Лекция Тема: «Период грудного возраста» (физическое и нервно-психическое развитие). Грудной период, его характеристика Физическое развитие детей грудного возраста

Грудной возраст малыша — это период с 29 дня его жизни (первые четыре недели ребенок считается новорожденным) до окончания первого года жизни. Можно только удивляться тому, какие значительные изменения происходят за такой короткий период. Вот малыш еще не умеет управлять своим телом и рассказать маме о своих желаниях может только посредством крика, а к году его умения и требования уже являются практически осознанными. Что же происходит за эти 12 месяцев?

Первый год жизни

Если сравнивать с другими возрастными периодами, то за первые 12 месяцев организм малыша усиленно растет, очень быстро развиваются все системы и органы, происходит интенсивный обмен веществ. Например, та масса грудничка, с которой он родился, к 4-5 месяцам удваивается, а по достижении ребенком года - утраивается, составляя примерно 10-11 кг.

Рост ребенка за это период увеличивается на четверть метра, составляя в год около 75 см. Происходит совершенствование морфологической структуры и функций нервной системы ребенка. Только за первые 6 месяцев жизни масса его маленького мозга увеличивается на 200 %.

Благодаря тому, что ускоренно развиваются функции центральной нервной системы, происходит ранняя выработка условных рефлексов всех анализаторов. Довольно быстро идет нервно-психическое развитие. Именно на первом году жизни у малышей появляются зачатки речи. Когда малышу всего 2 месяца от роду, все органы его чувств развиты настолько, что ребенок улавливает и различает разные сигналы, присылаемые извне.

Как развиваются движения?

Пожалуй, всем мамочкам известно, что малыши рождаются с необходимым минимумом безусловных рефлексов: сосательным, хватательным, рефлексом переступания. За период с 1 по 3 месяц малыши начинают удерживать головку. К 4 они уже могут переворачиваться со спинки на бок, немножко позже и на животик. Карапузы тянутся к погремушкам, берут их в ручки. Теперь они весьма любознательные.

К 5 месяцам малыши начинают ползать, подтягивая ножки к животику, они очень смешно выгибают спинку. Правда, так получается не у всех.

К полугодовалому возрасту детки начинают садиться, вставать на коленки в кроватке, храбро держась за перекладины. Если они едут по улице в коляске, то внимательно изучают все, что их окружает. Малышам интересно все — машины, летающие голуби, пробегающие собаки, кошки и многое другое.

К 7-8 месяцам детки смело встают в кроватках, ходят вдоль перил, придерживаясь ручками.

До того времени, когда малыши начнут ходить остается совсем немного времени. Обычно это происходит, когда детишки достигают 10-12 месяцев от роду.

Грудной возраст ребенка довольно интересен как для него, так и для родителей. Каждый день для малыша ознаменовывается новым умением и открытием. Глаза любящей мамы могут заметить даже самые незначительные изменения в поведении малыша. Но не стоит забывать, что все детишки разные: например, кто-то начинает сидеть уже в 5 месяцев, а кто-то только в 7. Это совершенно естественно, поэтому не стоит торопить события, а нужно просто наслаждаться каждым моментом.

Ох, уж эти зубки!

Грудной возраст малыша невозможно себе представить без появления зубов. Далеко не у всех это происходит гладко. У деток может повышаться температура, наблюдаться плаксивость и сильное слюноотделение, снижаться аппетит.

Примерно в полгода у малыша появляются первые зубки — два нижних резца, а через пару месяцев — два верхних.

К 10 месяцам у деток прорезываются два верхних боковых резца, а к году — два нижних боковых.

К году обычно у карапузов уже восемь молочных зубов. Если у ребенка нет такого количества зубов, родители не должны волноваться: все происходит строго индивидуально. У некоторых малышей первые зубы появляются только к году.

Как развивается речь?

В грудном возрасте происходит и развитие речи малыша.

Первые полгода крохи много смеются, гулят, произносят простые звуки: «агы», «гы», «а-а-а».

После полугода (примерно до 9 месяцев) кроха начинает произносить такие звуки, как «ма», «ама», «ба». К 10-12 месяцам карапуз повторяет звуки за взрослыми. Он уже может говорить «ма-ма», «ба-ба», «дай». В свой первый год жизни ребенок начинает произносить свои первые осмысленные слова.

Надо уточнить, что обращенную к нему речь мамы, папы, бабушек и дедушек карапуз воспринимает с самого рождения. Но в этот период он больше распознает интонацию, а не саму речь. Малыша могут успокоить ласково сказанные слова, а повышенный или раздраженный голос может испугать.

В полгода крошка уже отзывается на свое имя и осмысленно улыбается. Через месяц-другой он уже начинает понимать, когда ему говорят: «иди ко мне», в ответ он протягивает ручки. В этом же возрасте ребенок понимает слово «нельзя». Слыша обращенное к нему слово, он отрывается от ненужного занятия.

В год малыш может помахать ручкой взрослым на их жесты прощания и слова «пока-пока».

Чтобы у малыша быстрее развивалась речь надо читать ему сказки, петь песенки, чаще с малышом разговаривать.

О вскармливании

Малыш приходит в этот мир неприспособленным к самостоятельному существованию, поэтому вскармливание ребенка грудного возраста является неотъемлемой частью его жизнеобеспечения. Родители обязаны заботиться о нем, чтобы обеспечить все его физиологические потребности. Разные виды вскармливания, в зависимости от существующих возможностей и потребностей ребенка предполагают применение грудного молока, искусственных смесей и разных типов прикорма. Специалисты уверены, что именно грудное вскармливание является оптимальным для младенцев.

Вскармливание в грудном возрасте должно сочетать в себе питательные вещества, жидкость, витамины, которые необходимы для организма новорожденного ребенка. Все эти компоненты присутствуют в грудном молоке матери.

Необходимый базис

В материнском молоке находится нужный баланс питательных элементов, который изменяется по мере роста малыша, а также антител, защищающих кроху от различных заболеваний в самый сенситивный период младенчества. Исходя их этого, процесс естественного грудного вскармливания можно расценивать не только как форму питания, но и как базис для правильного формирования иммунитета организма.

Природный механизм, обеспечивающий малышу необходимый период для вскармливания (пока не вырастет основная часть молочных зубов), длится 1-1,5 года. Именно в эти месяцы ребенку так необходимо им свое чадо каждая мама решает самостоятельно. В большинстве случаев это длится примерно 1,5-2 года.

Грудной возраст длится с 29-го дня после рождения до конца 1-го года жизни. Масса головного мозга по отношению к массе тела новорожденного составляет 1:8 (у высших приматов – 1:80–100). Для грудного возраста характерны:

  • тесный контакт ребенка с матерью. Мать кормит своим молоком ребенка;
  • высокий темп роста, морфологического и функционального совершенствования всех органов и систем. В течение 1-го года жизни длина тела новорожденного увеличивается на 50%, масса тела утраивается;
  • высокий темп роста обеспечивается интенсивным обменом веществ и преобладанием анаболических процессов, чем объясняется высокая потребность в основных питательных веществах и калориях на килограмм массы тела. Относительная энергетическая потребность детей этого возраста в 3 раза превышает потребность взрослого человека;
  • совершенствуются морфологическая структура и функции нервной системы ребенка. По мере дифференцирования ЦНС быстрыми темпами происходит нервно-психическое развитие ребенка. С первых недель жизни формируются условные рефлексы, развиваются двигательные умения, сложные локомоторные акты (функция кисти, самостоятельная ходьба и др.). К концу года появляется речь;
  • после 3–4 месяцев жизни ребенок теряет трансплацентарно приобретенный иммунитет, формирование собственных систем иммунитета происходит относительно медленно. Редкая заболеваемость вирусными детскими инфекциями у детей в условиях семьи связана главным образом с отсутствием неконтролируемых контактов с другими детьми, в детских учреждениях ситуация часто бывает обратной.

Характерными патологиями в грудном возрасте являются:

  • несбалансированное питание может быть причиной задержки физического, нервно-психического и интеллектуального развития. В условиях интенсивного роста неадекватное потребностям растущего организма питание может приводить к развитию дефицитных состояний (рахита, анемии, дистрофии);
  • аномалии конституции: экссудативно-катаральный и лимфатико-гипопластический диатезы;
  • сохраняется склонность к генерализации воспалительного процесса, общей ответной реакции на любое воздействие. При инфекционных заболеваниях могут быть судороги (как и при высокой центральной температуре), менингеальные явления, токсикоз, обезвоживание. Организм чувствителен к гноеродным бактериям и особенно к возбудителям кишечных инфекций (в том числе к вирусам и условно патогенной флоре). Высока чувствительность к РС-вирусу, вирусам парагриппа, аденовирусам;
  • нередко развиваются желудочно-кишечные дисфункции, что связано с особенностями органов пищеварения и необходимостью их интенсивного функционирования (высокая потребность в пластических веществах и энергии);
  • анатомо-физиологические особенности органов дыхания: узость дыхательных путей, незрелость ацинусов и др. способствуют развитию бронхиолитов и пневмоний, течение которых отличается особой тяжестью;
  • атипично протекают детские инфекции (корь, коклюш), не оставляя после себя иммунитета;
  • высока частота синдрома внезапной смерти;
  • манифестация врожденной психиатрической патологии (умственной отсталости, раннего детского аутизма и др.).

У детей с невропатической конституцией (невропатией) указанные соматовегетативные патологии достигают клинически значимой степени.

Развитие речи у младенцев, пожалуй, лучше всего характеризует формирование сознания ребенка и его социальных отношений.

Ранняя вокализация (гуление) отмечается в возрасте 1–4 месяца. Гласные и согласные звуки формируются в задней части ротовой полости, эти звуки похожи на воркование и бульканье воды. С 1-го месяца младенец улыбается, в 4 месяца оборачивается на голос, громко смеется.

В период от 3–4 до 15 месяцев он лепечет (лепечут и глухие младенцы, но менее активно и без интонаций речи окружающих взрослых). Лепет состоит из произносимых ребенком чистых гласных и согласных звуков разной тональности, включая те, которых нет в родной речи (произносится до 80 разных звуков речи). В 5 месяцев младенец оборачивается на звуки, в 6 месяцев имитирует мелодию речи взрослых, в 8 месяцев понимает слово «нет», неосознанно произносит «папа», «мама». В 9 месяцев жестикулирует, в 10 – осознанно говорит «папа», «мама», в 11 месяцев произносит и другое слово, в 12 – произносит слова осмысленно, но его речь непонятна.

В 2–3 месяца младенец становится способным различать живые объекты и неодушевленные, по-разному к ним относиться. Увидев лицо матери, улыбается ей, вокализирует, пытается имитировать что-то вроде общения с ней. Неодушевленные объекты он обследует, пробует тащить в рот или выбросить из своего манежа. В 3 месяца отчетливо различает на фото разные лица, незнакомые лица порождают у него сердцебиение, реакцию ориентации. Более других в этом возрасте и много позже он предпочитает лицо матери. Если до 2,5 месяца ребенок обращает внимание на грани и углы лица, то к 3 месяцам его внимание привлекают преимущественно глаза, он уже смотрит прямо в глаза другому человеку (появляется «контакт глаз»). В это же время он уверенно распознает лица знакомых людей, но признаков привязанности к ним еще не обнаруживает, без них не скучает. К 6 месяцам приобретает способность помнить об объектах, которые отсутствуют, начинает осознавать разлуку со знакомым человеком.

В 9 месяцев ребенок ползает, встает на ноги, ходит с опорой, в 12 – ходит без опоры.

В возрасте около года ребенок узнает свое отображение в зеркале. Это означает, что он отчетливо разграничивает себя, свой внутренний мир, с одной стороны, и все находящееся за его пределами – с другой. Другими словами, к году младенец осознает себя человеческим существом, недвусмысленным образом выражает другому человеку свои желания, демонстрирует свою самостоятельность. Чуть позже дети станут «вредными», способными энергично отстаивать свои интересы, упрямиться, капризничать, манипулировать взрослыми («эти вредные двухлетние дети»). Очень рано, предположительно в интервале от 1 до 2 лет, возникает также устойчивое осознание половой принадлежности. По поведению, интересам к игрушкам можно безошибочно определить, с каким полом ребенок себя идентифицирует. Это может означать, что нарушения самоосознавания могут возникать в очень раннем возрасте, клиническая проблема состоит лишь в том, каким образом их можно выявить.

Грудной период продолжается от 29-30-го дня до конца 1-го года жизни. Основные процессы адаптации к внеутробной жизни завершены, начинается бурное физическое, моторное и психическое развитие. При этом интенсив­ность обменных процессов очень высока при сохраняющейся незрелости анатомических структур, функциональной ограниченности дыхательного аппарата и ЖКТ. Пассивный иммунитет ко многим детским инфекционным заболеваниям (кори, краснухе, дифтерии и др.), приобретённый внутриутроб­но через плаценту и поддерживаемый внеутробно молоком матери, сохраня­ется в течение 3- 4 мес.

Физическое развитие наиболее интенсивно в первой половине года. Ребенок к 5 месяцам удваивает массу тела при рождении, в 12 месяцев – утраивает. В 1 год масса доношенного ребенка составляет примерно 10 кг.

Длина тела увеличивается к 5 месяцам на 15-16 см, к 1 году на 25 см, составляя примерно 75 см. Окружность головки увеличивается на 1 см в месяц достигая 46-48см в1 год, окружность груди увеличивается более интенсивно, превышает окружность головки на 2 см.

Зубы появляются с 6-8 месяцев, к 1 году должно быть 8 зубов. Процесс прорезывания зубов иногда сопровождается повышением температуры тела, беспокойством, ухудшением аппетита, диспепсическими расстройствами. Подробнее в данных процессах Вам поможет разобраться стоматология в Приморском районе .

Нервно-психическое развитие

К 2 месяцам жизни заканчивается миелинизация зрительного и слухового нервов, ребенок фиксирует взгляд, следит за предметом, прислушивается к звукам, тянет ручки к ярким предметам. Появляются положительные эмоции- улыбка в ответ на улыбку, комплекс оживления при обращении к нему, смех. Ребенок начинает «гулить» произносить отдельные протяжные звуки». Рефлексы «атавизма» исчезают

К 3 месяцам созревает стриарное тело, становится возможным удерживать головку, приподнимать ее из положения лежа на животе. В 5-6 месяцев созревает мозжечок, ребенок пытается приподняться, а затем начинает сидеть, удерживая равновесие. Каждое новое умение связано с созреванием регулирующих центров, до созревания обучить невозможно. Утрата навыка свидетельствует о болезни.

В 6 месяцев появляется объемное видение, это стимулирует ползанье, вначале по «пластунски», к 7 месяцам ребенок ощущает животом трение об пол, начинает приподнимать туловище и ползать опираясь на локти и колени. В 7 –8 месяцев ребенок встает на ножки и передвигается с поддержкой, с 10-12 месяцев -ходит самостоятельно.

Преобладают эмоции положительные. Совершенствуется речь. В 3 месяца- лепет, артикуляция носит национальный характер (подражает родителям), в 6 месяцев- произносит слоги, к 12 месяцам формируется осознанная реакция на слово, произносит отдельные слова (6-10) – дай, му-му, мама и др.

Ребенок радуется приходу детей, повторяет приказ, одевает кольцо на пирамидку, водит куклу, пьет из чашки, держит ложку, проявляет интерес к книгам с картинками.

С 10 месяцев начинается психологический кризис «кризис базального доверия». Младенец выбирает «эмоционально значимое лицо», человека которому доверяет, в тоже время настороженно относится к незнакомым людям, испытывает чувство страха. Проявляется индивидуальный стиль поведения, темперамент.

Темперамент генетически детерминирован, но подвержен влиянию социума, особенностям микроокружения семьи. Выявляется легкий и трудный темперамент. Для его оценки используют 9 признаков : активность, регулярность сна- бодрости, адаптивность, приятие, интенсивность эмоций, настроение, настойчивость, отвлекаемость, порог минимальной силы воздействия. Трудный темперамент- аритмичность, низкое приятие и адаптивность, негативизм .

Грудной период детства характеризуется большими изменениями в организме: происходит перемоделирование скелета, формируется собственный иммунитет, снижается пассивный иммунитет уменьшается уровень «материнских антител», гемоглобин и эритроциты «физиологическая анемия», совершенствуется терморегуляция. На основе физиологических преобразований возникает риск заболеваний – рахит, анемия, инфекционные болезни органов дыхания и пищеварения, повышается риск травматизма, что требует проведения профилактики.

Ребенок нуждается в правильном питании, соблюдении режима, воспитании опрятности, пользовании горшком.

Игрушки стимулируют развитие ребенка — в 2 месяца — погремушка, с 6 месяцев мяч, зверюшки, пирамидка, 11-12 месяцев книги с крупными картинками.

Интенсивный рост, дифференцировка органов и большая напряжённость об­менных процессов становятся фоном, на котором легко развиваются (особен­но при недостаточном, одностороннем, избыточном питании и погрешнос­тях ухода) такие заболевания, как гипотрофия, паратрофия, анемия, рахит, острые расстройства пищеварения, атопический дерматит, рецидивирующий обструктивный синдром. Развитие острых респираторных вирусных инфек­ций (ОРВИ) может осложниться пневмонией. Пассивный иммунитет, обус­ловленный полученными от матери AT, постепенно ослабевает, и во второй половине первого года жизни дети могут болеть корью, ветряной оспой и дру­гими детскими инфекционными заболеваниями.

Период грудного возраста - с 29-го дня жизни ребенка после рождения до конца первого года жизни. Этот период характеризуется интенсивным нарастанием массы тела ребенка и роста, интенсивным физическим, нервно-психическим, интеллектуальным развитием. Само название говорит о близком контакте ребенка с матерью в этом периоде. В период грудного возраста закладывается фундамент здоровья человека. У грудного ребенка имеется врожденная потребность в активном познании окружающего его мира.

Особенности роста и развития

Интенсивное нарастание массы тела. К 4Ѕ мес происходит удвоение массы тела при рождении, к концу года масса тела составляет 10-10Ѕ кг. Отмечаются значительные темпы роста: длина тела увеличивается на 50% длины при рождении и к году достигает 75-77см. Окружность головы к году составляет 46-47 см, окружность груди - 48 см. Происходит быстрое развитие моторики и двигательных умений ребенка. Наблюдается три «пика» двигательной активности. Первый - в возрасте 3-4 мес - связан с существенными морфофункциональными изменениями проекционной зрительной зоны; для него характерны комплекс оживления, радости ври первом общении со взрослыми. Второй - в возрасте 7-8 мес - активация ползания, формирование бинокулярного зрения и овладение пространством. Третий пик - 11-12 мес - начало ходьбы. Определяют указанные типы двигательной активности сенсорно-моторные связи, а детерминируют процессы роста и развития скелетная мускулатура ребенка и его двигательная активность.

Этот период начинается с 3 – 4 недели жизни и условно заканчивается в 12 мес. Он характеризуется более высокими, чем в последу­ющие годы, темпами физического и психического развития. Масса тела ребен­ка к концу первого года жизни утраивается. Рост увеличивается на 25 см, окружность головы – на 12 см, а окружность груди – на 13–15 см. Существенно меняются пропорции тела, приближаясь к таковым у взрослого, что выражается в преобладающем удлинении конечностей и в меньшей степени туловища и головы. Наряду с этим организм ребенка претерпевает заметные качественные изменения. В первые месяцы жизни осуществляются процессы клеточного новообразования, нервные клетки приобретают дендриты, волокна миелинизируются. Развиваются статические функции: к 2 мес. ребенок хорошо держит голову, находясь в вертикальном положении; с 4–5 мес. перевора­чивается с живота на спину, далее со спины на живот; к 7 мес. самостоятель­но садится, а к концу года начинает ходить. К 5 – 6 мес. начинают проре­зываться молочные зубы, к году обычно бывает 8 зубов.

В грудном возрасте у ребенка значительными темпами осуществляется психическое развитие. По мере дифференцирования ЦНС, начиная с 2 – 3 нед, а особенно после месяца, происходит развитие условных рефлексов (1-я сиг­нальная система). Сначала они довольно просты, например рефлекс на положение при кормлении, а затем значительно усложняются. С 1 мес. движения глазных яблок становятся координированными, взгляд фиксируется на ярких предметах, появляется слуховое сосредоточение, к концу 2-го месяца ребенок следит за движением предмета, улыбается. С 3-4 мес. он эмоционально гулит, узнает близких, с 6 мес лепечет слоги «ба», «па», «ма», громко смеется. К концу года ребенок произносит первые осмысленные слова (с этого мо­мента начинается развитие речи - вторая сигнальная система), выполняет про­стые требования, понимает слова запрета. К этому времени замедляется фи­зическое развитие, его опережает психическое.

Для правильного развития ребенка необходимы четкая организация режи­ма, питания, чередование периодов сна и бодрствования. Детям 2 - 3 мес надо обеспечить сон общей длительностью 16-18 ч, из них 10- 11 ч ночью и 6 -7 ч днем в 3 - 4 приема; в возрасте 3 - 6 мес длительность сна - 16 чв сут; от 6 до 10 мес. - 15-16 ч, из них днем около 5 ч в 3 приема. После 10 мес дети переходят на двукратный дневной сон с общей продолжительностью в сутки 14,5 - 15 ч. После каждого сна ребенок должен есть, а после каждого кормле­ния - бодрствовать. Все жизненные системы организма, адаптированные к внеутробному существованию в течение первого месяца жизни, оказываются еще неустойчивыми и легко расстраиваются при любых нерациональных ус­ловиях. Правильно организованное вскармливание должно обеспечить высо­кую потребность ребенка первого года жизни в основных питательных веще­ствах и калориях. Несбалансированное питание в условиях интенсивного роста приводит к развитию заболеваний, связанных с легко возникающим де­фицитом тех или иных веществ. К ним относятся анемия, рахит, гипотрофия. В то же время относительная незрелость функций желудочно-кишечного трак­та затрудняет переваривание пищи и предрасполагает к быстрому развитию желудочно-кишечных заболеваний.



В первые 3-4 мес. ребенок проявляет повышенную устойчивость ко мно­гим инфекциям (корь, скарлатина, дифтерия, ветряная оспа, краснуха и др.) благодаря сохранению пассивного иммунитета, приобретенного внутриутроб­но через плаценту. В то же время он чувствителен к гноеродным микроорганизмам и особенно к кишечной флоре. Сохраняется склонность к генерализа­ции воспалительного процесса, к общей ответной реакции на любое воздействие. Так, при ряде заболеваний (пневмония, грипп, дизентерия) могут развиться судороги, менингеальные явления, токсикоз.