Конспект занятия по теме время. Мини-музей «Время. На тему: « Кто и как считает время»

Цель создания. Формирование представления у детей о музее, развитие речи дошкольников. Развитие интереса к понятию «время» через отдельные интересные факты и сведения о разных способах и средствах измерения, фиксирования времени. Знакомство детей с историей возникновения часов, разными видами часов. Знакомство с историей возникновения календаря, разными видами календарей.
Как оформить. Музей размещается на центральной стене групповой комнаты. Экспонаты расположены на стене и на небольшой полочке.

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE / Style Definitions / table. MsoNormalTable {mso-style-name:»Обычная таблица»; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:»»; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin-top:0cm; mso-para-margin-right:0cm; mso-para-margin-bottom:10.0pt; mso-para-margin-left:0cm; line-height:115\%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:»Calibri»,»sans-serif»; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-bidi-font-family:»Times New Roman»; mso-bidi-theme-font:minor-bidi;}

Перспективный план работы мини-музея «Время»

Разделы и экспонаты.

Раздел «Часы природы». В данном разделе имеется следующее:

— солнце (картинка, игрушка, аппликация). Изначально, пока человек еще не изобрел часы, ориентироваться во времени ему помогала сама природа. Солнце можно назвать первыми часами. Многие люди просыпаются и начинают свой день с первыми лучами солнца. В давние времена даже договаривались о каком — нибудь деле, ориентируясь на положение солнца. Например, в старину мама могла наказывать детям: «Гуляйте, но как только солнце окажется в самом зените (в самой верхней точке), приходите обедать. А когда солнышко коснется верхушки леса, пригоните корову с пастбища».
— петушок (игрушка). Когда древний человек стал приручать животных, у него появился еще один помощник в ориентировке во времени — петух. Человек заметил, что петушок по утрам и вечерам поет примерно в одно и то же время. Да не один раз, а целых три. Первый раз петух начинал кричать, когда солнышко еще и не показалась, а лишь выпустило первый луч. Именно с первым криком петуха и вставали хозяйки доить коров, да выгонять их на пастбище. Помогал петушок договорится и о встрече. Например, говорили так: «Завтра пойдем в лес по грибы по ягоды. А встретимся за околицей после третьих петухов».
Раздел «Часы древних времен». В данном разделе имеются
— песочные часы. Первые песочные часы появились, когда люди научились изготавливать прозрачное стекло (Западная Европа, XII в.). в такие часы насыпали определенное количество песка, например на 1 минуту, на 5 минут, на 1 час. Когда песок из верхней части пересыпался в нижнюю, часы переворачивались.
— модель солнечных часов. Человек заметил: солнце по небу идет, а тень от какого — нибудь колышка передвигается вместе с солнцем. Так солнце подсказало человеку, что можно сделать солнечные часы. Древние люди разделили место вокруг колышка на равные промежутки и назвали время, за которое тень проходит от одной отметки до другой часом. У солнечных часов был циферблат с числами от 1 до 12, совсем как у современных часов. Почему древние люди разделили солнечный круг именно на 12 частей, а не на 10? Дело в том, что в те временна счет вели не на основе десятков, а на основе числа 12. А почему на основе числа 12? На этот вопрос до сих пор ни кто не может ответить. Идет солнце по небу, тень за солнцем поспевать, время показывает. Ночью и в облачные дни солнечные часы не работали. Современные часы люди сделали похожими на солнечные, с такими же делениями.
Модель водяных часов. Такие часы использовались в Древней Греции в судах эти часы измеряли время, за которое участник спора мог произнести речь. Если решался простой вопрос, например, кому принадлежала коза, судья наливал в чашу воду («заводил часы») и предлагал одному из спорящих произнести речь в свою защиту. Фраза «ваше время истекло» означает конец речи. Она существует в нашей речи до сих пор.
Изготовление водяных часов.
Модель водяных часов можно изготовить из пластиковой бутылки (1,5 л). отрезать верхнюю часть бутылки и сделать в пробке отверстие — проткнуть шилом. В верхний сосуд с небольшим отверстием внизу наливают воду. На сосуде делают пометки-чёрточки: сколько воды вылилось. Столько и времени прошло.
— модель огненных часов. Особую свечу придумали в Испании. По всей ее длине 24 деления (количество часов в сутках). Сгорая, свеча уменьшалась за 1 час на одно деление. Слуга, следившей за часами — свечой, докладывая королю: «Ваше величество, один час прошел!»

Раздел «Современные часы». В данном разделе имеется следующее: часы настенные с гирями, с маятником, настенные на батарейках, будильник, электронные часы, карманные часы, наручные часы (женские, мужские и детские).

Раздел «Календари текущего года». В данном разделе имеются отрывной, перекидной календари и календарь-плакат. При помощи календарей измеряются и фиксируются более длинные временные отрезки — неделя, месяц, год. Календарь — это перечень дней года. А в году очень много дней. Это хорошо видно на примере отрывного календаря, посмотрите, какой он толстый.
Все дни года люди разложили на месяцы, их 12. Родина календаря — Древний Египет. Египтянам обязательно нужно было знать заранее, когда начнет разливаться река Нил. Ко дню разлива Нила они чистили каналы, чинили плотины, которые задерживали воду на их полях. Если не задерживать воды Нила, они стекут в моря и в знойное африканское лето погибнет весь урожай.
Египтяне заметили, что после самой короткой ночи, перед рассветом, на небе всегда появляется яркая звезда, которая называется Сириус. Именно в этот день начинался разлив Нила. Египтяне высчитали: от одного появления звезды Сириус до другого происходит 365 дней. (именно столько дней в году). Все дни разделили на 12 частей по 30 дней в каждой, а оставшиеся 5 дней поместили как в конце года. Так родился первый календарь.

Конспект занятия «Что мы знаем о часах»
(старший дошкольный возраст)
Цель: познакомить детей с историей возникновения часов, их разновидностями; учить ориентироваться во времени по часам (с точностью до часа).
Материал: экспонаты музея, картинки «Режимные моменты», модели часов на каждого ребенка.

Ход занятия
1. Вступительное слово.
Дети, я загадаю загадку, а вы постарайтесь её отгадать.
Ног нет, а хожу,
Рта нет, а скажу,
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать.
(Часы.)
2. Рассказ воспитателя о часах.
— Часы у людей были не всегда. Очень-очень давно у людей не было часов. Сегодня я расскажу вам, как появились часы.
— Человек заметил: солнце по небу идёт, а тень от какого-либо колышка передвигается вместе с солнцем. Так солнце подсказало человеку, что можно создать солнечные часы. Люди разделили место вокруг колышка на равные промежутки и назвали время, за которое тень проходит от одной отметки до другой — часом. У солнечных часов был циферблат с числами от1 до 12, как у современных часов. Современные часы люди сделали похожими на солнечные, с такими же делениями. Сейчас существует много разновидностей часов. Я думаю, что вы и сами сможете рассказать о них.
Дети:
У нас дома часы висят на стене.
У нас на даче висят часы, похожие на домик. Из окошка каждый час выглядывает кукушка и кричит: «Ку — ку!»
А у нас часы без стрелок. Там циферки мигают. Они называются «электронные».
У бабушки есть часы с гирьками. Они висят на цепочках. У них есть такая штучка, которая качается, как качели, «Маятник» называется.
У моего папы есть часы, которые надевают на руку.
У нас дома есть будильник.
Молодцы. Ребята, вы рассказали так много интересного! Сейчас мы с вами поиграем.
3. Игра «Ходят стрелочки по кругу».
На полу по кругу разложены карточки с числами от 1 до 12. Дети встают около карточек. Воспитатель стоит в центре. Все вместе произносят стихотворение.
Мы — часы, наш точен ход,
Водят стрелки хоровод.
Ходят стрелочки по кругу
И хотят догнать друг друга.
(Дети идут по кругу.)
Стрелки, стрелки, не спешите,
Вы нам время подскажите!
(Дети садятся на корточки напротив ближайшей карточки).
Пять часов! (Должны встать дети, сидящие возле карточек с цифрами 5 и 12.)
Игра повторяется несколько раз.
4. Игра «Покажи на часах»
Дети садятся на места.
Сейчас мы поиграем ещё в одну игру. Послушайте стихотворение В. Берестова «Часы»:
— Без четверти шесть!
Без пятнадцати шесть!
Хотите узнать приятную весть?
Так что же случилось
Без четверти шесть?
Какая такая приятная весть?
А то, что я сам,
Понимаете, САМ
Умею часы узнавать по часам.
— Вы тоже умеете определять время по часам. Сейчас вы это продемонстрируете. У вас на столах часы. У меня картинки, изображающие разные моменты режима дня: зарядка, занятия, прогулка, обед, игры. Я вам буду говорить, в какое время это происходит. А вы покажите это время на часах.
Зарядка у нас бывает в 8 часов утра.
Заниматься мы начинаем в 9 часов утра.
На прогулку мы идём в 11 часов.
Обедаем в 12 часов.
Встаем после сна в 3 часа дня.
Самостоятельно играете с 4 часов дня.
5. Итог занятия.
— Сегодня мы с вами узнали, как появились часы, поделились своими знаниями с другими, показали, что умеете определять время по часам и поиграли.

(Л. И. Корелина)

Занятие разработано в форме сказки с основной сюжетной линией:

сказочной героиней «Королевой времени», которая формирует и расширяет представление детей о частях суток с их характерными особенностями.

Отдельные интересные факты и сведения о разных способах и средствах измерения, фиксирования времени вызывают повышенный интерес детей.

Тема : Измерение времени. Час. Минута. Секунда.

Цель : Вызвать интерес к понятию время через отдельные интересные факты и сведения о разных способах измерения, фиксирования времени.

Задачи :

1. Дать более глубокие и точные знания о том, какие функции выполняют секундные и минутные стрелки в часах.

2. Формировать общие представления о процедурах измерения времени.

3. Учить точно определять время по модели часов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 23 г. Коврова

Конспект занятия

по формированию элементарных математических представлений

«Измерение времени. Час. Минута. Секунда.»

Подготовила и представила на презентацию:

Воспитатель первой квалификационной категории

МБДОУ детский сад № 23

Данилова Елена Константиновна

г. Ковров

2013 год

Занятие разработано в форме сказки с основной сюжетной линией:

сказочной героиней «Королевой времени», которая формирует и расширяет представление детей о частях суток с их характерными особенностями.

Отдельные интересные факты и сведения о разных способах и средствах измерения, фиксирования времени вызывают повышенный интерес детей.

Тема : Измерение времени. Час. Минута. Секунда.

Цель : Вызвать интерес к понятию время через отдельные интересные факты и сведения о разных способах измерения, фиксирования времени.

Задачи :

1. Дать более глубокие и точные знания о том, какие функции выполняют секундные и минутные стрелки в часах.

2. Формировать общие представления о процедурах измерения времени.

3. Учить точно определять время по модели часов.

Материал :

1. Персонаж «Королева часов»;

2. Образцы различных часов: будильник, настенные, песочные, ручные;

3. Иллюстрации с изображением различных видов часов;

4. листы бумаги;

5. Карандаши.

Ход занятия:

Воспитатель: Тихо-тихо, не шумите, только ушки на вострите. Что вы слышите сейчас?

Кто день не спит?

И ночь не спит?

А все стучит, стучит, стучит?

И стук у них все в такт, да в такт

Тик-так, тик-так?

(часы)

Вы хотите совершить путешествие в одну сказочную страну? Там нас ждут интересные встречи.

Дети: Хотим!!!

Воспитатель: Как вы думаете «Кто это волшебная королева?».

Посмотрите внимательно...

Дети: К Королеве часов!

Воспитатель: Почему вы так решили?

Дети: У неё на короне нарисованы часы!

Королева: Я управляю самыми главными часами, которые находятся в столице нашей Родины, в городе Москва, на Красной площади – это кремлевские куранты.

По мне сверяют время, все жители нашей страны, но у меняя есть помощницы: мои сестренки и братишки, без которых бы я не справилась.

Показывает образцы часов

Королева: Посмотрите на часы и скажите мне, из чего состоят часы?

Дети: Корпус, циферблат, стрелки.

Королева: Сколько стрелок на часах?

Дети: Три.

Воспитатель: Самая тоненькая стрелочка – как ее зовут?

Дети: Секундная.

Выходит ребенок в костюме Секунды.

Секунда: Я - Секунда и меня очень уважают и ценят все спортсмены. Они всегда брали на тренировку с собой специальный прибор – секундомер (показывает ) и старались опередить меня. Но это было не легко, уж очень быстро я прыгаю.

Вот смотрите (прыгает ), как только я попрыгаю 60 раз, появляется моя сестра – Минута

Выходит ребенок в костюме Минуты.

Минута: Пока моя сестра прыгает 60 раз, я делаю только один шаг. Я отсчитываю минуты. Деловые люди очень следят за моими шагами и стараются за каждый мой шаг успеть что-то сделать.

Королева: Минута не спешила и все-таки шла очень быстро. Когда минута обходила один круг циферблата – приходил их старший брат Час.

Выходит ребенок в костюме Час.

Час: Я старший брат – очень солидный. Минута делает 60 шагов, а я делаю один шаг. Ой, сколько же раз за это время успевает прыгать Минута – 3 600 раз. Я не суечусь по пустякам.

Воспитатель: Но люди говорят, что и он, с их точки зрения, ходит слишком быстро.

Дети, а как вы думаете, что будет, если исчезнут все часы?

Дети: Начнется беспорядок!

Воспитатель: Давайте посмотрим, какие еще бывают часы, в которых живут наши друзья и помощники.

Посмотрите, а где у нас в группе часы и как они называются?

Показ и анализ образцов часов.

Ответы детей

Воспитатель: А это настольные. почему их так называют? А как они отбивают каждый час? (ку-ку)

Ответы детей.

Воспитатель: Карманные, наручные и песочные... А с какой целью их используют?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы! ох, и устали же с вами путешествовать, давайте отдохнем.

Динамическая пауза:

Часы нам время измеряют (дети стоят)

Стоят на месте, но шагают. (Дети шагают на месте)

Шагают часики все в такт,

Тик-так, тик-так, тик-так. (Наклоны головы)

И стрелки вертятся вперед (Круговые движения руками)

За часом час, за годом год.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, всегда ли были часы? А как же измеряли время, когда не было часов? Чтобы это узнать, нужно заглянуть в прошлое, лет на 500 назад.

У меня есть волшебные часы, если их стрелки перевести назад, то можно попасть в прошлое и узнать, как люди измеряли время.

Приготовьтесь, не шалите и тихонечко сидите.

Начинаю колдовать: раз – два – три – четыре - пять!

Посмотрите-ка, деревня! А где же здесь часы? Кто будил людей по утрам?

Да вот же, часы на заборе сидят. Кто из вас помнит стихотворение о петушке? (Петушок – золотой гребешок)

Как будит петушок людей? Ку-ка-ре-ку!!! Просыпайтесь, люди добрые, на работу пора!

Воспитатель: А теперь, ребята, нам пора опять возвращаться в свое время.

Давайте вспомним с вами, что происходит, если Час сделает 24 шага?

Дети: Наступает новый день!

Воспитатель: Правильно! Вот они семь братцев.

Игра «Живая неделя»

Для игры вызывают к доске 7 детей, пересчитывают их по порядку, дают им в руки кружочки разного цвета, обозначающие дни недели. Дети выстраиваются в такой последовательности, как по порядку идут дни недели.

Дети: (называют дни недели по порядку)

Понедельник – фиолетовый,

Вторник – синий,

Среда – голубой,

Четверг – зеленый,

Пятница – желтый,

Суббота – оранжевый,

Воскресенье – красный.

Воспитатель: Кто сегодня у нас дежурный?

Скажите нам пожалуйста: какое сегодня число, месяц, год и день недели?

Дежурный отвечает на вопрос.

Воспитатель предлагает детям пройти за столы.

Воспитатель: Вот мы с вами сегодня и попутешествовали, узнали многое о часах и их разновидностях. А теперь давайте попробуем изобразить своих новых друзей.

Дети садятся за столы и рисуют.

Воспитатель: За утром наступит день, вечер. ночь и снова утро.

За зимой придет весна, лето, осень и снова зима.

Вы были маленькие, стали большие. Время идет вперед.

Пора заканчивать наше путешествие во времени. Давайте вспомним с вами, что мы узнали, путешествуя во времени

Ответы детей.

Воспитатель: А сейчас пришло время заняться другими делами.


Конспект занятия

На тему: « Кто и как считает время»

Для детей старшей группы 5-6 лет

Подготовила воспитатель

МБДОУ «Д\С Солнышко»

Добровольцева Н.В.

Цель: Тренировать детей определять причинно-следственные связи.

Программное содержание: Познакомить детей с историей часов и их назначением. Вызвать интерес к понятию время через отдельные интересные факты и сведения: времена года, месяцы, дни недели, части суток, о разных способах и средствах измерения, фиксирования времени, назначения и функции часов.

Развивать творческое воображение и логическое мышление детей.

Воспитывать способность и умение беречь время.

Речевая задача: определять названия часов по месту их расположения(солнечные, песочные, водяные, напольные, настенные, настольные, будильники, электронные, наручные)

Индивидуальная работа: вызвать интерес к занятию у малоактивных детей.

Материал: картинки с изображением часов на мониторе.

Художественное слово: стихи, физкультминутка, поговорка.

Ход занятия

Воспитатель подводит детей к настенным часам и задает вопросы:

Что это такое?

Как вы думаете зачем у нас в группе висят часы?

Кому они в нашей группе нужны?

Зачем они нужны людям?

Для чего их создали?

Вы все говорили правильно, часы измеряют время.

А что такое время? Время было всегда, оно и бежит и идет вперед. Слово время происходит русского слова «вертемя» т.е. вертеть время.

А скажите, часы были всегда или было время, когда не было часов?

Воспитатель: было время, когда не было часов.

Как же люди определяли, когда нужно вставать, когда ложиться спать?

Они ориентировались на времена года, части суток(день –ночь)

Воспитатель: Правильно, люди определяли время по солнцу. Солнышко вставало, и люди просыпались; солнышко закатывалось – ложились спать.

Подумайте и скажите, когда они дольше спали – летом или зимой? – Люди спали дольше зимой, потому, что солнце зимой встает позже, чем летом.

Воспитатель:

А знаете ли вы, что по солнцу можно определить время достаточно точно?

Когда солнце свети, от деревьев отходит тень. Тень длиннее, когда солнце только встает или, когда оно скоро зайдет за горизонт. Значит, тень от солнца длиннее, утром и вечером, а днем короче. Вот проснулся человек и увидел тень от солнца.

Как он определял время суток?- Утром тень в одной стороне, вечером в другой.

Воспитатель: Когда человек заметил это свойство тени, то он придумал солнечные часы (Показ картинки).

Как вы думаете, хорошо было человеку с такими часами?

А что плохого в этих часах?

Почему мы не пользуемся ими сейчас? – Эти часы работали только тогда, когда было солнце. Ночью и в пасмурную погоду, они не работали.

Как вы думаете, какие часы тогда придумал человек?

Воспитатель:

С тех пор прошло немало лет,

И люди поняли ответ,

Что лишь песок, он есть один

И бог, и царь, и господин.

Человек изобрел песочные часы (показ песочных часов).

Что в них было хорошо, а что плохо?

Конечно, эти часы надо было все время переворачивать. Час, которые я вам показала, рассчитаны на 1минута. Нужно через каждые 1 минута их переворачивать. Поэтому их нельзя брать с собой, когда уходишь из дома.

Представьте себе, что будет, если вы возьмете такие часы в школу?

А как вы думаете, 1 минута – это много или мало? Что можно сделать за 1 минута?

Сейчас мы проверим, много ли это – 1 минута.

Дидактическая игра « Нарисуй за 1минуту палочки»

Воспитатель –как- же получилось у каждого разное количество палочек?

У каждого свой темп.

Физминутка:

Тик-так, тик-так,

Все часы идут вот так.

Тик-так, тик-так,

Смотри скорей, который час?

Тик-так, тик-так, тик-так,

Налево – раз, направо – раз,

Мы тоже сможем так:

Тик-так, тик-так, тик-так.

Ну, как? Долго ли мы играли?

Игра «Молчанка»

А хотите, проведем еще один опыт?

Вы сами согласились. Я предлагаю вам помолчать ровно 1 минуты.

Играем? – Да!

Дети молчат ровно 1 минуты, пока сыплется песок.

А теперь 1 минуты – это много или мало? – много.

Как вы думаете, почему, когда мы играли в подвижную игру, время проходит быстро, а когда мы просто сидели и молчали, время тянулось долго?

Воспитатель: Правильно, время долго тянется, когда делать нечего, а когда есть интересные дела, время проходит быстро. Поэтому, есть такая пословица «Скучен день до вечера, когда делать нечего».

Продолжаем говорить о часах. Вместо песка в часы наливали масло (показать масляные часы) , но такие часы время показывали не точно.

Пользовались вместо часов свечкой, на которую были нанесены деления. Свечка сгорала, уменьшалась в размере и по делениям – можно было определить, сколько сейчас время.

Как вы думаете, что плохого было в этих часах?

Вы сказали правильно. Все эти часы – солнечные, песочные, масляные – были не очень удобными, и человек придумал простой механизм. Смастерили большой механизм и повесили его на высокую башню. Каждый час, эти часы били и люди знали, который час. Но все-таки, эти часы, тоже были неудобны. Почему?

Их было видно не из всех домов. Надо было выходить на улицу и смотреть, который час. И люди придумали другие часы, какие? – которые, можно было повесить в каждом доме.

Появились разные часы.

Как называются часы, которые висят на стене? – настенные часы.

Которые стоят на полу? – напольные.

Которые стоят на столе? – настольные.

Которые человек носит на руке? – наручные.

Но и у них есть недостатки. Их надо часто заводить и пружинка, которая есть в них, ломается. Если забудешь завести эти часы, они останавливаются. Поэтому человек придумал электронные часы, они работают на батарейках. Это – чудо часы. Их можно поставить на то время, которое нужно и они подадут вам сигнал.

Говорят: часы спешат,

Говорят: часы идут,

То немножко отстают,

Мы смотрели вместе,

А часы стоят на месте

Конспект занятия

« Путешествие в страну времени или зачем человеку часы ».

ЦЕЛЬ: Формирование у детей представлений как о категории, напрямую не воспринимаемую органами чувств, обобщить знания детей о времени, совершенствовать умения детей определять время по моделям часов.

ЗАДАЧИ:

    Систематизировать знания детей о «кусочках времени»: сутках, недели, месяце, временах года, года;

    Формировать понятие о последовательности времени;

    Учить детей давать количественную характеристику мер времени;

    Познакомить детей с приборами, отсчитывающими промежутки времени (часы, календарь);

    Воспитывать уверенность, самостоятельность и умение планировать свою деятельность во времени.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

    Рассматривание тематических картинок:«Части суток», «Что бывает раньше – что потом», «Времена года».

    Наблюдение за отрезками времени в разное время суток, за особенностями деятельности детей или взрослых в то или иное время, наблюдение за положением солнца на небе,

    Заучивание стихотворений «Двенадцать месяцев», считалка «Как запомнить дни недели?»

    Чтение художественной литературы: стихотворения «Сколько дней в неделе?», «Хоровод месяцев», «Что такое сутки?», сказки «Девочка и время», «Кукушка в часах», «О чем говорили месяцы?», «Четыре лебедя», «Листок календаря», «Умная неделя», пословицы и поговорки о месяцах, загадки о частях суток.

    Просмотр мультфильмов «Сказка о потерянном времени», «Двенадцать месяцев»

    Дидактические игры: «Распорядок дня», «Деньки – недельки», «Времена года», «Эволюция вещей», «Кто когда спит?», «Река времени»

    Словесные упражнения: «Я начну, а ты продолжи», «Скажи наоборот», «Что лишнее?»

    Сюжетно – ролевые игры: «Семья. Распорядок дня», «Путешествие во времени»

    Игры – инсценировки: «Неделя стройся», «Найди свой день», «День и ночь»

    Участие в конкурсе «Вопрос – ответ»

    Подвижные игры: «Лови, бросай, дни недели называй», «День и ночь», «Совушка – сова»

    Работа с моделями «Дни недели», «Части суток», «Времена года»

    Выставка рисунков «Мир часов», «День и ночь».

    Экскурсия к Успенскому собору (посмотреть часы на башне)

Интеграция образовательных областей: Познание, коммуникация. социализация, здоровье, художественное творчество, чтение художественной литературы

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, у нас сегодня необычное занятие, оно будет проходить у нас в зале. Посмотрите сколько гостей к нам сегодня пришло, давайте поздороваемся с ними. здравствуйте! И так. мы с вами готовились, собирали экспонаты для музея и наконец наступила торжественная минута - мы сейчас открываем наш мини-музей часов, давайте похлопаем. звучит торжественная музыка - музей открыт! Мы с вами являемся первыми посетителями музея часов, прошу подойти и рассмотреть экспонаты поближе, и не забудьте правила поведения в музее. Звучит запись тикающих часов. Ну. что понравилось, все рассмотрели, а сейчас вспомните пожалуйста поговорки о времени и часах.

Пословицы о времени

    Время времени работник.

    Много воды утекло с тех пор.

    Москва веками строилась.

    Спешить не спеши, а поторапливайся.

    На хотенье - есть терпенье.

    Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

    Всего вдруг не сделаешь.

    Часом море не переедешь.

    Часы на стене, а время на спине.

    Русский час - всё сейчас.

    Одна нога тут, другая там.

    Кто по годам, а мы по часам.

    Солнышко нас не дожидается.

    Поспешишь - людей насмешишь.

    Откладывать в долгий ящик.

    Его только за смертью посылать.

    Без году неделя.

    Дважды в год лето не бывает.

Молодцы. Прошу занять свои места.

Воспитатель читает стихотворение «Часы».

Часы секундам счет ведут,

Ведут минутам счет,

Часы того не подведут,

Кто время бережет.

За часом час, за годом год,

Часы всегда идут вперед.

Все надо делать по часам

Тогда доволен будешь сам.

Воспитатель: А сейчас подумайте и скажите, зачем человеку нужны часы? (ответы детей Зачем нужны часы?)

Дети: «Папа бы не знал, когда идти на работу», «Мы бы пошли на день рождения к Мише, а времени бы не знали. Пришли – а там уже никого нет. И мы бы расстроились», «Пошли бы в магазин игрушек – а он закрыт», «Везде бы опаздывали», «Мы бы могли опоздать на поезд или на самолет»)

Воспитатель: Как вы думаете, как люди раньше жили без часов? Как люди определяли время. Ведь было же такое время, когда часов не было. Как же без них обходились люди?

Оказывается, часы были и раньше, но в те давние времена они были другие - … живые!!! Живые часы - первая страница истории часов.

Ты, наверное, удивишься, но такие живые часы ты уже видел и их хорошо знаешь. Вспомни, какая птица утром кричит и всех будит? Петух! Да, оказывается, петух – это тоже «часы». Он всем показывает, что уже наступило утро. Это живой будильник!

Плюсы – живые часы всем доступны (их не надо покупать в магазине), они никогда не сбиваются со времени, они красивые и радуют глаз и т.д.

Минусы – живые часы нельзя взять с собой в комнату, в городах таких часов нет (петухи не живут в городе) и т.д.

Солнечные часы - вторая страница истории часов.

Люди стали придумывать другие часы. Сначала они придумали солнечные часы.

Песочные часы! Ты видел такие часы? И еще сделали часы с водой. И назвали их как…? Дайте возможность ребенку придумать слово! Словотворчество, т.е. придумывание слов – это лучшая умственная зарядка для дошкольника! В такой зарядке ему приходится проанализировать все известные ему слова, выделить механизм их образования и создать свое слово…водяные часы. А еще их можно было бы назвать водные.

Какие вы у меня молодцы, сколько всего знаете.

Речевое упражнение «часы».

Говорят: часы стоят.

Говорят: часы спешат.

Говорят: часы идут,

Но немножко отстают.

Мы смотрели с Мишкой вместе,

Но часы висят на месте.

Воспитатель: В современном мире часы являются неотъемлемой частью нашей жизни. Люди стали придумывать новые часы. И придумали много механизмов для часов. Сейчас существует очень много разных часов. Часы, которые стоят на полу называются «напольные». Они очень большие и тяжелые, их даже не переставить на другое место.

А часы, которые висят на стене называются – как? (Настенные).

Часы, которые носят на руке, называются – как? (Наручные).

Нас по утрам будят часы, которые называют – как? (Будильник).

Еще есть часы на башнях. Их называют… (башенные). Есть еще часы электронные, водонепроницаемые, противоударные и т.д.

Воспитатель: Давайте обобщим увиденное и выделим основное, что же общего есть у всех часов?

Длинная стрелка - минутная

Короткая стрелка часовая

Тоненькая стрелка - секундная

Циферблат - цифры от 1 до 12

Воспитатель: Мы с вами, в основном, пользуемся бытовыми часами, которые имеют циферблат, с нанесенными на него цифрами, и стрелки. Как правило их три и они разные по внешнему виду и имеют разное предназначение: толстая, короткая стрелка, движется по кругу очень медленно – она показывает часы;

длинная (большая) стрелка движется быстрее и показывает минуту;

очень тонкая, быстробегущая стрелка – секундная.

Дети: Час – это длинный промежуток времени, минута – короткий. Секунда очень скоротечна, мы их не замечаем. Из секунд складываются минуты, из минут – часы. В одной минуте – 60 секунд; одном часе – 60 минут или 3600 секунд.

Из часов складываются дни-сутки. ДАВАЙТЕ вспомним части суток

Физминутка "Утро - вечер"

Воспитатель: У вас на столах лежат модели часов, посмотрите и скажите чего не хватает? Цифр на циферблате. Давайте это исправим.

Молодцы, вы все замечательно справились с заданием.

Пальчиковая гимнастика: «А часы идут, идут. »

А часы идут, идут,

Иногда вдруг отстают.

А бывает, что спешат,

Словно убежать хотят!

Если их не заведут,

То они совсем встают.

Воспитатель: Теперь, покажите мне, пожалуйста, часики глазками: посмотрите вправо, посмотрите влево (зарядка для глаз).

А сейчас покажите мне, пожалуйста, часики языком (артикуляционная гимнастика) .

«Выставите правильно время на часах»

Шуточное стихотворение:

Кот Антипка жил у нас,

Он вставал с лежанки в час,

В два на кухне ел сосиски,

В три – сметану ел из миски

Он в четыре умывался,

В пять по коврику катался,

В шесть тащил сельдей из кадки,

В семь играл с мышами в прятки,

В восемь – хитро щурил глазки,

В девять – ел и слушал сказки,

В десять – шел к лежанке спать,

Потому что в час вставать.

Воспитатель: А теперь прослушав стихотворение выполните задание, выставите на часах время во сколько кот Антипка что делал.

«В три сметану ел из миски». (Три часа)

«В шесть тащил сельдей из кадки». (Шесть часов)

«В семь играл с мышами в прятки». (Семь часов.)

«В восемь хитро щурил глазки». (Восемь часов.)

Воспитатель: Дети вы любите собирать пазлы? Тогда я предлагаю следующее задание.

Собери пазлы (разные виды часов) назвать их.

Воспитатель: Дети, а какие башенные часы вы знаете? (Ответы детей)

Молодцы, правильно. Кремлевские куранты, они находятся в столице нашей Родины - городе Москве, расположены на Спасской башне, по этим часам живет наша страна. Самыми главными являются Кремлевские часы. Каждый новый день начинается и заканчивается боем часов на Спасской башне. А у нас в городе есть большие часы? Да, они расположены на башне Успенского собора, мы их с вами видели когда ходили на экскурсию.

Подведение итога занятия.

Музыкальное завершение занятия, игра-танец "Часики" под музыку из мультфильма «Фиксики»

Конспект НОД в старшей группе на тему «Время».

Рязанова Анастасия Викторовна, воспитатель первой квалификационной категории ДО АНО «Детский центр «Оранжерея» города Обнинска.
Описание материала: Данный материал предназначен для детей старшей группы по познавательному развитию. Будет полезен педагогам ДОО, родителям.
Задачи:
- продолжать упражнять детей познавать действительность;
- закреплять названия дней недели, знания о понятиях секунда, минута, час, утро, день, вечер, ночь, сутки, неделя, месяц, год, времена года и их характерных особенностях;
- развивать логическое мышление, зрительное восприятие, память, речь, умение анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, умение определять время по часам, ориентироваться в днях недели, частях суток;
- воспитывать у детей самостоятельность, бережное отношение ко времени.
Материал: объявление, табличка Лаборатория №5, будильник, дидактические игры «Логические цепочки», «Собери часы», «Части суток», «Собери недельку», «Времена года».
Вводная часть:
На двери группы весит объявление, педагог обращает внимание детей на него. Все собираются и читают.
Объявление!
Всем! Всем! Всем! Огромная просьба о помощи! Сегодня ночью злодей Котелок похитил у Хранителя времени часы, сломал их и нарушил ход времени. Часы найдены, но починить их не удается. Если в течение 24 часов не исправить положение, процесс будет необратим, мы перестанем существовать. Всех кто может помочь просим приехать в лабораторию №5.

Дети обсуждают, решают помочь Хранителю времени. Заходим в лабораторию.
Ход:
Давайте сначала вспомним, как протекает время. (Оно должно всегда находиться в движении и не останавливаться ни на миг.) Причем «течет» время всегда только в одном направлении - от прошлого через настоящее к будущему. Давайте приступим к работе.

Игра «Логические цепочки».
Каждый ребенок получает задание, раскладывает карточки в порядке от прошлого к настоящему.

Отлично, а вот и сломанные часы, но прежде чем приступить к их ремонту, давайте вспомним, как измеряется время по длительности. (Время измеряется секундами, минутами, часами. Определяется сутками, неделями, месяцами, годами.) Давайте их соберём.

Дидактическая игра «Собери часы».
Дети собирают часы из циферблата без цифр, двух стрелок, цифр от одного до двенадцати.
Вопросы:
- Как вы думаете, а сколько может быть стрелок на часах? (Две, три.)
- Как называется маленькая стрелка? (Часовая.)
- Как называется большая стрелка? (Минутная.)
- Как называется быстрая стрелка на часах? (Секундная.)
- Как движутся стрелки на часах? (Стрелки движутся слева направо.)

Ну, вот теперь всё в порядке, осталось произнести волшебные слова, что бы завести часы.

Физминутка «А часы идут, идут».
Тик-так, тик-так
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт.
(Наклоны вправо – влево.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка.
(Приседания, показ избушки – руки над головой.)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью,
(Приседания.)
Стрелки движутся по кругу,
Не касаются друг друга.
(Вращение туловища вправо.)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой.
(Вращение туловища влево.)
А часы идут, идут,
(Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают,
(Замедление темпа ходьбы.)
А бывают, что спешат,
Словно убежать хотят!
(Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают.
(Дети останавливаются.)

А вы умеете определять время по часам?

Дидактическая игра «Который час?»
Послушайте историю «Про детский сад», но вначале выставим часы ровно на 7 часов.
Детский сад открылся ровно в 7 часов. Начали приходить дети. Они играли, сделали зарядку и через час сели завтракать.
Вопрос: В котором часу дети сели завтракать? (Ровно в 8 часов.)
Ещё через час дети пошли на музыкальное занятие.
Вопрос: В котором часу началось музыкальное занятие? (Ровно в 9 часов.)
В 10 часов ровно дети вышли гулять. А вернулись в группу ровно в 12 часов.
Вопрос: Сколько часов гуляли дети? (2 часа.)
Ровно в час дети легли отдыхать. Поставьте на часах ровно 1 час. Ровно через 2 часа дети проснулись.
Вопрос: Какое время показывали часы? (Ровно 3 часа.)
Через 4 часа детский сад закрылся.
Вопрос: В котором часу закрылся детский сад? (Ровно в 7 часов.)
Детский сад закрылся ровно в 7 часов, а ровно 1 час назад забрали первого ребёнка.
Вопрос: В котором часу забрали первого ребёнка? (Ровно в 6 часов.)


Замечательно, часы ходят правильно, а нам пора подумать над следующей задачкой. Перед детьми картинки частей суток. (Утро, день, вечер, ночь.) Отдельно лежат картинки, на которых изображены действия детей в разное время суток.

Игра «Части суток».
Дети раскладывают в нужном порядке картинки частей суток. (Утро, день, вечер, ночь.) Что это у нас получилось? (Это сутки.) Да, время определяется не только секундами, часами, минутами, но и сутками. Под картинками кладут карточки с действиями детей в соответствующее время суток.

Что же это такое? Вот вам подсказка.

Загадка:
Что за птицы пролетают
По семерке в каждой стае.
Вереницею летят,
Не воротятся назад. (Дни недели.)

Верно. Время определяется и неделями тоже.

Игра «Собери недельку».
Дети собирают часы, разрезанные на семь частей по дням недели. Решают задачи:
1. Маша приехала в гости к бабушке в четверг, а ее брат на один день раньше. В какой день приехал Коля? (В среду.)
2. Кто из детей гостил у бабушки дольше, если вернулись они вместе? (Коля гостил у бабушки дольше.)
3. Встретились две подружки. Одна из них говорит: «Я вчера, в воскресенье, ходила с мамой на сборник мультфильмов «Ну, погоди!», - «А я пойду завтра, во вторник», - ответила другая. В какой день недели встретились подружки? (В понедельник.)
4. Света в пятницу уехала к бабушке на выходные два дня. В какой день приехала Света домой? (В понедельник.)

Игра «Времена года».
Дети разбиваются на четыре команды и собирают разрезанные картинки времен года. Обсуждают, у кого какое время года получилось.


Что такое осень, зима, весна, лето? (Год.) Время определяется и месяцами, и годами.

Порядок времени восстановлен. Все люди спасены. А часы возьмем к себе в группу, будем бережно с ними обращаться и станем хранителями времени.