Красносельское училище. Кухом: сохраняя и развивая традиции ювелирного промысла. Возникновение ювелирного дела

Красносельское училище художественной обработки металлов - уникальное учебное заведение, готовящее высококвалифицированных специалистов для ювелирной промышленности.

Истоки

Свою историю училище начинало в 1897 году с простых рисовальных классов, созданных по инициативе министерства финансов России, Костромского земства и местных купцов для повышения художественной ценности выпускаемых в Красном селе ювелирных изделий. Истоки этого художественного промысла в крае восходят к XVI веку. Заведующим классами был назначен выпускник Строгановского училища технического рисования С.Г. Монастырский. За семь лет им были подготовлены программы, сформирован штат преподавателей, заслугой этого руководителя можно считать и строительство здания для художественно-ремесленной учебной мастерской золотосеребряного дела. И ныне коллектив училища развивает навыки и приемы обучения молодых мастеров, заложенные более века назад.

За сто с лишним лет многое изменилось, училище превратилось в учебный комплекс со столовой, общежитием, спортивным и актовым залами, отдельным корпусом производственных мастерских. Неизменным остался лишь высокий уровень подготовки специалистов по проектированию и изготовлению ювелирных изделий декоративно-прикладного характера с применением драгоценных и цветных металлов, синтетических и природных камней, янтаря, кости, кожи и других материалов. Красносельское училище является членом Гильдии ювелиров России и неизменным участ ником ювелирных выставок «Ювелир», «Золотое кольцо Руси», «Junwex».

Творить всегда…

Всего в училище работает 30 преподавателей, причем 15 из них - выпускники, продолжившие своё профессиональное образование в вузе и получившие практический опыт ювелирного производства.

Сегодня 6 преподавателей училища являются членами Союза художников России и успешно занимаются творчеством, участвуя в областных, российских и международных выставках. Так, изделия Т.Н. Галкиной, выполненные в технике скани с горячими эмалями, входят в каталоги современных ювелирных выставок. Вместе с коллегой, преподавателем Л.Н. Ловыгиным, она входит в состав областного художественно-экспертного совета по народным художест венным промыслам. Заслуженный деятель культуры РФ, преподаватель рисунка А.В. Нечаев является членом правления Костромского отделения Союза художников РФ.

Вместе с преподавателями ежегодно участвуют в ювелирных выставках в Москве, Санкт-Петербурге, Костроме и студенты. Их работы за последние три года отмечены десятком дипломов и благодарственных писем. Творческий подход позволяет учащимся добиваться успеха в региональных конкурсах «Студент года», «Арт-профи», «Студенческая весна», «Фристайл», «Вифлеемская звезда». Лагерь молодёжного актива «Патриот», областные и районные молодёжные акции «Неделя добра», лучший молодёжный бизнес-проект, конкурс снежных и ледовых фигур - вот далеко неполный перечень мероприятий, в которых студенты проявляют свои способности.

Демография с географией

С введением ФГОС IV поколения преподаватели училища активно включились в работу по составлению новых программ, системы контрольно-измерительных средств и обновлению требований к вступительным испытаниям и аттестации студентов. Конкурсные условия порою приходится менять кардинально: контингент поступающих за последние годы, к сожалению, не стал более подготовленным, а демографический провал и доступность высшего образования ведут к снижению конкурса при поступлении. В связи с этим на первом курсе приходится начинать с нуля, а не продолжать художественное образование, на что были рассчитаны прежние учебные программы. Наверное, это проблема многих ссузов. Но для желающих получить навыки будущей профессии просто необходимо пройти школу СПО, ценную именно практическим опытом.

За все годы деятельности училище подготовило 5 тыс. специалистов, представляющих практически всю страну: Дальний Восток, Урал, Краснодарский край, Мурманск, центральные области России. И граница не становится преградой для авторитета училища, в котором получают знания студенты из стран ближнего и дальнего зарубежья. Якутский ювелирный завод, Алма-Атинский, Ташкентский, Калининградский, Рижский, Одесский, Костромской - вот география рабочих мест художников-исполнителей, окончивших Красносельское училище художественной обработки металлов. А еще Чехия, Дания, США...

В этом учебном заведении помогают не только овладеть определённым комплексом знаний и умений, но, прежде всего, проникнуть в увлекательный и прекрасный мир красок, холстов, металла и, самое главное, творческих людей. А те неповторимые изделия, которые выходят из рук окончивших училище мастеров, начинают свою жизнь, свою долгую историю.

Кристина Цурцумия

2015-06-18 10:00:00


Храм Богоявления, 16 век., Храм Петра и Павла

Производственный комплекс компании SOKOLOV расположен в п. Красное-на-Волге Костромской области — поистине уникальном месте, где история ювелирного промысла насчитывает уже несколько веков. Над созданием украшений бренда работают профессионалы своего дела, многие из которых — ювелиры в нескольких поколениях.

Возникновение ювелирного дела

Существует множество гипотез о возникновении ювелирного дела в Красном. Установлено, что красносельские ювелиры были широко известны на Руси ещё с древнейших времён.


Центр Красного села, начало 20 века

Так, в списке мастеров, работавших в Серебряной палате Москвы (XVII в.), числился красносельский золотарь Михаил Савельев. В начале XVIII века упоминаются имена мастеров-серебряников, бравших в Оружейной палате пробы и позволительные письма.

Расцвет промысла

Ювелирное производство получило особенное развитие около 1830 г. Изготовленные в Красном серебряные, бронзовые и латунные изделия расходились не только по всей России, но и в Персии, и в балканских государствах.

Наибольшего развития ювелирное дело достигло в 50-70-е г.г. XIX в. Тогда практически всё население села и близлежащих деревень занималось производством ювелирных изделий. В документах того времени говорится: «Главным же центром его следует считать село Красное, где из шестисот крестьянских дворов редкий тем или другим образом не участвует в промысле».


Во второй половине XIX в. в Красном и его окрестностях ювелирным производством занималось две тысячи кустарей, появились скупщики, организующие свои оборудованные мастерские. В 1912 году в селе перерабатывалось уже около 2,5 тыс. пудов серебра, что для того времени было масштабным.

Особенность ассортимента

Главной особенностью красносельских изделий был прочно сложившийся ассортимент вещей, который предназначался, в основном, для покупателя из простонародья. Недорогие украшения, предметы сервировки стола и церковного обихода оказались востребованными в России и за её пределами. Творчество красносельских ювелиров находилось также в тесной связи с народным фольклором, поверьями, местными обычаями и праздниками.


Ювелир за работой (протяжка проволоки)

Специфика ассортимента, главной чертой которого являлась «простота», способствовала повсеместному развитию надомного ювелирного дела не только в Красном, но и в близлежащих сёлах и деревнях. Так ювелирный промысел на Красносельской земле приобрёл «общественный» характер, повлиял на особенности жизни и быта населения.

Визитной карточкой красносёлов издавна считалась . Также ювелиры применяли технику литья, чеканки, гравировки, изготавливали украшения и посуду из чернёного серебра, а также изделия, декорированные эмалью.


Ювелиры-надомники, семья за работой

Красносельское училище художественной обработки металлов

Для того чтобы сохранить промысел и придать ему художественную направленность, по инициативе Костромского земства на средства Министерства финансов в 1897 г. в с. Красном открывается класс технического рисования, а в 1904 году — художественно-ремесленная мастерская золото-серебряного дела, которая позднее переросла в знаменитое Красносельское училище художественной обработки металлов.


Благодаря этому повысился художественный уровень украшений красносельских ювелиров, их изделия выставлялись на российских выставках и за границей.

В 1919 г. была создана Красносельская трудовая производственная артель «Красносельский ювелир», которую в 1960 г. реорганизовали в фабрику, а затем — в первый ювелирный завод.


Сейчас Красное-на-Волге по праву завоевало статус крупного центра ювелирного производства благодаря Красносельскому училищу художественной обработки металлов — единственному в России и ближнем зарубежье учебному заведению по подготовке художников-ювелиров, члену Ассоциации «Гильдия ювелиров России». Треть художников-ювелиров страны являются выпускниками этого учебного заведения. Кроме того, в п. Красное-на-Волге находится единственный в стране специализированный музей ювелирного и декоративно-прикладного искусства.





Алексей 05.09.2019

Какая богатая традициями история производства. Нынешние ювелиры - продолжатели дела старинных ремесленников. Это удивительно! Ответить

Ольга 15.08.2019

Меня поразили предметы труда ювелиров тех далеких годов. Если бы фото не были подписаны даже в голову не пришло бы, что это ювелиры за работой))). Понравилась фотография семьи надомников за работой. В целом статья очень интересная, поразил тот факт, что Красносельское училище художественной обработки металлов - единственное в России и ближнем зарубежье, учебное заведение по подготовке художников-ювелиров. Странно, что такое училище и всего 1 на всю нашу необъятную родину. Ответить

Инна Коваль 22.07.2019

Возникновение ювелирного дела просто прекрасное событие. Статья хорошая и познавательная. Историю все должны знать. Ответить

Оксана Иванова 08.07.2019

Здорово конечно! Статья очень интересная. Люблю читать историю, тем более про ювелирное дело. Я знала что в Костроме очень много заводов. Ответить

Екатерина К 07.07.2019

Интересная история возникновения ювелирного дела в России. Вот где истоки - в Костромской области. Теперь знаю, где учится большинство ювелиров нашей страны. Ответить

Роман Сярдов 29.06.2019

Прочитав эту статью, очень захотелось побывать в этом селе Костромской области. там наверное многие жители занимаются ювелирным искусством и любят украшения. Как здорово, что в нашей стране есть такое ювелирное производство с историей. Ответить

Альбина Хасанова 27.05.2019

Я когда закончила школу не знала куда поступить. И как жаль, что мне не подсказали про такие заведения. Очень хотелось быть ювелиром. Интересная работа и очень творческая. Ответить

Надежда Лысенко 19.12.2018

Смотря на фото окунаешься в историю ювелирного мастерства. До прочтения статьи я даже не задумывалась где готовят специалистов по производству ювелирных изделий. Оказывается учебных заведений такой узкой направленности очень мало, зато готовят настоящих профессионалов своего дела. Жаль, что когда я оканчивала школу я даже не подозревала сколько существует интересных, творческих профессий. Ответить

Светлана Семенюта 27.09.2018

Завод на Волге-патриатично. Поднимает наш дух. Соприкоснулись с историей. Очень понравилось, что черно-белое. Благодаря вашему журналу, многое узнала об истории и творчестве нашей страны. Сколько талантов-не перечесть Ответить

Светлана 09.08.2018

Как-будто в музее побывала. Как я люблю черно-белые фото. Какая интересная история у бренда. Наши изделия покупали на экспорт. А завод на Волге-это очень патриатично Ответить

Алиса Дьолог 09.07.2018

Интересный журнал и истории в нем. Не знала про столицу ювелирного дела, было интересно почитать. Говорят золото, которое раньше выплавляли очень ценится. Ответить

Татьяна Ильясова 25.06.2018

Смотри-ка! И детки участвовали в процессе! Целые семейные кланы ювелиров, передавалось от отцы к сыну... Ответить

Татьяна Нистратова 21.06.2018

Как бы я хотела иметь старинной золотое украшение, к примеру из села Красного. Чтобы это украшение передавали из поколения в поколение. У меня очень много украшений, и какое-нибудь обязательно сделаю как фамильное. Ответить Учебное заведение развивает творческие и художественные способности, готовит профессиональных художников, мастеров и специалистов для ювелирных предприятий, индивидуальных предпринимателей в ювелирной сфере и других видах деятельности.Опыт, богатый ювелирными традициями продолжают преподаватели - члены Союза художников РФ, участники региональных, всероссийских и международных художественных и ювелирных выставок. Выпускники училища, ещё будучи студентами, также получают опыт участия в выставочной деятельности, являются обладателями Дипломов победителей и призёров конкурсов разных уровней. Такой успех вполне объясним: выпускники имеют высокий уровень художественной подготовки по рисунку, живописи и скульптуре, что позволяет успешно осваивать профессиональные компетенции в сфере проектирования и изготовления ювелирных изделий. Именно эти навыки требуются для реализации своего творческого потенциала на ювелирном предприятии. Лучшие студенты училища уже в ходе технологической и преддипломной практик получают приглашение на работу в качестве художников, закрепщиков ювелирных вставок, эмальеров, граверов и других специалистов ювелирной отрасли.

Сегодняшняя задача – сохранить эти традиции и передать секреты профессии подрастающему поколению. Именно этим занимаются преподаватели и мастера производственного обучения Красносельского училища художественной обработки металлов (КУХОМ).

Это старейшее и уникальное учебное заведение в нашей стране, которое готовит высококвалифицированных специалистов для ювелирной промышленности.

Класс технического рисования при земской школе купца Зотова появился в селе Красное-на-Волге под Костромой еще в 1897 году. Он был создан для повышения художественной ценности выпускаемых изделий. Заведующим классами был назначен выпускник Строгановского училища технического рисования С.Г. Монастырский . Через несколько лет, в 1904 году, этот класс преобразован в Художественно-ремесленную учебную мастерскую золотосеребряного дела. В дальнейшем учебное заведение несколько раз меняло свой статус: в 30-е годы создается профшкола, в 40-е – техникум, а в 1957 году – училище художественной обработки металлов.

Преподаватели бережно хранят и развивают навыки и приемы обучения молодых мастеров, которые были заложены более ста лет назад С.Г. Монастырским, - говорит директор КУХОМ Людмила Быстрова . – Они делятся со своими учениками богатым опытом, в том числе передают им секреты Костромского ювелирного промысла, истоки которого восходят к XVI веку.

В настоящее время в КУХОМ подготовка художников-мастеров ведется по двум специальностям: «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» (по направлениям) и «Дизайн» (по отраслям).

Специальность «Дизайн» мы открыли в этом году, - продолжает свой рассказ Людмила Витальевна. – Наше училище получило лицензию на право вести подготовку по этому направлению, первый набор будущих дизайнеров состоится в 2011/2012 учебном году. Нам очень хочется готовить дизайнеров, которые могли бы не просто создавать ювелирные изделия, но и обустраивать пространство вокруг этих изделий. Это показатель высочайшего мастерства! Планируется, что мы будем обучать их также создавать ювелирные изделия с использованием различной техники – чеканки, гравировки, скани, эмали и т.д. Эти виды работ они также будут осваивать в процессе обучения.

Программа обучения в училище состоит из цикла общеобразовательных, общегуманитарных, социально-экономических предметов, а также специальных и общепрофессиональных дисциплин: «Композиция», «исполнительское мастерство», «Технология и материаловедение», Народный орнамент», «Рисунок», «Живопись», «Скульптура», «Пластическая анатомия» и т.д.

В рамках образовательной программы на предмете «Рисунок» студенты выполняют рисунки натюрморта с геометрическими телами, орнаментальный рельеф, учатся изображать голову, детали фигуры, гипсовую фигуру. Заканчивается обучение по этому предмету рисованием живой модели человека.

На занятиях по живописи студенты развивают чувство цветовой гармонии. Программа по предмету «Живопись» так же, как и по предмету «Рисунок», начинается с натюрморта и завершается изображением живой натуры.

Основной задачей предмета «Скульптура» является развитие у учащихся пространственного восприятия объемной формы, умения видеть ее конструктивные и пластические особенности.

В рамках курса «Композиция» студенты осваивают проектирование различных изделий, которые затем выполняются в материале.

Предмет «Моделирование» - это своего рода связующее звено между композицией и исполнительским мастерством. Этот курс способствует развитию у студентов фантазии путем создания объектов-образов. Кроме того, моделирование помогает изучить приемы работы с различными материалами.

На предмете «Исполнительское мастерство» студенты осваивают технику художественной обработки металлов, начиная с самых простых заданий и заканчивая выполнением изделий по собственной композиции.

Кстати, на 4-м курсе все студенты сдают курсовую работу «Защита рабочей профессии», по результатам которой они получают рабочий разряд и квалификационное удостоверение. При этом будущим специалистам необходимо показать умение пользоваться различными техническими приемами. Как правило, работа в данном случае соответствует специализации отделения, на котором обучается студент: ювелирное отделение – защита профессии по ювелирному делу, граверное отделение - защита профессии по гравированию и т.д.

Между прочим, на защите этих курсовых работ всегда присутствуют специалисты, в числе которых есть и потенциальные работодатели будущих выпускников училища.

Наши выпускники практически сразу по окончании обучения находят работу, на бирже труда они не стоят, - с гордостью говорит директор КУХОМ Людмила Быстрова. – Проявить себя они могут как во время защиты рабочей профессии, так и во время прохождения производственной практики. Мы активно сотрудничаем с Красносельским ювелирным заводом, с костромской ювелирной фабрикой «Топаз», приволжским заводом «Красная Пресня ». Многие студенты проходили практику на этих предприятиях, некоторые остались там на постоянную работу. К слову сказать, наши выпускники не только на крупных предприятиях трудятся, но и собственное дело открывают. В училище они получают все необходимые навыки, руками умеют делать практически все. Они работают и на обработке литья, и на пайке, и на шлифовке, и на монтировке. Знают все ГОСТы, все требования, предъявляемые к ювелирным изделиям. Спрос на таких специалистов есть, так что за будущее наших выпускников мы спокойны. Тем более, что в последнее время стараемся дать им не только основы профессии, но и научить пользоваться современными техническими средствами. Так, второй год обучаем студентов 3D –моделированию с помощью специальной компьютерной программы. Уверена, что с этими навыками они будут еще более востребованы в качестве специалистов своего дела. Эти новые технологии будут осваивать и на специальности «Дизайн».

В Красносельском училище художественной обработки металлов гордятся сильным преподавательским составом. В числе педагогов 7 членов Союза художников России , многие активно участвуют в выставочной деятельности. Преподаватели стремятся сделать все для того, чтобы передать свои знания и опыт молодежи. И это у них отлично получается – из стен училища выходят высококвалифицированные специалисты.

Кристина Цурцумия

2015-06-18 10:00:00


Храм Богоявления, 16 век., Храм Петра и Павла

Производственный комплекс компании SOKOLOV расположен в п. Красное-на-Волге Костромской области — поистине уникальном месте, где история ювелирного промысла насчитывает уже несколько веков. Над созданием украшений бренда работают профессионалы своего дела, многие из которых — ювелиры в нескольких поколениях.

Возникновение ювелирного дела

Существует множество гипотез о возникновении ювелирного дела в Красном. Установлено, что красносельские ювелиры были широко известны на Руси ещё с древнейших времён.


Центр Красного села, начало 20 века

Так, в списке мастеров, работавших в Серебряной палате Москвы (XVII в.), числился красносельский золотарь Михаил Савельев. В начале XVIII века упоминаются имена мастеров-серебряников, бравших в Оружейной палате пробы и позволительные письма.

Расцвет промысла

Ювелирное производство получило особенное развитие около 1830 г. Изготовленные в Красном серебряные, бронзовые и латунные изделия расходились не только по всей России, но и в Персии, и в балканских государствах.

Наибольшего развития ювелирное дело достигло в 50-70-е г.г. XIX в. Тогда практически всё население села и близлежащих деревень занималось производством ювелирных изделий. В документах того времени говорится: «Главным же центром его следует считать село Красное, где из шестисот крестьянских дворов редкий тем или другим образом не участвует в промысле».


Во второй половине XIX в. в Красном и его окрестностях ювелирным производством занималось две тысячи кустарей, появились скупщики, организующие свои оборудованные мастерские. В 1912 году в селе перерабатывалось уже около 2,5 тыс. пудов серебра, что для того времени было масштабным.

Особенность ассортимента

Главной особенностью красносельских изделий был прочно сложившийся ассортимент вещей, который предназначался, в основном, для покупателя из простонародья. Недорогие украшения, предметы сервировки стола и церковного обихода оказались востребованными в России и за её пределами. Творчество красносельских ювелиров находилось также в тесной связи с народным фольклором, поверьями, местными обычаями и праздниками.


Ювелир за работой (протяжка проволоки)

Специфика ассортимента, главной чертой которого являлась «простота», способствовала повсеместному развитию надомного ювелирного дела не только в Красном, но и в близлежащих сёлах и деревнях. Так ювелирный промысел на Красносельской земле приобрёл «общественный» характер, повлиял на особенности жизни и быта населения.

Визитной карточкой красносёлов издавна считалась . Также ювелиры применяли технику литья, чеканки, гравировки, изготавливали украшения и посуду из чернёного серебра, а также изделия, декорированные эмалью.


Ювелиры-надомники, семья за работой

Красносельское училище художественной обработки металлов

Для того чтобы сохранить промысел и придать ему художественную направленность, по инициативе Костромского земства на средства Министерства финансов в 1897 г. в с. Красном открывается класс технического рисования, а в 1904 году — художественно-ремесленная мастерская золото-серебряного дела, которая позднее переросла в знаменитое Красносельское училище художественной обработки металлов.


Благодаря этому повысился художественный уровень украшений красносельских ювелиров, их изделия выставлялись на российских выставках и за границей.

В 1919 г. была создана Красносельская трудовая производственная артель «Красносельский ювелир», которую в 1960 г. реорганизовали в фабрику, а затем — в первый ювелирный завод.


Сейчас Красное-на-Волге по праву завоевало статус крупного центра ювелирного производства благодаря Красносельскому училищу художественной обработки металлов — единственному в России и ближнем зарубежье учебному заведению по подготовке художников-ювелиров, члену Ассоциации «Гильдия ювелиров России». Треть художников-ювелиров страны являются выпускниками этого учебного заведения. Кроме того, в п. Красное-на-Волге находится единственный в стране специализированный музей ювелирного и декоративно-прикладного искусства.





Алексей 05.09.2019

Какая богатая традициями история производства. Нынешние ювелиры - продолжатели дела старинных ремесленников. Это удивительно! Ответить

Ольга 15.08.2019

Меня поразили предметы труда ювелиров тех далеких годов. Если бы фото не были подписаны даже в голову не пришло бы, что это ювелиры за работой))). Понравилась фотография семьи надомников за работой. В целом статья очень интересная, поразил тот факт, что Красносельское училище художественной обработки металлов - единственное в России и ближнем зарубежье, учебное заведение по подготовке художников-ювелиров. Странно, что такое училище и всего 1 на всю нашу необъятную родину. Ответить

Инна Коваль 22.07.2019

Возникновение ювелирного дела просто прекрасное событие. Статья хорошая и познавательная. Историю все должны знать. Ответить

Оксана Иванова 08.07.2019

Здорово конечно! Статья очень интересная. Люблю читать историю, тем более про ювелирное дело. Я знала что в Костроме очень много заводов. Ответить

Екатерина К 07.07.2019

Интересная история возникновения ювелирного дела в России. Вот где истоки - в Костромской области. Теперь знаю, где учится большинство ювелиров нашей страны. Ответить

Роман Сярдов 29.06.2019

Прочитав эту статью, очень захотелось побывать в этом селе Костромской области. там наверное многие жители занимаются ювелирным искусством и любят украшения. Как здорово, что в нашей стране есть такое ювелирное производство с историей. Ответить

Альбина Хасанова 27.05.2019

Я когда закончила школу не знала куда поступить. И как жаль, что мне не подсказали про такие заведения. Очень хотелось быть ювелиром. Интересная работа и очень творческая. Ответить

Надежда Лысенко 19.12.2018

Смотря на фото окунаешься в историю ювелирного мастерства. До прочтения статьи я даже не задумывалась где готовят специалистов по производству ювелирных изделий. Оказывается учебных заведений такой узкой направленности очень мало, зато готовят настоящих профессионалов своего дела. Жаль, что когда я оканчивала школу я даже не подозревала сколько существует интересных, творческих профессий. Ответить

Светлана Семенюта 27.09.2018

Завод на Волге-патриатично. Поднимает наш дух. Соприкоснулись с историей. Очень понравилось, что черно-белое. Благодаря вашему журналу, многое узнала об истории и творчестве нашей страны. Сколько талантов-не перечесть Ответить

Светлана 09.08.2018

Как-будто в музее побывала. Как я люблю черно-белые фото. Какая интересная история у бренда. Наши изделия покупали на экспорт. А завод на Волге-это очень патриатично Ответить

Алиса Дьолог 09.07.2018

Интересный журнал и истории в нем. Не знала про столицу ювелирного дела, было интересно почитать. Говорят золото, которое раньше выплавляли очень ценится. Ответить

Татьяна Ильясова 25.06.2018

Смотри-ка! И детки участвовали в процессе! Целые семейные кланы ювелиров, передавалось от отцы к сыну... Ответить

Татьяна Нистратова 21.06.2018

Как бы я хотела иметь старинной золотое украшение, к примеру из села Красного. Чтобы это украшение передавали из поколения в поколение. У меня очень много украшений, и какое-нибудь обязательно сделаю как фамильное. Ответить