Консультация воспитателя для родителей «детские вопросы: как правильно на них отвечать»? Консультация для родителей на тему: "Как отвечать на детские вопросы" Как отвечать на детские вопросы консультация для родителей

Оксана Корнеева
Консультация для родителей «Как отвечать на детские вопросы»

Консультация для родителей «Как отвечать на детские вопросы»

Цель:

- Обратить внимание родителей на значение детских вопросов в развитии любознательности ребенка.

Игра - упражнение «РАЗМЫШЛЯЛКА». (проводится перед консультацией)

«Шляпа вопросов».

Смысл игры: На листочках написаны вопросы для размышления сложить их в шапку, и родители по очереди вытягивают и зачитывают вопрос, кому – что достанется (можно работать парами).

Примерные вопросы:

Как в вашей семье относятся к вопросам детей?

Считаете ли вы, что детские вопросы и правильные ответы на них содействуют развитию ребенка?

Можно ли по вопросам ребенка судить о его любознательности?

К кому из членов семьи ребенок чаще обращается и почему?

Какие вопросы ребенка ставят вас в тупик?

Всегда ли ребенок удовлетворен вашим ответом?

«А почему небо синее?» «А почему идет дождь?» «А откуда берутся снежинки?»

Многие из вас слышали подобные вопросы, и эти многочисленные «Почему», «Зачем», «Откуда» неоднократно ставили в тупик.

Вопросы ребенка взрослому - проявление уважения и доверия к опыту старших. Вопросы, которые задают малыши, могут быть причудливы и неожиданны. Чаще всего эти вопросы возникают, когда малыш пытается понять связь между разными вещами и событиями, начинает понимать, что все происходящее вокруг не случайно.

Ответить на эти волнующие малыша вопросы необходимо. Но как сделать это грамотно: так, чтобы не запутать малыша еще больше? Ведь взрослые знают очень много, и не только с научной точки зрения, но и из собственного жизненного опыта. Следует помнить, что малыш вовсе не нуждается в сложных объяснениях. Ему нужны понятные, доступные слова, а не перегруженный сложными терминами ответ.

Конечно, проще ответить: «Мне некогда» или «Я не знаю».

Если вы отмахнетесь раз, другой, то ребенок почувствует себя ненужным. А подобное развитие событий грозит развитием комплекса неполноценности . Так что отложите дела и разъясните ребенку то, чем он интересуется. Если же вы заняты очень важным делом, скажите, что обязательно ответите на его вопрос сразу после того как освободитесь. И не забудьте сдержать свое обещание!

Не стесняйтесь заглянуть в книгу, а лучше найти ответ на вопрос в книге вместе с ребенком, тем самым вы решаете еще одну важную задачу – приобщение детей к книге. Сейчас огромное количество детских энциклопедий, дающих доступные для детей ответы на их бесконечные вопросы. К любому вопросу своего ребенка, нужно, относиться с уважением и вниманием. Поощряйте стремление ребенка спрашивать. Попытайтесь вступить в диалог с ребенком. Задайте ему вопросы: «А как ты думаешь» или «Как ты это понимаешь?» Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность, развивайте любознательность, наблюдательность, логику. Всегда помните, что ваш ответ: «подрастешь – узнаешь» навсегда отобьёт желание познавать что-то новое.

А ваша брошенная фраза: «Как надоели твои вопросы!» - в результате таких слов, у детей развивается предубеждение к своим вопросам. Им кажется, что если вдруг они зададут еще один вопрос, то покажут свою глупость. Всегда помните, что ваш ответ должен не просто обогатить ребенка новыми знаниями, но и побудить его к дальнейшим размышлениям и наблюдениям.

Иногда за вопросами ребенка стоит не просто любопытство. Часто за ними прячется одиночество или тревога, потребность во внимании или просьба помочь. Если один и тот же вопрос возникает у малыша снова и снова, если в нем слышится тревога и недоверие, если ответ известен и понятен, но вопрос задается опять, он означает что-то более серьезное, о чем малышу трудно говорить напрямую. "Ты, правда, меня любишь?", "Ты видишь, какой я уже умный?" Если ребенок задает вопрос взрослому, значит, взрослый ему нужен. Когда же ребенок вдруг перестает задавать вопросы, это может означать потерю доверия к взрослым или уверенности в себе.

Нельзя стыдить ребёнка, приписывая ему плохие мысли: дети чаще всего вкладывают совершенно иной смысл в содержание вопроса. Так, интересный пример описан к книге А. О. Пинта «Это вам, родители». Мальчик спрашивает: «Откуда я взялся?» Родители смущаются и пытаются рассказать об аисте и капусте. А потом вдруг спрашивают, почему его интересует эта проблема. И тут слышат неожиданный для них ответ: «А Петька сказал, что он из другого города приехал. А я откуда взялся?»

Умение толково ответить на вопрос ребенка – большое искусство. Овладеть таким искусством – посильная задача для родителей и воспитателей.

Уважаемые родители! Общайтесь с детьми, наблюдайте вместе с ними! И помните, что свои вопросы они задают только тем, кому доверяют и любят!

Успехов вам!

Литература:

Сухомлинский В. А.

«Сердце отдаю детям». /Избр. пед. соч - М. 1979. – Т. 1. – С. 56.

Виноградовой Н. Ф.

«Воспитателю о работе с семьей». Москва. «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1989г.

Благодарю за внимание к моей публикации!

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Зачем нужны детские звучащие игрушки и музыкальные инструменты» Консультация для родителей. «ЗАЧЕМ НУЖНЫ ДЕТСКИЕ ЗВУЧАЩИЕ ИГРУШКИ И МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» «Музыкальные инструменты для маленького ребенка.

Консультация для родителей «Детские страхи детей 4–5 лет и способы борьбы с ними» Наступает период жизни ребенка, который мы может назвать переходом от раннего детства к дошкольному. В этот период ребенок начинает активно.

Консультация для родителей «Как победить застенчивость» Стиль поведения с застенчивыми детьми: 1. Расширяйте круг общения своего ребёнка, чаще приглашайте к себе друзей ребёнка, берите малыша.

Консультация для родителей «Не обращать внимания на детские ошибки или поправлять?» Всегда у родителей возникает вопрос: как относиться к колоритным, но грамматически неправильно построенным детским словам? Закономерности.

Консультация для родителей «Острые детские инфекции» Консультация для родителей "Острые детские инфекции" Для заболеваний,которые получили название острых детских инфекций,характерно то,что.

– детский сад № 000 «Алые паруса»

Консультация для родителей:

«Детские вопросы и как на них отвечать»

Воспитатель

Сердюкова Е. Г.

Краснодар 2017

«Есть две вещи, которые нельзя жалеть

для детей – это любовь и свое время».

Отвечать на детские вопросы нужно с удовольствием - и это главное! Вопросы ребенка взрослому - проявление уважения и доверия к опыту и компетенции старших. И хотя порой от них хочется спрятаться, прикрывшись свежей газетой или срочным разговором, побыть наедине со своими мыслями, решить накопившиеся проблемы, вы должны реагировать на исследовательский азарт малыша, который иногда не дает «бедным» взрослым ни минуты покоя! Вопросы, которые задают малыши, могут быть причудливы и неожиданны. Интересно, что хочет услышать в ответ ребенок, который спрашивает: «Куда едут машины?», «Где живут микробы?», «Почему зима?» и т. д. Чаще всего это вопросы возникают, когда малыш пытается понять связь между разными вещами и событиями, начинает понимать, что все, происходящее вокруг, не случайно. Ребенок достигает возраста «почемучки», и у родителей начинаются тяжелые времена.

Ответить на все вопросы необходимо. Но как сделать это грамотно: так, чтобы не запутать малыша еще больше?

Возраст «почемучек» - самый важный в жизни ребенка. Иногда детям отвечают, иногда отмахиваются от ответов. Оставлять «почемучек» без ответов нельзя, но и отвечать нужно умеючи. Обратили ли вы внимание на то, что дошкольник задает вопросы не каждому взрослому, а лишь тому, кто завоевал его доверие. Чаще он обращается к тому члену семьи, кто, внимательно выслушав вопрос, отвечает серьезно и интересно. Отсюда важнейшее требование к ответам на детские вопросы - уважительное, бережное отношение к ним, стремление понять, что побудило ребенка спросить.


В основе многих детских вопросов лежит познавательный интерес. Дети задают их в силу своей любознательности, когда испытывают недостаток знаний, стремятся их пополнить, уточнить, приобрести новые. Источником познавательных вопросов является разнообразный опыт ребенка. Вопросы возникают у него при непосредственном ознакомлении с какими-либо предметами и явлениями, в общении со взрослыми и сверстниками, иногда являются результатом собственных рассуждений.

Прежде чем ответить на вопрос ребенка, надо его внимательно выслушать, понять, что его интересует. Если говорить: «Подрастешь – узнаешь» - значит удерживать его в стремлении к знаниям. Надо стараться отвечать так, чтобы ребенку было понятно и интересно, ответ должен не просто обогатить ребенка новыми знаниями, но и побудить его к дальнейшим размышлениям. Давайте детям краткие и доступные их пониманию ответы, избегайте при этом сложных слов, книжных оборотов речи.

В помощь: купите детские энциклопедии с картинками и не отвечайте на вопросы, с которыми он справится сам. Чаще спрашивайте «А ты сам как думаешь?» и подводите к ответу. Малыш начнет выдвигать свои версии, возможно весьма фантастические. А, может быть, и очень верные. И наша задача теперь следить за его рассуждениями, и слегка подталкивать их в нужное русло наводящими вопросами. Совместными усилиями ответ будет найден легко и быстро. Имеет смысл сказать после этого: «Вот видишь, какой ты молодец! Не знал, а подумал – и сам нашел ответ!» И не важно совсем, что к этому ответу подвели его мы. Важно то, что ребенок осознает свои возможности, поймет, что путем рассуждений действительно можно во многом разобраться!

Нередко дети задают вопросы, на которые они могли бы дать ответ сами, если бы немного подумали. Не надо торопиться давать в таких случаях ответы. Удовлетворяя любознательность ребенка, надо пробуждать его собственную умственную активность, приучать пользоваться собственным опытом, знаниями.

Поощряя самостоятельную мыслительную деятельность ребенка, задавайте ему встречный вопрос: «А ты как думаешь?» Например: «Почему чашка разбилась?» – спрашивает ребёнок. Стандартный ответ взрослого: «Потому что она стеклянная». Ответ правильный, но было бы лучше не только сообщить неоспоримый факт, но и продолжить беседу: «А как ты думаешь, а тарелка разобьётся? Почему? А ваза? Почему?», постараться привести ребёнка к пониманию того, что всё стеклянное обладает определённым свойством - разбиваться.

Имеет смысл сказать после этого ребёнку: «Вот видишь, какой ты молодец! Не знал, но подумал, и сам нашёл ответ!» Важно, чтобы малыш осознал свои возможности, понял, что путем рассуждений действительно можно во многом разобраться!

Задача родителей — следить за его рассуждениями и направлять в нужное русло наводящими вопросами.

Детские вопросы удивляют и порой ставят взрослых в тупик. Если ребенок задал такой вопрос — ни в коем случае не «придумывайте» ответ. Ведь ваш ребенок вам безоговорочно верит и может попасть в неловкую ситуацию. Представьте себе: ваш ребенок рассказывает друзьям то, что он теперь знает из ваших уст, а это оказывается неправдой. Если вы сами не знаете ответа на заданный ребёнком вопрос, покажите свою заинтересованность, желание самому разобраться в этом. Будьте сами любознательными, ведь дети во всём подражают родителям. Хорошо сразу взять в руки соответствующую книгу и постараться найти при ребёнке ответ на интересующий его вопрос.

Требования к ответам:

    Относитесь к вопросам ребёнка с уважением, не отмахиваясь от них. Внимательно вслушайтесь в детский вопрос. Давайте краткие и доступные ответы, избегайте при этом сложных слов, книжных оборотов речи. Ответ должен побудить ребенка к дальнейшим размышлениям, наблюдениям. Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность ребёнка, отвечая на его вопрос: «А ты как думаешь?» В ответ на вопрос ребёнка постарайтесь вовлечь его в наблюдения за окружающей жизнью, почитать ему книгу, рассмотреть вместе иллюстративный материал. Если ответы на вопросы ребёнка требуют сообщения сложных, недоступных пониманию дошкольника знаний не бойтесь ему сказать: «Пока ты мал и не сможешь многое понять. Будешь учиться в школе, многое узнаешь, сможешь сам ответить на свой вопрос». Краткость, ясность ответа, доступность пониманию ребенка - этим должен руководствоваться взрослый.

Если вопросы ребенка раздражают, отвечайте ему веселой глупостью: он возразит умностью и вы посмеетесь вместе. Возможно, малыш просто скучает, ему хочется общения. Вот он и ищет способы как-то нас «зацепить». Часто это выливается в цепочку, где каждый следующий вопрос цепляется за ответ.

Если любознательность ребенка удовлетворяется и умело направляется взрослыми, у него появляется потребность в новых знаниях.

Ирина Макаревич
Консультация для родителей «Как отвечать на детские вопросы»

«И спросила кроха :

Что такое хорошо?

И что такое плохо?»

Цель данной консультации :

Обратить внимание родителей на значение детских вопросов в развитии любознательности ребенка.

Уважаемые родители ! Вам всем хорошо известно, как дети любят задавать вопросы : «Почему, зачем, как?» - сколько таких вопросов вы слышите в течение дня?

Дед Мороз настоящий? Кто придумал воду? А где живут феи? А почему небо синее? Такими вопросами ваши дети заводят вас в тупик. С одной стороны вы не знаете как правильно, доступно объяснить ребенку, а с другой стороны вы не хотите лишить его детских иллюзий и радостей . Что же делаете вы? Иногда вы отвечаете детям , иногда вы отмахиваетесь от ответа . Забывая о том, что оставлять детей без ответа нельзя , но и отвечать нужно умеючи .

Конечно, проще ответить : «Потом, мне некогда» и «Я не знаю» . Однако подумайте сами : ребенок хочет узнать что-то новое об окружающем нас мире. И в этой ситуации, вы должны понимать, что утолить ненасытную детскую любознательность могут лишь взрослые окружающие ребенка. Если вы отмахнетесь раз, другой, третий, то ребенок почувствует себя ненужным. А подобное развитие событий грозит развитием комплекса неполноценности. Так что отложите дела – заботы и разъясните ребенку то, чем он интересуется. Если же вы заняты очень важным делом, скажите, что обязательно ответите на его вопрос сразу после того как освободитесь. И не забудьте сдержать свое обещание!

Отвечайте с умом ! Говорите спокойно, просто и уверенно. Если чего-то не знаете или просто забыли, не стесняйтесь заглянуть в книгу. Еще лучше найти ответ на вопрос в книге вместе с ребенком, тем самым вы решаете еще одну важную задачу – приобщение детей к книге, к источнику знаний. Сейчас огромное количество детских энциклопедий , дающих доступные для детей ответы на их бесконечные вопросы . К любому вопросу своего ребенка , нужно, относится с уважением и вниманием, не отмахивайтесь от них. Внимательно выслушайте вопрос , проанализируйте его, постарайтесь понять, что же заинтересовало ребенка в том явлении, в предмете, о котором он спрашивает. Поощряйте стремление ребенка спрашивать. Попытайтесь вступить в диалог с ребенком. Задайте ему вопросы : «А как ты думаешь» или «Как ты это понимаешь?» , «Как ты можешь это объяснить?» . Поощряйте самостоятельную мыслительную деятельность, развивайте любознательность, наблюдательность, логику. Всегда помните, что ваш ответ : «подрастешь – узнаешь» может отбить желание детей познавать мир вокруг себя, тем самым вы губите любознательность своего ребенка. А ваша брошенная фраза : «Как надоели твои вопросы . Ты вырос таким большим, а все задаешь глупые вопросы ». В результате таких слов, у детей развивается предубеждение к своим вопросам . Им кажется, если они зададут еще один вопрос , то покажут свою глупость и свое незнание. Ни в коем случае не надо отвечать на вопросы детей в насмешливой форме, отговариваться какой-нибудь бессмыслицей. Если вопросы каверзные , все равно никогда не лгите ребенку. Не нужно сложных слов и долгих рассуждений. Ребенок ничего не поймет, и тогда на вас либо сойдет целая лавина новых вопросов , либо он потеряет интерес к данной теме, к учению вообще. Всегда помните, что ваш ответ должен не просто обогатить ребенка новыми знаниями, но и побудить его к дальнейшим размышлениям и наблюдениям.

Уважаемые родители , успехов вам при общении со своими детьми. Свои вопросы дети задают только тем, кого любят и очень доверяют. Гордитесь тем, что ваш ребенок задает свои вопросы именно вам , родным и любимым.

Знай любой родитель :

Отвечать на вопросы – хорошо !

А отмахиваться – плохо.

«Как отвечать на детские вопросы»

Дети, часто задавая взрослым вопросы: «почему», «зачем», «как» - ждут на них готовых ответов. Как же правильно отвечать на детские вопросы? Давайте разберемся вместе. Прежде всего, важно помнить, что познавательное развитие ребенка будет не тогда, когда вы сразу же попытаетесь дать «вразумительный» ответ, а если подумаете, осмыслите вопрос и решите, как и когда ответить. Например, ребенок задал вопрос, поставивший Вас в тупик - ни в коем случае не «придумывайте» ответ. Ведь ваш ребенок вам безоговорочно верит и может попасть в неловкую ситуацию. Представьте: ваш сын или дочь рассказывают друзьям то, что он(а) теперь знает, а это оказывается неправдой.

Кроме того, не всегда надо давать детям ответы на их вопросы в виде готовой информации. Лучше показать, как и где можно найти ответы на интересующий вопрос.

Рассказывая вам о такой интересной форме совместной деятельности с ребенком, как создание совместных детско-родительских проектов, мы заранее подготавливаем вас к тому, что ребенок пойдет в школу. И очень важно, чтобы его и ваша адаптация к школе прошла наиболее безболезненно. Вы спросите: причем тут проекты? Отвечаем:

Помните, ответы на детские вопросы очень важны для ребенка и сильно влияют на его развитие и знания, старайтесь не давать готовую информацию, а подсказывать, где можно найти ответы и ищите их вместе!