим образоМ. Королева Нас с вами в нашем современном мире, замечает Евграфова, окружает огромное количество слов, значений которых мы не знаеМ. Королева По телевизору мы слышим огромное количество незнакомых слов, иногда даже не очень точно их воспринимаем на слух, воспроизводим с ошибками. Откуда в нашем сознании берутся значения вот таких слов?

О. Северская ― Евграфова ссылается на Владимира Успенского (известного логика, математика), который рассматривал в одной из своих статей ве́щные ассоциации слова «авторитет». Слово абстрактное, а ассоциации самые что ни на есть конкретные: с тяжестью, с твердостью… Откуда они берутся? Успенский объясняет: мы слышим слова в разных контекстах и из этих контекстов вычисляем, что может значить незнакомое нам словО. Северская Но нужны два условия. Первое - чтобы у нас было много разнообразных контекстов. Второе - чтобы нужное нам слово встречалось достаточно часто, тогда мы постепенно его значение выведеМ. Королева

М. Королева ― Но что будет, если эти условия не будут соблюдены? Вот услышали мы, скажем, про какой-то «импичмент»: «Фракция коммунистов объявила импичмент президенту или инициировала процедуру импичмента», «Президенту Бараку Обаме угрожает импичмент, если демократы проиграют на выборах в следующем году». Откуда мы должны узнать, что импичмент - это особая правовая процедура? Максимум, что мы можем из этих контекстов понять, что это что-то вроде отставки, какое-то общественное порицание, может быть, но точного значения слова мы не узнаеМ. Королева

О. Северская ― Здесь нам как раз и понадобится заглянуть в словарь. Догадаться заглянуть в словарь, к сожалению, мы далеко не всегда можем, нам лень, сетует Светлана. Хотя сейчас возможностей для этого гораздо больше, чем раньше. Интернет заменяет огромное количество справочников, достаточно заглянуть на портал Грамота.ру, где представлено много серьезных словарей, и любое слово вам будет открытО. Северская К сожалению, делают это не всегда и немногие…

М. Королева ― В результате получается, что значения слов у нас в сознании приблизительные. Барышня, о которой шла речь выше, конечно, слышала слово «порог», но она запомнила: «Мы простимся с тобой у порога», «Она встретила его на пороге дома», может быть, «Он споткнулся о высокий порог». Ей не пришло в голову, что порог - это планочка внизу в дверном проеме. Высокий порог делался в старых избах, чтобы не дуло, чтобы нечистая сила не проходила, нельзя было выметать за порог какие-то вещи. Она всего этого не знала. Она не строила вместе с отцом или дедом какой-нибудь доМ. Королева

О. Северская ― И в результате эта студентка сформировала подсознательно такую странную систему, которая напоминает огромный мешок слов, обозначающих архитектурные детали, и она не знает, чем отличается фасад от фундамента. Слово «фасад», между прочим, в свое время означало только лицевую часть дома. Как так получилось, задается вопросом Евграфова, что сейчас у дома есть боковые и даже задние фасады?

М. Королева ― На самом деле действовал тот же самый механизм: кто-то вначале использовал слово «фасад», зная, что оно значит по-французски, - оно связано со словом face «лицо». А потом человек подумал: есть прекрасное название «фасад» для лицевой части дома, а как назвать боковую? Пусть будет боковой фасад, пусть будет задний фасад. И получилось то, что сейчас зафиксировано уже в серьезных словарях. Хотя это, конечно, странно звучит для человека, который изучал французский.

О. Северская ― Здесь, говорит Евграфова, мы и находим объяснение изменению слов. Но всякий ли словарь должен всегда вносить эти изменения в свой текст? Лексикографы знают, что это происходит далеко не всегда. Может быть, какое-то значение слова войдет потом в язык, а какое-то исчезнет бесследнО. Северская Есть замечательный пример. У Бориса Акунина в двух романах, в «Статском советнике» и «Левиафане», используется слово «окаём» в значении оконный проем, рамка окна. У него герой выскакивает в окаём, убив жандармского генерала, другой всматривается в иллюминатор и в окаёме что-то видит. Странное значение. Войдет ли оно когда-нибудь в словари, ведь Акунин достаточно популярный писатель?

М. Королева ― Изначально, если мы с вами посмотрим в словарь, есть слово «окаёмка», которое значит границу какого-то объекта, и есть слово «окоём», которое в словарях зафиксировано в значении горизонт, то, что можно охватить оком, глазоМ. Королева И мы должны задуматься, надо ли включать в словарь это акунинское значение или оно останется окказионализмом, авторским? Поэтому мы должны понимать, что словарь не всегда является лекарствоМ. Королева

О. Северская ― Но что для нас важно? Что значение усваивается из контекста. И любое изменение сочетаемости слов влияет на изменение их значений. Поэтому наша задача - внимательно вчитываться в контекст и быть самими себе лексикографами.

М. Королева ― Мы – О. СЕВЕРСКАЯС., М. КОРОЛЕВАК.и звукорежиссер… - со Светланой Евграфовой согласны. Спасибо порталу ПостНаука за этот материал. И – до встречи через неделю.

Для маленького крохи мир кажется таким большим и неизведанным! Взрослые часто забывают о том, что ребенок совершенно по-другому видит окружающий его мир. Зная некоторые тонкости детского восприятия, родители смогут быстрее помочь ребенку адаптироваться в окружающей среде, а также избежать стрессов . Ведь иногда даже самый обычный треск веток за окном может разыграть фантазию малыша и не на шутку испугать его.

Знакомство с окружающим миром и его этапы

Для начала нужно разобраться, каким образом малыш знакомится с окружающим миром и как ему помочь в этом нелегком деле. Наблюдение за окружающим миром имеет очень большое значение для малыша. Наблюдая за поведением взрослых, животными, предметами, малыш старается дать им эмоциональную оценку. Он может отвечать смехом на смех, на очередную шутку ответить плачем. Чаще всего ребенок правильно понимает ту или иную эмоцию, поэтому даже бытует мнение, что ребенка нельзя обмануть - он все чувствует на интуитивном уровне.

Кроме наблюдения малыши знакомятся с окружающим миром с помощью физических методов: трогают ручками, пробуют на зубок, и т.д. Нужно подбирать для ребенка игрушки по возрасту, чтобы постепенно ребенок мог осваивать все новые и новые горизонты. Например, если в первые месяцы малыш просто гремел погремушками, то в последующие у него появляется логическое мышление – он уже может собирать пирамидку, а позже и вовсе собирать конструктор . Далее малыш начинает учиться рисовать, лепить, плести и т.д. С помощью игры и творчества малыш все дальше и дальше познает мир. В знакомстве с ребенка окружающим миром важное место занимает природа. Детям необходимо часто находиться на природе, чтобы они могли наблюдать за природными явлениями, животными и т.д.

Различные природные явления заставляют маленького человечка размышлять и фантазировать, например, знакомство со снегом может вызвать у малыша огромный восторг, а когда он узнает, что из него можно лепить снежки или снеговика, то обрадуется еще больше. Важно с детства прививать малышу любовь и бережное отношение к природе, дать понять ребенку, что природа живая, и её нельзя обижать.

Самым близким окружающим миром для ребенка является семья, поэтому отношения и гармония семьи очень влияют на восприятие мира в целом у ребенка. Важно понять, что для ребенка родители являются неоспоримыми авторитетами и примером для подражания. Обстановка в семье прививает человека определенные привычки и взгляды на мир, и происходит это на подсознательном уровне. Важно создать спокойную и теплую обстановку в доме, тогда ребенок будет смотреть на многие вещи более спокойно, если же наоборот, в семье часто бывают ругань и скандалы, ребенок может грубо вести себя в обществе.

Также на восприятие окружающего мира ребенка оказывает влияние социальные контакты ребенка. Малыш может общаться с другими детьми во дворе у песочницы, в детском саду, а далее в школе, а также в различных кружках и дополнительных занятиях. Общаясь с другими детьми, ребенок чувствует свою принадлежность к какой-либо группе, а также начинает понимать, что его окружают другие личности, с которыми необходимо считаться. Если родители будут помогать своему малышу правильно воспринимать окружающий его мир, то в дальнейшем ему будет намного проще адаптироваться к самостоятельной взрослой жизни, а также сформировать свой характер. Отсутствие помощи родителей может привести к агрессии, непониманию простых вещей и общепринятых моралей.

Восприятие детьми времени

Дети воспринимают время по-другому, не как взрослые. Для ребенка фраза «Время летит незаметно» кажется непонятной. Дети воспринимают время намного медленнее. Ребенок не может посидеть спокойно даже пару минут - ему кажется, что прошло уже кучу времени, а он ничем так и не занялся. Необходимо постоянно чем-нибудь заинтересовывать ребенка, время от времени менять обстановку. Особенно долго тянется время у детей в поездках и очередях. Здесь необходимо захватить для малыша несколько интересных игр и набраться терпения. Также дети не ответят мгновенно на заданный вами вопрос, потому что услышанное дети воспринимают с задержкой в пару секунд.

Зрительное восприятие детей

Зрительное восприятие детей отличается от взрослого в два первые месяца жизни. Зрительный аппарат ребенка еще не развит, он видит изображение смытым и расплывчатым. Существует мнение, что новорожденный ребенок видит окружающий его мир перевернутым. По поводу этого существует много споров, т.к. то, что изображение перевернуто на сетчатке, не гарантирует того, что перевернутым его видит и ребенок. Для развития зрительного аппарата в первые месяцы жизни ребенку следует показывать игрушки желтых и красных цветов, т.к. в этом возрасте для малыша они будут более понятными.

Вкусовое восприятие детей

Вкусовое восприятие у детей развито ярче, чем у взрослых. С самого разного возраста ребенок уже способен отличать сладкое, кислое, соленое и т.д. Считается, что наиболее предпочтительны для детей вкус соленого и сладкого, т.к. они более выражены. Поэтому часто дети отказываются от здоровой пищи – каши, овощей и т.д. Просто их вкусовые качества не сильно выражены. Горькое детьми воспринимается крайне отрицательно.

Единый источник информации восприятия у детей

Считается, что до 8 лет ребенок способен анализировать информацию об окружающем мире только из одного органа чувств, и не может анализировать их все вместе взятые. Учеными был проведен ряд экспериментов, где дети показывали лучшие результаты по восприятию мира, использую только один источник информации.

Ссылки

  • Учите ребенка думать позитивно
  • Новый год без слез и обид , социальная сеть для родителей Страна Мам

И если бы взрослые это понимали, большинства семейных проблем можно было бы избежать. Один папа поразил своими рассуждениями. Он сказал, что хочет воспитать свою дочь добрым и самостоятельным человеком. Для этого, как он считает, не стоит ограждать ребенка от жизненных трудностей, потому что, по его наблюдениям, люди, которые в жизни натерпелись трудностей и бед, были более сострадательны к другим, более добры, так как на личном опыте узнали, «что такое плохо». Поближе лично узнать жестокость мира - это первый принцип его воспитания. Другой принцип - воспитывать ребенка с мыслью «ты - ничто, пока не докажешь обратное». По мнению папы, необходимость доказывать, что он чего-то стоит, что-то умеет, послужит стимулом для развития ребенка. Когда я не согласилась с ним, сказав, что, внушая ребенку мысль «ты - ничто», он скорее всего и сформирует в нем такое отношение к себе, он возразил, заявив, что лишь изредка будет такое говорить, а не каждый день, и не о чем беспокоиться.

На самом деле ребенку может быть достаточно один раз услышать от близкого взрослого что-то неприятное в свой адрес, чтобы запомнить эти слова на всю жизнь. Дети верят всему, что им говорят взрослые, особенно мама или папа. То, как мы относимся к ребенку, влияет на его отношение к себе - он просто копирует отношение к себе со стороны окружающих. Если внушать ребенку что он «ничто», то он и вырастет никем или будет так о себе думать. Дети всегда стремятся оправдать ожидания родителей, даже во вред себе.

Дети склонны все воспринимать на свой счет, особенно происходящее в семье. Если, например, дома ребенок часто становится свидетелем скандалов, он начинает считать себя их виновником. Лучше не давать повода для подобных мыслей. Это взрослые понимают, что не ребенок виноват в их ссоре, но ребенок воспринимает ситуацию по-своему.

Если мама прямо сказала ребенку что-то неприятное о нем, то он не только воспримет слова буквально, искренне поверит в них, он еще и преувеличит сказанное: «Я дурак, значит, я дурак. И не просто дурак, а самый глупый мальчик на свете. Маме ведь виднее». Это мнение о себе подсознательно может остаться у него на всю жизнь. Неудивительно, что так мало людей удовлетворены своей жизнью, способны достичь успеха в личных отношениях и в профессиональной деятельности - они привыкли считать, что успех не для них. Чтобы воспитать сильного и уверенного в себе человека, нужно научить ребенка любить себя и верить в лучшее! А любить себя он будет, если родители будут любить его. Поскольку добиваются успеха только люди, любящие себя, то на успех в жизни больше шансов есть у тех, кого любили родители.

Слова родителей - это программа действия для детей.

Два мальчика играют в луже.

Из одного окна выглядывает мама:

  • - Петя! Дурак! Болван! Ты зачем залез в лужу? Испачкаешься, идиот!

Из второго окна:

  • - Боря, ты же умный мальчик, что ты делаешь в этой луже?

Боря подумает: «Да, я умный мальчик. Так ведь мама сказала. Действительно, надо вылезти из лужи», а Петя подумает: «Да я же дурак, я могу и дальше сидеть в луже». Многочисленные эксперименты подтверждают, что если к детям начать относиться по-другому, они станут по-другому себя вести. Отношение к ребенку очень важно. Если родители непослушного ребенка станут относиться к нему как к послушному (например, часто хвалить его за хорошее поведение), то он начнет чаще слушаться. Если же послушному ребенку говорить, что он непослушный, то он начнет вести себя соответствующе. Каждый родитель в конечном итоге получает то, во что верит. Кто верит в то, что его ребенок умный, будет родителем умного ребенка, а кто уверен, что нет... что ж, его ребенок скорее всего так же оправдает веру родителей. Вера действительно творит чудеса. Вот почему в своего ребенка нужно верить: верить в то, что он хороший, умный, что он сможет достичь желаемого, что у него все получится.

Это заложено в человеческой природе - ожидания других людей влияют на нас и наше поведение, и мы сами способствуем тому, что эти ожидания оправдываются (так называемое самореализующееся пророчество). И если взрослые могут сопротивляться и не следовать ожиданиям других насчет себя, когда им эти ожидания не нравятся, то у детей это получается очень плохо. Еще в 60-х годах прошлого столетия на основании своего клинического опыта к этому выводу пришел д-р Альберт Молл, а позже американский психолог Роберт Розенталь серией научных экспериментов подтвердил его гипотезу. В частности, эксперименты показали, что ожидания учителя по отношению к академическим успехам ученика часто играют роль самореализующегося пророчества. А поскольку от родителей ребенок эмоционально зависит гораздо больше, чем от других людей, то чаще всего сбываются именно родительские ожидания.

Суть одного из экспериментов Розенталя состояла в следующем: в начале учебной четверти одной группе учеников сообщили, что по результатам тестов у них выявлены выдающиеся способности; другой же - что их способности ниже средних. Результаты ошеломили экспериментаторов: первая группа детей стала учиться гораздо лучше, а вторая - гораздо хуже, чем раньше, хотя дети были самые обычные, избранные для участия в эксперименте случайным образом. Главной причиной самоосуществления пророчества служит психологический феномен, заключающийся в том, что человек ожидает его реализации, и это ожидание определяет характер его действий (он сам делает все для того, чтобы это пророчество сбылось).

Данное явление получило в психологии название «Эффект Пигмалиона», в честь легендарного древнегреческого царя Пигмалиона, искусного в ваянии, который изваял такую прекрасную статую, что полюбил ее. Он обратился с мольбой к богине любви Афродите, прося оживить его возлюбленную. Богиня была настолько тронута силой его чувств, что вдохнула жизнь в статую, и царь получил свою Галатею. То есть Пигмалион получил то, во что искренне верил. Тем не менее хочу подчеркнуть, что он не только верил, но еще и приложил усилия для осуществления своего желания.

Именно потому, что ребенка легко запрограммировать, нельзя говорить детям «не беги - упадешь», «не бери нож - порежешься», «не бери бусинку - засунешь в ухо». Ребенок слышит это и делает. Лучше говорить «осторожно», «давай я тебе покажу, как пользоваться ножом». Разумнее использовать любую ситуацию для роста и развития, вместо того чтобы программировать детей на неудачи. Хотя это совершенно не значит, что не нужно ребенку рассказывать о том, что можно упасть, если быстро бежать, нож режет не только овощи, но и пальчики, а бусинки нужно использовать только определенным образом (то, что можно совать их в уши или нос, лучше вообще ребенку не подсказывать).

Именно поэтому очень важно говорить детям только приятные слова. Ребенок очень чуток на похвалу и ждет позитивной оценки себя и того, что он сделал. Похвала - это лучший стимул для личностного роста и развития. Если вы похвалили ребенка один раз, он захочет услышать эти слова снова. Хвалите ребенка дошкольного возраста часто, за любые, пусть даже самые маленькие достижения, и он будет стараться достичь большего. Но хвалите правильно: за конкретные дела. Говорите не просто общее: «ты молодец», а конкретное: «ты нарисовал красивый цветок», «ты хорошо сложил игрушки», «ты молодец, что помог мне убрать в шкафу».

Не следует вешать на ребенка ярлыки с детства или программировать на неудачи. Многократное повторение фраз: «ты -хулиган», «ты - неряха», «ты ничего не можешь сделать правильно», «не бегай - упадешь», «не бери - сломаешь» - это не что иное, как программирование поведения. Ребенок и упадет, и сломает, и вырастет неряхой или хулиганом, раз вы так хотите. Если не хотите, то лучше заменить эти разрушительные, негативные образы на позитивные и созидательные. Например, «ты хулиган», «ты неряха» можно заменить на «какой ты у меня активный», «о, у нас опять творческий беспорядок», «ты у меня изобретательный». «Не бегай - упадешь», «не бери - сломаешь» лучше заменить на: «бери осторожно», «бегай осторожно», «будь внимательнее».

Конечно, дети на то и дети, чтобы не всегда вести себя хорошо и послушно. Говорить ребенку, что он ведет себя нехорошо, и объяснять, почему нехорошо, тоже нужно, но важно донести до него мысль, что у него плохое поведение, а не он сам плохой. Говорить «ты плохой мальчик» или «ты плохая девочка» не стоит. Лучше сказать «ты хороший мальчик (хорошая девочка), но твой поступок плохой». Все мы делаем ошибки и совершаем не очень хорошие поступки, но ведь мы автоматически не становимся от этого плохими людьми, правда?

Родителям часто трудно правильно интерпретировать поведение ребенка, но если они знают хотя бы в общих чертах об особенностях детской психологии, это помогает им избежать самых больших недоразумений. Например, детские страхи часто ведут к конфликтам, если родитель не понимает их причин. Дети боятся многих вещей - то, что для взрослого пустяк, для ребенка может стать настоящей трагедией. Особенности детского восприятия мира нужно принимать как данность. Некоторые страхи появляются у ребенка благодаря самим родителям: если они специально его пугают в воспитательных целях. Особенно вредно пугать ребенка потерей близких, разрывом привязанностей: «Мама уйдет без тебя», «Тебя заберет чужой дядя». Мама никуда не уйдет и никогда не оставит ребенка, что бы он ни делал и как бы он себя ни вел, он должен об этом знать, а не опасаться того, что мама его бросит, не жить в постоянной тревоге. И дядя его не заберет - это жестокая ложь.

Дети должны иметь право на проявления своих эмоций, так как их подавление оборачивается проблемами в поведении и чревато болезнями. Нужно быть очень внимательным родителем, чтобы понимать ребенка и помочь ему преодолеть страхи. Страхи нужно побеждать, избавляться от них: если ребенок испытывает страх перед какой-то вещью (страшная картина, игрушка, страшное перышко) - уничтожьте ее вместе с ним и выбросьте. Так ребенок поймет, что уже нечего бояться - страх уничтожен. Если ребенок боится темноты - пусть свет горит постоянно.

Если ребенок боится того, что нельзя «победить» физически, уничтожив в реальном мире, этот страх можно победить при помощи сказкотерапии, при помощи придуманной страшной сказки. Проигрывая в воображении страшную сказку, где главный герой борется с тем, что является для ребенка главным страхом, ребенок победит свой страх. Дети (да и взрослые) всегда ассоциируют себя с главным героем сказки (любой другой придуманной истории), и когда тот побеждает зло (или то, что ребенок считает злом), то ребенку кажется, что это он его побеждает. Так уходят страхи.

А вот пугая ребенка раннего возраста бабаем или вымышленным злым дядей, который «сейчас придет и заберет тебя», можно, наоборот, поселить в нем страх. Такие «невинные» воспитательные приемы крайне опасны для психики ребенка. Если, рассказывая сказку, страх уничтожают, то, угрожая бабаем, страх, наоборот, зарождают.

Так же при помощи сказки ребенок может изменить свое поведение (область применения сказкотерапии достаточно широка), но по возможности лучше обратиться к специалисту, который проводит для детей такие «сказочные занятия». Хороший пример, как одна сказочная история помогла мальчику изменить поведение, есть в мультике «Как Петя Пяточкин слоников считал». Там, правда, была не сказка, а сон (история мальчику приснилась), но суть та же и принцип действия такой же.

Чтобы понять ребенка, родителю стоит чаще вспоминать себя самого в детстве. Ребенок во многом похож на своих родителей, и вообще детские переживания и мысли схожи, так что этот способ не раз родителей выручит. Что каждый из нас поймет, вспомнив свое детство? Что нельзя принуждать ребенка что-то делать без крайней необходимости (а крайняя необходимость - это вопросы безопасности). Что нельзя принуждать что-то говорить, если ребенок не хочет. Нельзя смеяться, когда ребенку плохо, даже если роди гелю с высоты его жизненного опыта причина плача кажется пустяком. Дети имеют право плакать «по пустякам». И не только девочки, но и мальчики. Не стоит говорить «фу, как некрасиво плакать, ты же мальчик». Перед вами ребенок в первую очередь, а уже потом это мальчик или девочка.

Слезы помогают ребенку легче принять запреты и ограничения, которые являются неотемлемой частью нашей жизни, адаптироваться к жизненным обстоятельствам, которые он не может изменить, и тем самым помогают ему полноценно взрослеть.

Ребенка также нужно жалеть, когда ему плохо. Это кажется очевидным, но многие родители - сознательно этого не делают, чтобы воспитывать в своих детях умение самостоятельно справляться с любыми, в том числе с эмоциональными проблемами. Потом они же удивляются тому, что ребенок не разделяет их чувств, и бывают оскорблены и поражены до глубины души черствостью ребенка-подростка.

Чаще всего подросший ребенок ведет себя по отношению к родителям и другим людям так же как они вели себя по отношению к нему. «На руки не 6paть, чтобы не избаловать», «не жалеть, когда плачет, чтобы впредь не приходил жаловаться», «не помогать, чтобы учился сам справляться с трудностями» - все это уроки, которые хорошо ребенком усваиваются и применяются потом в практике общения с близкими. Но близкие по-чему-то не рады успешному обучению, хотя именно они преподнесли ему эти уроки - «твои проблемы - это только твои проблемы», к близким не стоит обращаться, потому что помощи и сочувствия от них не дождешься.

А ведь именно для этого мама и нужна - чтобы помогать справиться с эмоциями, пока ребенок не может делать этого самостоятельно, и научить сопереживанию. Нет, я не имею в виду, что нужно плакать вместе с ребенком о потере игрушки, но стоит в нескольких словах выразить ему сочувствие и продемонстрировать свою эмоциональную поддержку (обнять, погладить по голове). Ребенок, которому некому пожаловаться или которому никогда «не нужно», чтобы его поняли и чтобы ему сопереживали, вовсе не самостоятельный - он просто одинок, не понят и не был понят близкими людьми. Из-за чего он скорее всего хорошо усвоил только две вещи: во-первых, сколько ни проси о сочувствии - его не будет; а во-вторых, что такое отношение к людям нормально.

Рождение собственного ребенка хорошо освежает память родителей - они вспоминают из своего детства даже то, чего не помнили раньше. Например, мой муж вспомнил, как обидно было ему маленькому, когда его отец по своему усмотрению «проводил ревизию» его вещей и «сокровищ» и большинство из них выбрасывал без спросу и предупреждения. Помня об этом, мой муж говорит, что нужно уважать право собственности ребенка на его игрушки и личные вещи.

У детей, кстати, очень развито чувство собственности, а понятия «мое» и «чужое» в раннем возрасте еще плохо различаются. Или не различаются вообще: свои вещи дети в раннем возрасте вообще не любят давать другим, но все чужое, что ребенок увидел, ему сразу же хочется присвоить и никому не отдавать. А уж если это его игрушка, то ею не хочется делиться, как бы ребенка ни убеждали, что делиться нужно, а «жадничать некрасиво». Ребенок не «жадничает», для него такого понятия вообще не существует, поэтому не стоит обзывать детей «жадинами-говядинами», когда они не хотят давать поиграть своей игрушкой другому ребенку или даже обменяться с ним игрушками на время. Наоборот, нужно поддержать в этом своего ребенка или чужого (если чужой не хочет давать свою игрушку) и таким образом научить детей уважать права других.

Часто родителям бывает неловко за подобное поведение своего ребенка, и они пытаются сделать так, чтобы окружающие не имели повода их осуждать. Например, родители пытаются вызвать у ребенка чувство вины, обижаясь на него за его нежелательное поведение. Они стыдятся поведения ребенка перед другими и ради того, чтобы иметь причину гордиться, готовы на все, что угодно. Чаще всего в ход идут наказания и обиды, унижения и оскорбления, взывания к совести и упреки в том, что ради нерадивого чада жертвовали многим. А оно того стоит? Неужели одобрение соседа важнее чувств родного ребенка?

Стоит научиться всегда быть на стороне своего ребенка, особенно тогда, когда он прав, например, если он не дает другому ребенку свою же игрушку - ведь он имеет на это право. Не хочет давать свою игрушку? Значит, не хочет. Извините, в другой раз. Лучший способ научить делиться - научить обмениваться игрушками: «ты - мне, я - тебе». Это более справедливо, чем дать кому-то поиграть свою игрушку просто так. Со временем ребенок научится и меняться игрушками, и делиться ими, и поймет, что чужие вещи без разрешения трогать нельзя. Главное, не упрекать ребенка за то, что он ведет себя как ребенок, пока не дорос до другого поведения.

Мне кажется, что самый лучший способ понять чувства и потребности ребенка - жить «здесь и сейчас». Это вообще лучший способ понять человека, поскольку обостряется восприятие действительности и легче настроиться на «нужную волну». Не менее важно научиться ставить себя на место ребенка. Этот совет знают все - хочешь кого-то понять, попытайся поставить себя на его место. В случае с ребенком это затруднено тем, что взрослые и дети по-разному воспринимают мир. Ребенок все воспринимает буквально, «за чистую монету». Например, если 2-3-летний малыш смеется над папиной шуткой, это не значит, что он понимает, что это шутка. Нет, он думает, что это правда, а смеется потому, что просто подражает окружающим.

С рождения ребенок доверяет родителям полностью, на 100%. Доверие важно не растерять. Как это сделать? Во-первых, никогда не врать ребенку. И тем более не врать, одновременно пугая его, например, «если ты не будешь слушаться, я отдам тебя этому дяде». Подросший ребенок скорее всего перестанет бояться подобных угроз, зато у него засядет в подсознании убеждение, что родителям верить нельзя, или страх, что они могут отдать его чужому человеку. Во-вторых, если родители что-то пообещали, лучше сдержать свое слово, иначе ребенок так же очень быстро поймет, что родителям верить нельзя, и проблем во взаимоотношениях не избежать.

Взрослым не стоит обижаться на ребенка. Обида - это демонстрация слабости и бессилия, именно поэтому взрослые, которые кажутся детям всезнающими и всемогущими, не должны ее показывать по отношению к ребенку. Взрослый, который обижается на ребенка, сам ведет себя как ребенок. Одна мама так сильно обиделась на ребенка, что написала письмо психологу в журнал. Его содержание было приблизительно такое: «Недавно, когда мой трехлетний сын играл, я подошла к нему и спросила, что он делает. На что он мне сказал". "Уйди, ты мне мешаешь ". Мне было очень больно. Почему он так поступил?»

Потому что он маленький. Это очевидный ответ. Иначе поступить мальчик, видимо, не мог, а мама вместо того, чтобы преподнести ему урок, как было бы правильно себя повести, показала ему, как вести себя неправильно. Она позволила себе обидеться на того, кто слабее ее, чье эмоциональное состояние во многом зависит от ее состояния. В подобном случае можно сказать: «Извини, я не хотела тебе мешать. В следующий раз спокойно скажи, что ты хочешь поиграть один. Договорились?» Даже если ребенок подрастет и скажет родителю «я тебя ненавижу», не стоит воспринимать эти слова как конец света, тем более что это неправда. Это говорит в ребенке обида на родителей, и там, где взрослый сказал бы «меня это очень злит», ребенок говорит «я тебя ненавижу».

Родителям нельзя показывать ребенку свой страх или неуверенность, так как это очень пугает ребенка и он чувствует себя беззащитным. Дети любят стабильность - она дает им ощущение безопасности. Ребенка также пугают и тревожат скандалы в семье: когда он видит их, его привычный мир рушится, он думает, что сам виноват в них. Да-да, детям всегда кажется, что они являются главной причиной всего происходящего в окружающем мире, особенно если происходит что-то плохое.

На формирование личности ребенка более всего влияют не реальные отношения в семье, а его личное восприятие этих отношений, личная интерпретация. Поэтому, если родители уверены, что «милые бранятся - только тешатся», они должны понимать, что ребенок этого мнения не разделяет и при любых их ссорах чувствует себя ужасно. Не стоит нагружать ребенка взрослыми проблемами и рассказывать ему, как плохо маме или папе, как трудно и т.п. Если маме или папе не с кем делиться своими проблемами, это не значит, что они могут рассказывать все ребенку, и тем более не следует поручать ребенку решать свои проблемы, например, мирить родителей. Ребенок не может нести такой огромный эмоциональный груз, он непосилен для него, лишает его покоя и беззаботности. Это ребенок должен находить эмоциональную поддержку у родителей, а не они у него. Тем более родители не должны становиться причиной душевных страданий ребенка.

(отрывок из книги Г. Стар «Гороскоп вашего ребенка»)

При помощи гороскопа ребенка можно выяснить, каким образом он воспринимает своих родителей. Эти ощущения играют важную роль в реакции ребенка на своих родителей.
Мы воспринимаем наш личный универсум изнутри. Если мы уравновешены и счастливы, то мир выглядит дружественным. Окружающих мы воспринимаем как людей, готовых помочь и поддержать. Однако, если мы страдаем от эмоциональных ран и биологических спадов или испытываем какие-либо другие проблемы, то наше восприятие омрачается. Мир предстает перед нами темным и холодным, а другие люди могут казаться настроенными враждебно и недружественно.

Так чувствуют, в первую очередь, дети. Если ребенок физически или эмоционально чувствует себя плохо, то от этого страдает также его поведение и реакции. Как дети, так и взрослые в отношениях с другими людьми переносят на них свои чувства и восприятия.
Многие части целого живут в нашем внутреннем мире. На очень глубоком фундаментальном уровне у нас есть восприимчивая женская сторона (анима) и мужская сторона, стремящаяся наружу (анимус). Понимание этих обеих сторон жизни можно развить только путем идентификации себя с другими людьми.

Эта концепция анимы и анимуса была разработана К. Г. Юнгом и внесла большой вклад в объяснение способа функционирования человеческих отношений. Женская сторона вначале идентифицируется с матерью, а мужская - с отцом. Поэтому, при изучении гороскопа ребенка мы можем описать женский способ восприятия через Луну (мать) и Венеру (женщину), а мужской способ восприятия - через Солнце и Сатурн (отца), а также Марс (мужчину).

Ребенок познает себя самого, перенося (проецируя) свои потребности на других людей из своего окружения. От родителей ему необходимы совершенно определенные вещи для выработки достаточно сильного чувства своего собственного "я".
Солнце, представляющее первоначальную, мужскую энергию в гороскопе, соответствует чувству своего собственного "я". Это чувство личной самобытности сильно связано с первыми взаимоотношениями с отцом и позднее - с общением с другими важными лицами мужского пола.
Солнце оказывает сильное влияние на то, каким образом ребенок познает своего отца. Если отец готов оказать помощь и надежен, то ребенок воспринимает свою индивидуальность как стабильную и надежную основу собственного развития.
Мать зачастую берет на себя роль обоих родителей ребенка. В этом случае энергия отца (Солнце) проецируется на мать или на других мужчин, играющих в какой-то мере важную роль. Эта мысль еще будет развита и углублена в данной главе при изучении различных вариантов положения планет.

Способ восприятия отца ребенком определяется его внутренним миром. Я наблюдала это при оказании консультаций семьям, имеющим несколько детей. В одной такой семье каждый ребенок имеет одинаковый знак Зодиака. Все эти дети описывали отца при помощи одинаковых понятий. Однако в другой семье, имеющей четверых детей разного возраста, знаки Зодиака были разными. Каждый из этих детей описывал своего отца по-своему.
Потребность во внутренней уверенности тесно связана с Луной, которая является проекцией матери. При помощи Луны мы находим смысл эмоционального самовыражения и изначальных женских аспектов своего собственного "я". Отношения с матерью и женщинами символизируются при помощи Луны. То, в чем совершенно конкретно нуждается ребенок для того, чтобы чувствовать себя самым, описывается через знаки Зодиака и положение Луны созвездии. Данная потребность после этого переносится на мать.
Существуют и отцы-одиночки. В этом случае энергия Луны переносится на отца. Другие личные планеты также показывают, что нужно ребенку от своих родителей.

Меркурий показывает, какие потребности в общении имеет ребенок, какой поучительный опыт является наиболее подходящим, и каким образом духовно проявляется свое собственное "я".
Венера, выражающая искусства и любовь, является женским аспектом собственного "я". Это можно узнать, изучив способ восприятия любви ребенком и его чувство Прекрасного.
Телесное самовыражение символизируется Марсом, который показывает, какую физическую активность ребенок Хотел бы разделить со своими родителями. Марс является одним из мужских начал в гороскопе.

Юпитер сообщает нам определенные сведения о позициях ребенка в области философии и морали. Такие позиции сначала, прививаются родителями и учителями, а затем - обществом. Сатурн показывает, каким образом ребенок реагирует на дисциплину, упорядоченность и последовательность, и сколь велика его потребность в них. Сатурн является также фактором, связанным с отцом, поскольку отец первоначально брал на себя роль строгого учителя и был движущей силой в семье. В связи с тем, что в настоящее время эти семейные структуры изменяются, многие матери обеспечивают энергию Сатурна.

Внешние планеты Уран, Нептун и Плутон познаются на более глубоком психологическом уровне. Такие энергии связны с уровнями сознания вне личности. Большинство детей имеют еще менее выраженное ощущение этих трансперсональных энергий, за исключением случаев, когда это связано с личными планетами или с Юпитером или Сатурном. Если родители не олицетворяют эти более высокие начала, то ребенок ощутит их только в случае формирования им чувства собственного достоинства вне пределов влияния родителей.

Восприятие матери

Созвездие, в котором находится Луна, описывает способ восприятия ребенком своей матери. Не имеет значения, видит ли сама мать себя в этом свете или нет - ребенок просто воспринимает ее таким образом, поскольку переносит на нее свои собственные потребности в ощущении спокойствия. Когда ребенок станет взрослым, именно эти ощущения будут определять, каким образом этот человек возьмет на себя роль кормильца.

Если Луна находится в знаке Овна , мать воспринимается как весьма независимая и энергичная.
Если Луна находится в знаке Тельца , то мать кажется стабильной, консервативной, властной, расчетливой и физически крепкой.
Если Луна находится в знаке Близнецов , то мать воспринимается как духовно активная, разговорчивая, непостоянная и иногда неопределенная.
Если Луна находится в знаке Рака , то мать кажется кормильцем, защитником, а иногда - человеком, подавляющим окружающих его людей.
Если Луна находится в знаке Льва , то мать производит впечатление человека властного, с сильной волей и довольно величественного.
Если Луна находится в знаке Девы , то мать выглядит придирчивой и аккуратной, вечно озабоченной вопросами здоровья и правильного поведения. То, что делает она, является образцом совершенства!
Если Луна находится в знаке Весов , то мать воспринимают как женщину, которую интересует только своя внешность, и которая в своих действиях постоянно должна опираться на кого-то. Ребенку "с Луной Весов" мать может казаться особенно прекрасной и представляться идеалом подлинной красоты.
Если Луна находится в знаке Скорпиона , то ребенок подспудно ощущает власть, исходящую от матери. Она являет понимание, но порой производит угрожающее впечатление.
Мать обычно считают высоко духовным человеком - проекцией Святой Богини.
Если Луна находится в знаке Стрельца , то ребенок воспринимает мать как учителя духовной истины. Она может казаться очень независимой и иногда ненадежной.
Если Луна находится в знаке Козерога , то человек что его мать придерживается целого ряда строгих правил поведения. Она выражает контроль, организованность, решительность и настойчивость.
Если Луна находится в знаке Водолея , то ребенок считает свою мать практически недоступной и очень непривычной женщиной. Мама кажется ему человеком свободных взглядов, любящим новое и весьма интеллектуальным.
Если Луна находится в знаке Рыб , то мать предстает воплощением идеала. Возможно, она кажется ребенку ангелом, успокаивающим его и производящим мистическое впечатление. Ему может быть трудно понять ее, поскольку Она не всегда кажется совершенно реальной.
Знак Луны символизирует тему, которая лежит в основе женской сущности ребенка. Это переносится на мать. Положение других планет относительно Луны оттеняют эти ощущения. С Помощью гармоничных аспектов ребенок может легче противостоять психологическим травмам первых лет своей Жизни и получать при этом более эффективную поддержку.

В противном случае он будет иметь дело с последствиями эмоционально тяжелых ситуаций лишь тогда, когда повзрослеет и будет поглощен самоанализом.

Луна и Меркурий
Если Луна и Меркурий благоприятно расположены по отношению друг к другу) то каналы коммуникации между матерью и ребенком являются свободными. Ребенок воспринимает мать как общительного человека. С учетом напряженного аспекта общение позднее зачастую означает разногласия и споры!

Луна и Венера
В зависимости от положения Луны и Венеры мать и ребенок взаимно оказывают друг другу помощь в области искусства. Красота и мать являются для ребенка синонимами. Если расположение планет неблагоприятно, то возможно, что мать будет пытаться заставить ребенка пережить за нее свои собственные художественные фантазии.

Луна и Марс
Если Луна и Марс связаны друг с другом в гороскопе ребенка, то ребенок, возможно, воспримет свою мать как воинственную женщину, готовую защищать свои собственные права и свою веру. При напряженном аспекте гнев ребенка зачастую переносится на мать. Иногда эти дети имеют легко возбудимый темперамент, и пример матери им нужен для того, чтобы дать положительные установки на то, чтобы научить их справляться с такими ситуациями. Если матери трудно совладать с яростью и гневом, то ребенок внутренне будет испытывать глубокое чувство расстройства из-за своего собственного чувства гнева.

Луна и Юпитер
При благосклонном расположении Луны и Юпитера мать, которая помогает ребенку одеться и умыться, может показаться чрезмерно заботливой. ("Съешь все, ничего не оставляй на тарелке!"). Духовные ощущения ребенка также подчинены этому стремлению к экспансии и формируются в зависимости от матери.

Луна и Сатурн
Аспекты Луны и Сатурна зачастую могут вызывать чувство отчужденности в отношениях с матерью. Такое расположение планет я часто наблюдала в гороскопах первенцев, чьи матери только начали понимать ответственность и ограничения, которые неизбежно несет с собой материнство. Эти дети часто чувствуют, что им по сравнению с другими детьми приходится очень быстро взрослеть и раньше брать на себя ответственность.
Очень важно, чтобы мать не внушала ребенку, что он должен быть совершенным. Она должна разрешать ему иметь свои собственные достоинства, а также собственные недостатки. Эти дети иногда ощущают, что мать не удовлетворяет их фундаментальные потребности, и ищут замены тому, чего им недостает. При неблагоприятном расположении планет ребенок воспринимает мать как чрезмерно осуждающего его человека. Он может испытывать чувство вины, если не сможет выполнить те строгие требования, которые, как ему кажется, предъявляет к нему мать.

Луна и Уран
Дети "Луна-Уран" считают свою мать единственной в своем роде. Такая уникальность может быть для ребенка полезной, однако он может и подумать: "Моя мать - сумасшедшая. " При напряженных аспектах планет ребенок воспринимает свою мать ненадежной при кормлении, защите и оказании помощи. В течение одного дня мама уравновешенна и доступна, а на другой день она недосягаема. Столь же противоречиво ее поведение относительно степени независимости ребенка. Мать должна стремиться действовать в гар-монии с ребенком. Ребенок считает маму интуитивным существом, и то, как она использует эту интуицию, оказывает огромное влияние на его способность правильно реагировать в будущем на свои интуитивные ощущения. Когда ребенок достигает школьного возраста, мать может казаться ему принципиально отличающейся от других матерей. Если мать уверена в понимании своей индивидуальности, то ребенок не будет иметь с этим проблем. Однако, если она действовала непредсказуемо и без чувства собственного достоинства, то ребенку нелегко разобраться в своих чувствах по отношению к ней.

Луна и Нептун
При гармоничных аспектах Луны и Нептуна ребенок воспринимает мать довольно непонятным, сверхчувственным или труднодоступным человеком. В большинстве случаев мать кажется ему возвышенной или, возможно, интересующейся духовными сторонами жизни, которые являются труднодоступными для его понимания.
При гармоничных аспектах планет это ощущение легче усваивается и принимается.
Мать должна воплощать собой идеал совершенства. Если ей это не удается, ребенок может испытать чувство горького разочарования, и в дальнейшей жизни ему будет трудно сформировать правильное отношение к женскому началу своего собственного "я" и к другим женщинам.
Мать может создать для ребенка ложные иллюзии. Например мать - алкоголичка или когда она пытается уйти от реальности каким-либо иным способом. Иногда ребенок испытывает трудности при отождествлении себя с матерью или он, возможно, думает, что его действительно оставил перед дверью в дом какой-то незнакомец.

Луна и Плутон
При благоприятных аспектах Луны и Плутона ребенок может думать, что у его матери есть глаза и на затылке. Она является могущественной, все понимающей и воспринимается "всезнающей". Ребенок может испытывать чувство, что его мать имеет власть над жизнью и смертью. При неблагоприятном расположении планет это может отрицательно сказаться на его развитии, если такому ощущению не будет оказано решительное противодействие.
Мать, возможно, кажется человеком с ярко выраженным стремлению к осуждению. Возможно, что от нее ожидают, что она будет "супер женщиной", которая прекрасно готовит и, кроме того, может перепрыгнуть одним единственным прыжком огромный дом. Такая проекция происходит из глубинных слоев психики, в которых ребенок ощущает, что мать должна быть неким сверхчеловеком.
В некоторых случаях мать является настолько могущественной, что ребенок чувствует себя поглощенным ею и теряет всякое ощущение своего собственного "я". Чувства ребенка являются интенсивными и зачастую болезненными. Возможно, что мать воспринимается как тяжелый человек, подавляющий ребенка своей собственной эмоциональностью.
Мать может помочь ребенку, попытавшись установить с ним открытое общение. Она должна давать ему возможность узнать и применять его собственную силу еще в ранние годы.
Если мать завладеет детским ощущением личной силы, ребенку впоследствии будет трудно найти себя и достичь эмоциональной открытости. Если мать посылает сигналы типа "Ты не должен это чувствовать", то могут возникнуть серьезные проблемы. Иногда это проявляется в тех случаях, если Луна связана с Плутоном. Ребенок думает: "Со мной что-то не в порядке, если я испытываю такое чувство". Или: "Если я расскажу об этом маме, она оторвет мне голову".

Восприятие отца
Ощущения ребенка, связанные с отцом, в сильной степени символизируются энергией Солнца в гороскопе. Взаимное расположение Юпитера, Сатурна и внешних планет придают этим ощущениям особенный оттенок. И, конечно, качественные характеристики созвездий отражают специфические характеристики, которые дополняют эти ощущения.

Солнце и Юпитер
При аспектах между Солнцем и Юпитером отец является великим добытчиком, который иногда в качестве компенсации за недостаточно уделяемое ребенку время представляет множество материальных вещей. Его можно рассматривать как оптимиста или энтузиаста. При напряженном аспекте Солнца и Юпитера ребенок иногда чувствует, что отец ждет от него слишком многого. Если это так, то возможно, что ребенок постоянно "расширяет" правду о своих успехах, чтобы услышать от отца слова признания и похвалы.

Солнце и Сатурн
Астрологи полагают, что аспекты между Солнцем и Сатурном означают тяжелые взаимоотношения между отцом и ребенком. Ограничивающее, тормозящее и разделяющее влияние Сатурна в коллизии с динамической силой воли Солнца не способствует миролюбию и гармонии!
Ребенок может чувствовать, что отца у него нет. Он может быть физически недосягаемым из-за смерти, развода или профессии, которая заставляет его полностью выкладываться. Какими бы ни были причины, ребенок очень четко ощущает отсутствие отца. Из этого следует, что он реагирует неадекватно, если чувствует, что папа относится к нему слишком критически или слишком требовательно. Если отец отсутствует, ребенок может почувствовать себя брошенным. Это может привести к интенсивному ощущению вины: "Я был настолько плохим, что папа ушел".
Подобные чувства могут привести к заторможенному самовыражению. Это может проявиться в том, что недоверие будут вызывать все люди и все авторитеты. Таким детям нужно, чтобы отец и другие мужчины, занимающие важное место в их жизни, нежно, терпеливо и заботливо направляли их действия.

Солнце и Уран
Аспект Солнца и Урана может вызвать ощущение исключительности отца.
Это может также привести и к тому, что ребенок будет воспринимать отца как слишком невыдержанного человека, ненадежного и необязательного. Иногда ребенок считает отца единственным в своем роде существом, которым он сам никогда не сможет стать. Он видит своего отца по ту сторону всяческих общественных границ и структур, откуда тот предлагает ребенку отличающиеся от нормы точки зрения на жизнь. Если ребенок получит возможность показать отцу свою уникальность, он будет меньше испытывать чувство изолированности от общества:

Солнце и Нептун
Аспекты Солнца и Нептуна являются особенно неблагоприятными в детстве, поскольку уклончивая природа Нептуна с трудом позволяет ребенку увидеть "настоящего" отца. Папа сверх идеализируется, он даже может исчезнуть. Я часто наблюдала напряженные аспекты Солнца и Нептуна в гороскопе у детей, отцы которых оставили семью, когда дети были совсем маленькими. Такое расположение планет часто встречается и у детей, отцы которых - алкоголики или наркоманы. Солнце, находящееся под двенадцатым знаком Зодиака, может также свидетельствовать об аналогичных соответствиях.
Даже более благоприятное расположение планет создает энергию, из-за которой ребенок видит только "воображаемого", а не настоящего отца. Это может привести к проблемам в самоощущении ребенка, поскольку ролевая модель видится через розовые очки. Возможно, что ребенок видит отца почти что святым, и испытывает разочарование, когда понимает, что это не так. При таком расположении планет необходимо, чтобы отношения между родителями и ребенком были откровенными.

Солнце и Плутон
Аспекты Солнца и Плутона схожи с ощущениями, связанными с Луной-Плутоном. Ребенок видит в своем отце супергероя. Вы знаете этот тип. Внешне он выглядит совершенно обычно, а внутри преображается в супермена. Ребенок, вероятно, считает своего отца всезнающим и всемогущим, а это может блокировать способность реализации своих личных сил.
При различных вариантах расположения Солнца и Плутона, особенно при напряженных аспектах, ребенок может воспринимать отца бесцеремонным и безжалостным.
Иногда отец вообще не проявляет эти качества. Они возникают в фантазии ребенка благодаря наблюдениям за жизненными ситуациями.
У ребенка, стоящего под знаком взаимоотношения между Солнцем и Плутоном, может очень легко развиться чувство, что отец не хочет, чтобы он жил. Отцы таких детей должны постоянно напоминать им, что они их действительно любят и ценят.

Сатурн и отец
Положение Сатурна в гороскопе позволяет легче понять, в каком образе отец предстает перед ребенком. Сатурн приносит организованность, форму и прочность. Энергия Сатурна часто ощущается осуждающей и ограничивающей, особенно в детстве. Многие дети совсем не радуются перспективе быть "ответственными" - это то, чего ожидают от взрослых, а не от детей!
Положение Сатурна символизирует не только физического отца, но и также авторитетных деятелей общественной жизни. Отец обычно является моделью, которая дает ребенку уроки авторитета. Созвездие и знак Зодиака, под которым находится Сатурн, а также их аспекты описывают, каким образом ребенок реагирует на дисциплину, ответственность и порядок. В этих областях влияние отца, по-видимому, является очень сильным.
Несмотря на то, что мы не всегда можем определить, какими видят себя сами родители, мы можем понять, как видит ребенок своих родителей. Это может помочь родителям понять взаимоотношение потребностей ребенка со своими собственными потребностями. Родители склонны проецировать ребенка на себя самих, а некоторые дети признают такие отражения труднее, чем другие. Сами дети также проецируют определенные качества и позиции на своих родителей.
Такой процесс отражения может без ограничения идти в обе стороны, пока родители не начнут давать ребенку возможность познать отражение своего собственного "я". Чем активнее протекает сознательный обмен между родителями и детьми, тем значительнее могут быть мощные процессы изменения в жизни ребенка. Делая это, мы можем начать преодолевать пропасть между родителями и детьми.

Мама по знакам Зодиака

Ректор Академии Астрологии, доктор астрологии М. Левин
Как-то на астрологическом семинаре один практикующий астролог сказал, что большинство родителей - эгоисты. - "Почему?" - "На консультации обычно спрашивают о работе, о деньгах, о любовных делах, о здоровье, а если и задают вопрос о детях, то лишь в самом конце". Я тогда подумал, что, возможно, дело не в эгоизме. Может быть, родители просто не знают, что спросить о детях у астролога. Вскоре после этого разговора мне пришлось делать доклад на конференции в Вологде. Организовали конференцию местные врачи и психологи, и пригласили астрологов из столицы, чтобы как-то наладить контакты между такими близкими науками. Ведь и медицина, и психология, и астрология занимаются человеком. Я подготовил доклад по астрологии раннего детства - чем может помочь астролог родителям в первые недели и месяцы жизни ребенка. И после доклада ко мне выстроилась целая очередь мам - все хотели что-нибудь узнать о своем ребенке.
Запомнился тогда один случай. Молодая мама, 21 года, подозревает, что у сына психическое заболевание. Мальчику два с половиной года, физическое и умственное развитие нормальные. Поведение, в общем, тоже нормальное и вдруг без видимых причин мальчик начинает плакать и набрасывается на мать с кулаками. Она не может понять, в чем причина, но это ее очень пугает.
Время рождения ребенка мать знала точно, гороскоп мальчика я рассчитал на компьютере за несколько минут, и, взглянув на гороскоп, удивился. По гороскопу вполне нормальный ребенок, правда, очень эмоциональный, со слабой нервной системой. В дополнение к этому, сенситивен, то есть сильно чувствует эмоциональную атмосферу и настроение окружающих. Никаких признаков психических отклонения я не увидел. Только напряженное положение Марса и Венеры показывало, что мальчик плохо владеет своими эмоциями.
Я решил, что надо посмотреть карту матери. Построил гороскоп (астрологи говорят "построить гороскоп", а не "вычислить"). Из гороскопа было видно, что она - человек, погруженный в себя, в свои переживания. Эмоции сильные, но плохо организованные. В общем, в эмоциональном отношении она сама еще ребенок.
Начал ее спрашивать о семье, о семейных отношениях. Выяснилось, что муж дома бывает очень мало. Сама она не работает, сидит дома с ребенком, и зачастую чувствует себя очень одинокой. И вдруг во время разговора я увидел, что женщина как бы "пропала" куда-то. Конечно, она оставалась здесь, напротив меня, но очень сильно ушла в себя, задумалась, перестала воспринимать окружающее. Контакт оборвался, и произошло это внезапно. - "Скажите, я часто у Вас бывают такие состояния?" - "Часто". - "А Вы не замечали, истерики Вашего ребенка связаны с этими состояниями?" - "Да, когда я так задумываюсь, он начинает кричать, плакать, и бросается на меня с кулаками".
Все сразу стало на свои места. Так бывает, когда складываешь картинку из отдельных деталей. Живут они одни. Муж дома бывает мало. Ребенок большую часть времени видит только мать. Мама занята, в основном, собой. Сына она, конечно, любит, но по своим эмоциям она сама еще не очень взрослая, и ребенок для нее зачастую игрушка, иногда эмоциональная опора, а иногда обуза. Она начинает активно возиться с ребенком, чтобы ослабить чувство одиночества, а потом вдруг уходит в себя. А ребенок у нее эмоциональный, увлекающийся, и при этом чувствительный, остро реагирует на ее состояния. Сначала он втягивается в контакт с матерью, а потом, когда она замыкается в себе, у него возникает ощущение, что его бросили, он в шоке, и набрасывается на мать, потому что это она его так обидела.
Удивительно - мать рядом, а ребенку кажется, что его бросили. Но дети воспринимают мир немного иначе, чем взрослые. Они не умеют еще отделять внешнего от внутреннего, для них эмоциональное ощущение присутствия так же реально, как и физическое присутствие. Мы взаимодействуем друг с другом не только на физическом плане. Каждое наше слово и каждый жест сопровождаются психической энергией. И мы постоянно обмениваемся ей друг с другом. В разговоре обмен энергией иногда важнее слов, поэтому так важны для нас разговоры вроде бы ни о чем - они дают нам ощущение близости и энергетический контакт. Если собеседник отвлекся, чувствительный человек сразу же ощущает это, чаще подсознательно, и старается опять привлечь внимание. Энергетический обмен происходит на подсознательном уровне, но от этого он не менее реален, чем контакт физический. И дети это чувствуют значительно сильнее взрослых. Объективное мышление у них пока не очень развито, интуиция еще не подавлена. И энергетический уход матери ребенок ощущает как уход физический. Конечно, все дети разные. Одному достаточно только присутствия матери, другой вообще спокойно играет в одиночестве. Но в данном случае ребенок очень эмоционален, ему нужен более интенсивный контакт.
У этой проблемы два решения. Либо мать начнет заниматься сыном всерьез, либо надо найти кого-нибудь, кто сможет дать ребенку полноценное эмоциональное общение, например, приходящая няня. Иначе у ребенка может совсем расшататься нервная система.
Поэтому любой матери полезно знать особенности своего взаимодействия с ребёнком. Эти особенности можно описать, если учесть зодиакальный знак матери. Конечно, подобное описание даёт только самые общие черты поведения матери, поскольку, как мы уже писали в предыдущих номерах, кроме Солнца есть и другие планеты, и ещё восходящий знак. Конкретно ваше поведение в роли матери может отличаться от описания. Но всё равно, прочтите. Может быть, вы обратите внимание на то, чего не замечали ранее.
Солнце мамы в земном знаке. Эти матери очень заботливы, в первую очередь в материальном отношении. Дети хорошо накормлены, одеты, ухожены. Они даже чрезмерно опекают своих детей, что детей со слабой индивидуальностью совсем лишает самостоятельности, а у детей с сильной индивидуальностью вызывает протест и желание поскорее сбежать из дома.

Кроме этого мама-Телец стремиться привязать ребёнка (чаще дочь, чем сына) к себе и контролировать его жизнь даже и после брака. Зато эмоционально Тельцы дают ребёнку очень много.

Мама-Дева очень заботлива и готова поддерживать ребёнка всю жизнь, но она выражает свои чувства больше делом, а ребёнку зачастую не хватает просто ласки.

Мама-Козерог слишком организована. Чрезмерно серьёзное отношение к правильному режиму и порядку в доме может вызвать у ребёнка чувство несвободы. Правда это уравновешивается уважением к личности ребёнка. При этом дети Козерогов развиваются быстрее в интеллектуальном плане. Им так же, как и детям Дев, не хватает ласки. Сдержанность Дев и Козерогов в проявлении любви - причина их медленного эмоционального развития.
Солнце мамы в водном знаке. Эмоциональная атмосфера в доме даже чересчур интенсивна. Дети этих мам не испытывают недостатка в родительских эмоциях. Оборотная сторона этого - чрезмерное беспокойство о детях и тревожность. У детей это понижает устойчивость нервной системы. Кроме того, слишком интенсивное эмоциональное развитие детей под влиянием родительских чувств.
Мама-Рак тепла и любвеобильна, но слишком серьёзно относится к воспитанию детей и их учёбе. Зато их дети вырастают очень семейными и домашними. Правда, раннее эмоциональное развитие под влиянием маминых чувств создаёт в дальнейшем детям проблемы в сердечных делах.

Мама-Скорпион постоянно создаёт детям эмоциональные стрессы. Она склонна вмешиваться во все ситуации в жизни ребёнка, сама переживая их очень остро. Им хочется постоянно держать детей в поле своего контроля. При этом, конечно, ограничивая самостоятельность ребёнка в эмоциональной жизни, она оказывает ему очень сильную поддержку.

Мамы-Рыбы не умеют чётко провести границу между собой и детьми, Они ощущают детей продолжением самих себя, Поэтому дети зачастую посвящены в такие подробности их жизни, которые им рано знать. Это способствует более раннему становлению ребёнка в эмоциональной и сексуальной жизни, но лишает их прочной этической опоры.

Солнце мамы в воздушном знаке. Эти мамы строят отношения с детьми "на равных", постепенно переходя от родительской опеки к дружескому общению. Это очень хорошо для социального становления детей. Но их детям зачастую не хватает родительского авторитета. Это в большей степени относится к мамам Близнецам и Весам.

Мамы-Близнецы легки в общении со своими детьми, но поверхностны. Поэтому дети очень рано перестают обращаться к ним за советом, даже когда мама реально могла бы помочь. Но дружеские отношения с детьми сохраняются на всю жизнь.
Мама-Весы для своего ребёнка скорее подруга, чем мама. Особенно это относится к дочери. Когда дочка подрастает, то они не как мама - дочь, а как две подруги. Такое воспитание очень помогает детям в их дальнейшей сердечной и семейной жизни. Но если мама одинока, она ожидает от ребёнка, что он восполнит ей недостающего партнёра, тем самым, навязывая ему свою эмоциональную жизнь. Если же у них бурный роман, то они могут вообще забывать про своих детей.

Мама-Водолей самая авторитарная из всех воздушных знаков. Поэтому дети с сильной индивидуальностью вырастают у них бунтовщиками. Детей со слабой индивидуальностью они могут совершенно подавить и на всю жизнь привязать их к себе. В большей степени это касается дочерей. Сыновья же мам-Водолеев часто становятся мужьями-"подкаблучниками".
Солнце мамы в огненном знаке. Их дети в социальном отношении взрослеют раньше и более самостоятельны, поскольку им изначально предоставлено больше свободы. Но и внимания им уделяют меньше. Дети не успевают достаточно побыть детьми, поэтому в дальнейшем им не хватает эмоциональной устойчивости при хорошо развитых волевых качествах.

Мама-Овен слишком рано начинает считать своих детей взрослыми. Её дети вырастают свободными и самостоятельными, но у них укороченное детство. На них рано возлагают ответственность за дом. При этом мама, сама того не замечая, организует жизнь в доме так, как ей удобнее, не учитывая детских потребностей. Поэтому у детей ослаблено "чувство дома", что в дальнейшем кладёт отпечаток на их семейную жизнь.

Мама-Лев лучше видит себя, чем детей. Она любит поговорить о детях с подругами, но внимание уделяет в основном внешней стороне. Дети у неё выглядят хорошо и красиво одеты, но их внутреннему миру уделяет недостаточно внимания.

Мама-Стрелец более внимательна к ребёнку, чем Лев и Овен, помогает ему в интеллектуальном развитии. Но в эмоциональной жизни дети слишком рано предоставлены сами себе. Поэтому их личная жизнь складывается "как повезёт".