Конспект занятия по пространственной ориентировке. Конспект НОД «Ориентировка в пространстве и на плоскости» в подготовительной группе

Введение

Период дошкольного детства относительно всей жизни человека недолог, а как он насыщен познанием! Каждый день приносит ребенку что-то новое, неизведанное, становится близким раннее недоступное.

В работе отечественных психологов и педагогов показана ведущая роль обучения в формировании мышлении. Такой подход основан на теории развивающего обучения, созданной выдающимся советским психологом Выготским, который утверждал, что обучение идет впереди развития и ведет его за собой.

Развивая гипотезу о «зоне ближайшего развития», он утверждал, что развитие надо определять не только по показателям, характеризующим самостоятельную деятельность детей, но и по тем возможностям, которые ребенок может реализовать в сотрудничестве со взрослым.

Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. При помощи взрослых он усваивает самые простейшие представления об этом: слева, справа, вверху, внизу, в центре, над, под, между, по часовой стрелке, против часовой стрелки, в том же направлении, в противоположном направлении и др. Все эти понятия способствуют развитию пространственного воображения у детей. Умение ребенка представить, спрогнозировать, что произойдет в ближайшем будущем в пространстве, закладывает у него основы анализа и синтеза, логики и мышления. Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью, и представляет собой важнейшее свойство человеческой психики .

1. Сущность ориентировки в пространстве.

Важное значение для эффективности формирования пространственных представлений имеет развивающая среда. Она включает в себя комплексное психолого-педагогическое воздействие и интеграцию в различные виды детской деятельности:

1. В специально-организованной деятельности (динамические упражнения, пальчиковая гимнастика, упражнения с использованием игровых моментов, специальные игры и т. д.).

2. Вне занятий (игра, прогулка, режимные моменты: умывание, закаливающие процедуры, одевание, зарядка и др.).

3. В других видах деятельности (конструирование, аппликация, изобразительная деятельность, физкультурные и музыкальные занятия).

4. Совместной с родителями деятельности.

Особенно важно стимулировать перенос ребенком знаний из специально организованной дидактической среды в жизненную обстановку.

Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Диапазон его зависит от того, насколько тонко ребенок владеет суммой специальных действий (рассматривание, ощупывание, сравнение, сопоставление, выделение главного и второстепенного и т.д.), влияющих на восприятие и мышление. Не менее существенна и пространственная ориентировка детей, так как в это понятие входит оценка величины предметов, их форма, взаимоположения и положения относительно субъекта. Поэтому ориентировка в пространстве непосредственно связана с разделами «Величина», «Геометрические фигуры» и тоже имеет чувственную основу. Она предполагает умение пользоваться какой-либо системой отсчета. Ребенок ориентируется, применяя так называемую чувственную систему отсчета, т.е. по сторонам собственного тела. Он практически соотносит объекты с частями тела: вверху - где голова, внизу - где ноги. Другими словами, дошкольник (особенно младший) осваивает «схему» собственного тела, которая по сути и является для него системой отсчета.

Следовательно, главное здесь непосредственный жизненный опыт, приобретаемый ребенком. Позднее, в старшем дошкольном возрасте, к нему прибавляется словесная система отсчета, ориентация на основе пространственных направлений: вперед-назад, вверху-внизу, слева-справа.

Объем программного содержания раздела «Ориентировка в пространстве» от одной возрастной группы расширяется и углубляется. Это обеспечивает доступность и постепенность в рассмотрении различных вопросов на разных возрастных ступенях.

II младшая группа . Ориентировка в пространстве помогает ориентироваться в расположении частей своего тела (голова, ноги, глаза, уши, спина и др.) и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: впереди - сзади (позади), вверху - внизу, справа (направо) - слева (налево). Различать правую и левую руки.

Средняя группа. Ориентировка в пространстве развивает умение определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед - назад, направо - налево, вверх - вниз); обозначать словами положение предметов по отношению к себе (предо мной стол, справа от меня дверь, слева - окно, сзади на полках - игрушки).

Начинается знакомство с пространственными отношениями: далеко - близко (дом стоит близко, а березка растет далеко).

Примерные игры:

«Купание куклы»

«Что изменилось?»

«Шары с подвесными шариками»

«Оденем кукол»

Старшая группа . Совершенствуется умение ориентироваться в окружающем пространстве: слева - справа, вверху - внизу, впереди (спереди) - сзади (за), между, рядом с, двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками - указателями направления движения (вперед, назад, направо, налево и т.д.).

Ориентировка в пространстве помогает определять свое местонахождение среди окружающих людей и предметов. Ориентировка на листе бумаги (справа - слева, вверху - внизу, в середине, в углу).

Примерные игры:

«Кто скажет правильно?»

«Что изменилось?»

«Угадай, что где находится?»

«Составь такой же узор»

«Где звенит колокольчик?»

«Кто ушел и где стоял?»

«Куда бросили мяч?»

Подготовительная группа. Ориентировка в пространстве позволяет ориентироваться на ограниченной поверхности (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги и т.д.); располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение (слева, справа, вверху, внизу, левее, правее, выше, ниже, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед, за, между, рядом и др.).

Знакомство с планом, схемой, маршрутной картой. Развитие способности к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы.

Дети учатся читать простейшую информацию, обозначающую пространственные отношения и направление движения объектов (слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз); самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения направления движения (знаки и символы).

Примерные игры:

«Путешествие по комнате. Куда пойдешь, что найдешь?»

«Встань там, где я скажу».

«Назови скорей».

Пройди к флажку».

«Отгадай, где это?»

«Угадай, что изменилось?»

«Где звенит колокольчик?»

«Где находится?»

Результативность знаний, умений и навыков у дошкольников по ориентировке в пространстве можно отследить по результатам диагностики используя следующие методики:

1. «Пробы Хеда».

Цель: Изучить состояния пространственных представлений о собственном теле.

2. Методика «Что находится спереди от меня?».

Цель: Изучить пространственные представления относительно себя.

3. Методика «Расположение предметов на рисунке».

Цель: Изучить пространственные представления относительно предмета.

4. Методика «Графический диктант» (Д. Б. Эльконин).

Цель: Выявить умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого на листе бумаги.

К выпуску из детского сада, дети должны понимать пространственные отношения между предметами, связанные с усвоением многих предлогов и наречий (наверху, внизу, справа, слева, впереди, сзади, над, под, за, в, на, между, напротив и др.); осознавать значение пространственных терминов и их появление в активном словаре ребенка, что совершенствует грамматический строй его устной речи, а в дальнейшем и письменной; уметь ориентироваться на листе бумаги; овладевать способностью к пространственно-временной обработке информации, что позволяет составить рассказ по картине или серии картин, овладеть письмом, чтением, математическими операциями, пониманием условий задач и т. д. ; хорошей ориентировки в пространстве.

Таким образом, пространственное восприятие и умение ориентироваться в пространстве является важнейшей предпосылкой при становлении всех видов детской деятельности, в том числе в школьные годы. Сформированность у ребёнка пространственных отношений повышает результативность и качество его учебной деятельности.

2. Дидактические игры и упражнения по разделу “ориентировка в пространстве”.

На занятиях и в повседневной жизни широко используют дидактические игры и игровые упражнения. Игры несут основную учебную нагрузку в работе по развитию ориентировки в пространстве. Организуя игры вне занятий - закрепляют, углубляют и расширяют пространственные представления детей.

Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша, т. е. те качества которые необходимы для нормального ориентирования и для дальнейшей жизни. Играя, ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. Дидактические игры позволяют расширить знания детей о пространстве. Вот по чему на занятиях и в повседневной жизни, воспитатели должны широко использовать дидактические игры и игровые упражнения.

Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одного из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятий по формированию элементарных пространственных представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений.

Ориентирование по словесному описанию.

Занятие может проходить с помощью игр: «Сервируем завтрак», «В магазине» и т.п. Например, игра «Помоги маме накрыть на стол»: «поставь вазу с цветами посередине стола. Слева от вазы поставь хлебницу. Справа - специи (соль, перец). Столовые приборы расположи по порядку - слева направо. Под столовую тарелку поставь десертную. Положи справа от тарелки нож, слева - вилку» и т.д.

Формирование пространственных представлений.

Во время прогулки ребенку предлагается найти по вашим указаниям определенное дерево, под которым «зарыт клад»: «пройди 10 шагов вперед, повернись направо и пройди 5 шагов, затем 3 шага назад» и т.д. Используются так же игры «Найди игрушку», «Куда спрятались дети» и т.д. Можно попросить ребенка определить расположение предметов относительно себя - впереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу, перед, за, - «Определи, что справа от тебя, что слева от тебя, что впереди тебя (сзади, сверху, снизу); покажи направление от себя: вперед (впереди), назад (сзади), направо (справа), налево (слева)».

3. Формирование у детей словесной системы ориентировки в пространстве «от себя и от объекта».

Этапы пространственной ориентации «на себе», «от себя» и «от объектов» не сменяют друг друга, а сосуществуют, вступая в сложные диалектические взаимоотношения. Ориентировка «на себе» не только определенная ступень, но и непременное условие и при ориентировке в расположении предметов как «от себя», так и «от объектов». Определяя расположение предметов, человек постоянно соотносит окружающие предметы с собственными координатами. Это особенно отчетливо делает ребенок, чтобы определить правое и левое от человека, стоящего напротив: ребенок прежде всего определяет данные стороны «на себе», затем совершает мысленный поворот на 180° и, встав в позицию напротив стоящего человека, определяет его правую и левую сторону. Только после этого ребенок сможет определить пространственное расположение справа и слева от другого человека. Следовательно, ориентировка «на себе» является исходной. Ориентировка «от себя» предполагает умение пользоваться системой, когда началом отсчета является сам субъект, а ориентировка «от объектов» требует, чтобы началом отсчета был тот объект, по отношению к которому определяется пространственное расположение других предметов. Для этого необходимо уметь вычленять различные стороны этого объекта: переднюю, заднюю, правую, левую, верхнюю, нижнюю. Развитие пространственной ориентации в расположении предметов «на себе», «от себя», «от другого объекта» и происходит в период дошкольного возраста. Показателем ее развития у детей может служить постепенный переход от использования ребенком системы с фиксированной точкой отсчета («на себе») к системе со свободно перемещаемой точкой отсчета («на других объектах»). Восприятие и отражение пространственных отношений между предметами у детей в дошкольном возрасте происходит постепенно.

На первом этапе пространственные отношения еще не выделены ребенком. Окружающие предметы он воспринимает как отдельные, не осознавая при этом пространственных взаимосвязей, существующих между ними. Так, многие дети в среднем дошкольном возрасте определяют различные пространственные группы предметов как адекватные на основе лишь признака общности входящих в них предметов.

Второй этап характеризуется первыми попытками восприятия пространственных отношений. Однако точность оценки этих отношений еще относительна. Например, дальность расположения объекта от принятой точки отсчета еще весьма затрудняет ребенка, пространственные отношения сравнительно близко расположенных друг к другу предметов воспринимаются как «непрерывность».

Третий этап характеризуется дальнейшим совершенствованием восприятия пространственного расположения предметов Большую роль в правильной оценке отношений между предметами играет слово, которое способствует более точной их дифференцировке.

Усвоение детьми значения пространственных предлогов и наречий позволяет более точно осмыслить и оценить расположение объектов и отношений между ними. Ориентировки “на себе”, “от себя”, применение их на различных предметах позволяют ребенку уяснить значение таких пространственных предлогов, как в, под, на, за. Предлог на обычно ассоциируется с верхней плоскостью предмета (на столе, на стуле); предлог под – с нижней стороной; предлог в воспринимается как указание на расположение внутри какого-либо объекта. Освоение системы отсчета и ориентировки в окружающем пространстве по сторонам собственного тела и других предметов, развивает у детей умение давать словесную характеристику пространственной ситуации. Направление “вверх – вниз” (“вверху – внизу”) позволяет ребенку уяснить такие ориентировки, как “над” и “под”, “посередине” и “между” при расположении группы предметов по вертикальной линии. Направления “направо – налево” (“справа – слева”) помогает лучше понять пространственные отношения, определяемые словами рядом, посередине и между, сбоку или с краю. Направление “вперед – назад” (“впереди – сзади”) способствует уяснению таких пространственных отношений, как “впереди”, “перед”, “напротив”, “за”, “позади”, “посередине” и “между” при расположении предметов по фронтальной линии от исходной точки отсчета.

Заключение

Подводя итог, можно сказать, что знания о пространстве и навыки ориентации чрезвычайно важны для всестороннего развития ребенка.

можно сделать следующие выводы и обобщения:

  1. Способность к пространственному ориентированию обеспечивается взаимодействием двигательно-кинестетического, зрительного и слухового анализаторов;
  2. Развитие пространственной ориентировки происходит в тесной связи с формированием ощущений (в частности – ощущения своего тела), с совершенствованием двигательных навыков, с расширением практического опыта детей;
  3. Овладение навыками пространственной ориентировки совершенствует сенсорные и интеллектуальные способности, улучшает выполнение физических и музыкально-ритмических упражнений;
  4. Наилучший результат в формировании навыков пространственной ориентировки приносят занятия, проводимые в игровой форме;

Уровень развития пространственной ориентировки у дошкольников, позволяют своевременно выявить отставание в формировании и развитии ориентировки. Это дает возможность вовремя откорректировать нарушения.

Таким образом, развитие пространственных представлений, являясь составной частью в работе по формированию знаний и навыков в различных видах деятельности, выделяется как одна из важнейших задач коррекционной работы, проводимой с детьми дошкольного возраста.

Список литературы.

1. Ерофеева Т. И., Математика для дошкольников: Просвещение, 1992.

2. Ерофеева Т.И., Методика обучения математике: Ассоциация « Профессиональное образование», 1994.

3. Метлина Л. С., Математика в детском саду: Просвещение, 1984.

4. Семаго, Н. Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего возраста: [Текст]: Практическое пособие. - М.: Айрис - пресс, 2007.

5. Титова, О. В. Справа - слева. Формирование пространственных представлений у детей [Текст]: Методическое пособие. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2004.

Мы, педагоги - волшебники. И главное наше волшебство заключается в том, что мы воспитываем детей всем своим сердцем, своим примером.

Для меня профессия педагога - это великая миссия, великой предназначение, которое даровано свыше.

Моя задача – показать, что этот ребенок умеет то, чего не умеют многие. Также важно не концентрироваться на особенностях развития и не бояться брать на себя ответственность, а помочь ребенку развивать свои таланты, воспитывать его.

Наверно, я пришла к «особым детям» именно для того, чтобы на начальном этапе развития ребенка быть проводником между ним и обществом, чтобы развивать его, учить видеть и чувствовать.

Быть в постоянном поиске, философски осмысливать свое предназначение - значит, быть педагогом. Я познаю вместе с детьми мир, учусь новым пространствам и технологиям.

На сегодняшний день необходимо признать принцип равных возможностей в области образования для детей, имеющих инвалидность, в интегрированных структурах. Мы обязаны обеспечивать включение в образование детей - инвалидов в качестве неотъемлемой части в систему общего образования.

Думаю, что развитие инклюзивного образования является не только важнейшим шагом в решении многих психолого-образовательных проблем, но и необходимым звеном в развитии культуры толерантности, которой так еще всем нам недостает.

В процессе составления конспекта занятия для слабовидящего ребенка я опиралась на программное содержание для детей с глубокими нарушениями зрения, с косоглазием и амблиопией под редакцией Л.И, Плаксиной.

Исходя из зрительного диагноза ребенка, мною был подобран дидактический материал в соответствии с офтальмо-гигиеническими требованиями:

  • предметы, сделанные из различного материала - деревянные, резиновые;
  • предметы были подобраны по размеру – маленькие и большие, и знакомые ребенку
  • фланелеграф (картинка) по краю сторон окантован рельефно, так что бы ребенок мог выделить зрительным и осязательным способом;
  • картинка с недорисованными колесами - выделены рельефно для того, чтобы ребенок мог закрашивать колеса, не выходя за границы круга.
  • Для закрашивания колес использовали фломастер для того, что бы при рисовании ребенок видел, где он рисует.

Тема: «Игрушки»

(индивидуальное занятие по ориентировке в пространстве) .

для ребенка со зрительной депривацией

II мл. группа

Задачи:

  1. Формировать способы обследования игрушек с помощью осязания, слуха. Упражнять в использовании в работе остаточного зрения.
  2. Развивать мелкую моторику рук.
  3. Расширять представления ребенка об игрушках, материале, из которого они сделаны – дерево, резина.
  4. Уточнять представления ребенка о расположении игрушек в пространстве и на листе бумаги (Верху, внизу) .

Предшествующая работа: Знакомство с уголком игрушек. Рассматривание и узнавание игрушек. Учить обобщать одним словом – игрушки.

Оборудование: Демонстрационный материал: дорожки, сделанные из деревянных кружков и каната; игрушки - матрешка, грузовая машина; звучащие игрушки - колокольчик, погремушка; модульный большой кубик и мяч; картина в формате А4 с изображением грузовой машины (аппликация) ; контур картина и сама машина выделена рельефно;

Раздаточный материал: картинка в формате А5 с изображением грузовой машины, выделенная рельефно. Колеса машины выделены рельефно и не закрашены; фломастеры 6 цветов; игрушки – мячик, кубик.

  1. Ход занятия. (Играет веселая музыка.) Посмотри, к нам в гости пришла матрешка. Поздоровайся с ней (здоровается) . Мы сегодня с ней отправимся в сказочное путешествие в гости к игрушкам. А пойдем мы с тобой вот по этой необычной дорожке. Из какой геометрической фигуры она сделана? (правильно, из круга) . Давай снимем обувь и пойдем по дорожке из кружков (следить, чтобы ребенок наступал одной ногой на один кружок, другой – на следующий) . Во время ходьбы звучит музыка «Мы едем, едем, едем» .
  2. Посмотри. К кому мы пришли в гости, чей это дом? (перед ребенком стоит модульный кубик, в нем живет деревянный кубик) . Какой формы домик? (квадратный) правильно. Давай позвоним в звонок – колокольчик! (ребенок слушает, как звенит колокольчик) . Посмотри, кто здесь живет – кто это? (это кубик) . Правильно, здесь живет кубик. Возьми его в руки и потрогай, какой он? (он твердый, гладкий) . Он сделан из дерева. Из чего сделан кубик? (из дерева) . Молодец. А теперь пора идти дальше, давай попрощаемся с ним.
  3. А мы с тобой пойдем теперь по другой дорожке. Посмотри, какая она необычная, извилистая, как змейка (ребенок идет с помощью педагога по канатной дорожке) звучит музыка.
  4. Посмотри, куда привела нас эта дорожка. Здесь кто-то живет (перед ребенком стоит большой круглый мячик) . Какой домик? (круглый) . Правильно. Давай позвоним и узнаем, кто же здесь живет! (ребенок гремит погремушкой) . Ой, посмотри, это кто? Это мячик. Возьми его в руки. Какой он? Он сжимается или он твердый? (он сжимается) . Пожимай его! Он рад тебя встретить! А какой мячик еще? (гладкий, круглый) . Молодец. Нам пора идти дальше. Скажи до свидания мячику (до свидания) .
  5. Посмотри, что это? (машина) . Правильно. Где стоит машина? (на полу, внизу) . Правильно. Красивая машина? (да) . Давай ее мы сфотографируем на память (педагог дает ребенку игрушечный фотоаппарат и они фотографируют машину) . Но нашей матрешке нужно уже ехать домой. Давай поможем ей сесть в машину, и она поедет домой (сажаем матрешку в кузов машины) . До свидания матрешка.
  6. А ты хочешь посмотреть, какая фотография получилась у нас? Тогда пойдем (подходим к столу, где лежит картина грузовой машины) . Посмотри пальчиками, какие части есть у машины. Что у машины находится вверху? (кузов, кабина) . Ребенок совместно с педагогом обследует пальчиками контур машины, ее детали. А теперь посмотри, что у машины находится внизу? (колеса) . Ну, что-то с колесами не так?! Они не получились. Они должны быть какого цвета? (черного) . А у нас на фотографии, они какие? По краям черные, а внутри белые. Давай исправим эту ошибку и закрасим колеса сами. Возьми нужный фломастер. Какого цвета возьмешь? (черного) . Правильно. Раскрашивай.
  7. Молодец. У тебя все получилось. Тебе понравилось путешествовать? (да) . Кто сегодня к нам приходил в гости? (матрешка) . А куда мы с тобой сегодня ходили вместе с ней? (в гости к игрушкам) . Какие игрушки мы встретили? (мячик, кубик) . Какой звоночек был у домика мячика? (колокольчик) Какой звоночек был у домика кубика? (погремушка) . Что мы еще сегодня делали? (рисовали колеса) .

Список используемой литературы.

  1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения) . Под редакцией Л.И. Плаксиной. Издательство «Экзамен» , Москва, 2003 г.
  2. А.В. Запорожец, Л.А. Венгер «Формирование восприятия у дошкольников» .
  3. Григорьева, Л.П. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения / Л.И. Григорьева, С. В Сташевский. - М., 1990.
  4. Плаксина, Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения / Л.И. Плаксина. М., 1985
  5. Плаксина, Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения / Л.И. Плаксина. - М., 1990.

Программное содержание:

Коррекционно-образовательные задачи :

    Формировать представление детей о семье, о родственных отношениях в ней;

    Развитие навыков конструирования (по представлению) из цветных счетных палочек Кюизенера;

Коррекционно-развивающие задачи:

    Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве.

    Развивать пространственные представления.

    Развивать прослеживающую глазодвигательную функции глаз.

    Развивать общую и мелкую моторику.

    Развивать внимание, воображение, мышление, память.

Коррекционно-воспитательные задачи:

    Создать у детей положительный эмоциональный настрой.

    Воспитание доброжелательности, вежливости в общении со сверстниками и взрослыми.

    Воспитывать познавательные интересы, умение анализировать собственную деятельность.

Речевые задачи:

    Упражнять детей в словесном обозначении различных пространственных отношений и направлений.

    Совершенствовать коммуникативные способности, воображение.

    Упражнять детей в употреблении в речи притяжательных местоимений.

    Развивать умение координировать движение с речью.

Оборудование:

Интерактивная доска, цветные счетные палочки Кюизенера, цветные коврики, альбомные листы с контурным изображение ладошки, фломастеры, лазерная указка, метка-резинки.

Ход занятия

Дефектолог:

Отгадайте-ка, ребятки, вот такую вы загадку:

Все живем мы вместе дружно, каждый делает, что нужно:

Мама – вкусные обеды,

Ремонтируют папа с дедом,

Вяжет бабушка носочки из больших цветных клубочков,

Убираю игры я,
все мы счастливы друзья,

Так живет моя … (семья).

Дефектолог:

Ребята как вы думаете, что такое семья (ответы детей). Это самые близкие люди, которые живут вместе. Это мама, папа, брат, сестра, дедушка, бабушка. Это люди, которые заботятся друг о друге, любят друг друга.

Игра «У окошка» (с использованием интерактивной доски)

Посмотрите на картинку. В доме много окон. В них смотрят почти все члены большой дружной семьи (дети перечисляют кого они видят).

Вопросы:

Кто смотрит верхнее левое окошко?

А кто в нижнее правое?

Кто в верхнее правое?

Кто у нижнего левого?

Назовите кого мы видим между папой и дедушкой, мамой и бабушкой?

Игра-Лабиринт «Чьи это вещи?»

Кого вы видите на картинке, как можно назвать всех одним словом?

Сколько взрослых, детей. Кого больше? (дети называют чьи это вещи, наблюдая за лазерной указкой).

Игра «Пальчики»

Дефектолог – поиграем в игру «пальчики».

Сожмите пальчики правой руки в кулачок. Затем поочередно разгибаем пальчики, начиная с большого:

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я

Вот и вся моя семья.

Работа с цветными палочками Кюизенера (дети по представлению под музыку выкладывают из палочек свою семью, затем рассказывают о ней).

Физкультминутка

«Руки вверх, кулачок», «Мы во двор выходим дружною семьей».

Рисование «Ладошка»

Положите правую ладошку на лист бумаги, обведите ее карандашом (дети самостоятельно изображают членов своей семьи).

Вопросы по окончании работы:

Кого изобразили на рисунке?

Весело им или грустно?

Кого нет на рисунке?

Кого хотели дорисовать? Почему?

Зрительная гимнастика

Мы играли, мы играли,

Глазки наши так устали,

Свет погас, глаза закрылись,

Музыка приятная звучит.

Итог

Что понравилось вам на занятии?

Какая игра запомнилась, понравилась больше всего?

Обучение ориентировке в пространстве учащихся специальной (коррекционной) школы III-IV вида

Методическое пособие

– зав. лабораторией содержания и методов обучения детей с нарушением зрения Государственного научного учреждения «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», кандидат педагогических наук;

– учитель-дефектолог по пространственной ориентировке Нижегородской областной специальной (коррекционной) школы-интерната для слепых и слабовидящих детей.

Обучение ориентировке в пространстве учащихся специальной (коррекционной) школы III-IV вида: Методическое пособие /Под ред. . – М., 2006.

Работа содержит материал по планированию обучения незрячих и слабовидящих школьников ориентировке в пространстве и мобильности, а также методические рекомендации к проведению соответствующих коррекционных занятий.

Специальное внимание в пособии уделяется системам ориентировки в пространстве инвалидов по зрению; формированию у выпускников школ для слепых и слабовидящих детей образа пространства; приемам обучения учащихся с форменным остаточным зрением использованию оптических средств при ориентировке в пространстве.

Пособие адресовано педагогам, обучающим на специальных занятиях детей с глубокой патологией зрения (тотально слепых, слепых с форменным остаточным зрением и слабовидящих) ориентировке в пространстве. Книга также будет весьма полезна всем специалистам, работающим в школах III-IV видов, родителям детей с нарушением зрения, студентам дефектологических и психологических факультетов .

Введение……………………………………………………………..

1.1. Основные подходы к построению программы обучения ориентировке в пространстве и мобильности учащихся школ III-IV видов……………………………………………….

1.2. Базовый вариант программы обучения ориентировке
в пространстве и мобильности слепых и слабовидящих учащихся 5-12 классов……………………………………………..

2.1. Системы ориентировки и мобильности инвалидов
по зрению……………………………………………………………..

2.2. Использование сохранных анализаторов при
ориентировке в пространстве ……………………………….…...

2.3. Оценка уровня ориентировки учащихся в пространстве…...……………………………………...…………….

2.5. Формирование у учащихся образа пространства

2.6. пространствапространства……….

2.6. Психологическая подготовка учащихся
к освоению приемов ориентировки в пространстве….……….

2.7. Обучение учащихся с форменным (предметным)
остаточным зрением использованию оптических
средств при ориентировке в пространстве……………………..

Заключение…………………………………………………………..


Приложения …………………………………………….…………..

Приложение 1. Инструкция по охране труда и технике безопасности для учителя по ориентировке в пространстве

Приложение 2. Примерная схема диагностики способов и уровня пространственной ориентировки учащихся средних и старших классов….………………………………..….

Приложение 3. Ориентировочная трость……………………….

Приложение 4. Психологическая подготовка к
самостоятельной ориентировке в пространстве…...……….…

Приложение 5 . Алгоритм изучения улиц………………………..

Приложение 6. Алгоритм изучения площадей…………………

Приложение 7. Алгоритм изучения подъездных дорог……….

Приложение 8. Адаптированные для незрячих правила
перехода через дорогу………………………...…………………...

Приложение 9. Адаптированные для слепых с остаточным форменным зрением и слабовидящих правила перехода через дорогу……………………….

Приложение 10. Адаптированные для инвалидов по зрению правила посадки в транспортные средства…………………….

Приложение 11 . Обследование окружающей среды на предмет ее доступности инвалиду по зрению ………………...

Приложение 12. Перечень рельефно-графических пособий для занятий по ориентировке в пространстве………………….

Приложение 13. Схема обследования исходного уровня готовности незрячих и слабовидящих учащихся начальных классов к обучению пространственной ориентировке


«Чем лучше слепой ориентируется,

тем меньше он слеп».

Л. Виллей

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы обучения ориентировке в пространстве тотально слепых, слепых с форменным (предметным) остаточным зрением и слабовидящих обусловлена тем, что самостоятельное передвижение является основой социальной адаптации для лиц с глубоким нарушением зрения. Потеря независимости при передвижении – самая большая потеря из всех потерь инвалида по зрению. Именно через потерю самостоятельности при передвижении люди с глубокой патологией зрения начинают чувствовать свой дефект.

Поэтому обучение ориентировке в пространстве учащихся школ III-IV видов (особенно тотально слепых) является одной из наиболее актуальных проблем их подготовки к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности . Без навыков ориентировки в пространстве нарушается нормальная полноценная связь между инвалидами по зрению и окружающей средой. Недостаточные навыки самостоятельной ориентировки в пространстве ставят выпускников школ для слепых и слабовидящих детей в постоянную зависимость от зрячих при общении с внешним миром, при получении профессионального образования , а в дальнейшем при поиске рабочего места и трудоустройстве. Неудовлетворенная потребность в познании окружающего мира и взаимодействия с ним отрицательно влияет на психическое и физическое состояние учащихся и выпускников школ для детей с нарушением зрения.

Многочисленные работы ученых и методистов (, и др.) показали, что люди с глубоким нарушением зрения самостоятельно не могут овладеть рациональными навыками пространственного ориентирования. Они нуждаются в целенаправленном обучении, включающем создание психологической, познавательной и физической готовности к самостоятельной ориентировочной деятельности. Эта деятельность включает такие аспекты, как умение выделять и воспринимать различные свойства объектов окружающей среды в качестве ориентиров, воспринимаемых, как сохранными (слух, осязание, обоняние), так и нарушенными (остаточное зрение) анализаторами. Объем памяти, умение распределять и переключать внимание также имеют большое значение в процессе ориентировки в пространстве.

Курс обучения пространственной ориентировке нацелен на выработку практических навыков безопасного перемещения учащихся и выпускников школ для слепых и слабовидящих детей, выработке и совершенствованию у них навыков пользования объектами соцкультбыта (магазинов, почтовых отделений, медицинских учреждений , вокзалов и аэропортов) и государственных учреждений.

Из сказанного следует, что успешное обучения ориентировке в пространстве является залогом и подтверждением овладения выпускниками школ для слепых и слабовидящих детей приемами ориентировки в пространстве и их мобильности. Эти навыки после окончания школы будут им необходимо для самостоятельного функционирования в условиях учреждения или предприятия, при проживании в собственном или в съемном жилье, при связанном с самостоятельной трудовой и бытовой деятельностью передвижении в пространстве.

Внедрение предлагаемой программы проводилось на базе Нижегородской специальной (коррекционной) школы III-IV видов. Результаты практической и исследовательской работы авторов пособия, использованные ими методические рекомендации из тифлопедагогической литературы легли в основу предлагаемой книги.

Работа включает материал по содержанию и планированию обучения учащихся ориентировке в пространстве, а также методические рекомендации к проведению соответствующих занятий.

Пособие адресовано, прежде всего, преподавателям, проводящим с учащимися школ для детей с нарушением зрения специальные занятия по ориентировке в пространстве. Однако с содержанием пособия необходимо познакомить (например, через систему тифлосеминаров) всех специалистов, работающих в названных школах. Книга также будет весьма полезна и родителям детей с нарушением зрения.

1.1. Основные подходы к построению программы
обучения ориентировке в пространстве и мобильности
учащихся школ
III - IV видов

Обучение незрячих ориентировке в пространстве является одним из важнейших условий компенсации нарушения зрения, так как всякая деятельность человека связана с его умением ориентироваться и передвигаться в пространстве.

От возможностей самостоятельно ориентироваться в квартире, в доме, на рабочем месте, на улицах и в учреждениях своего микрорайона, города, в общественных местах, на транспорте во многом зависит успешная жизнедеятельность и интеграция выпускников школ для слепых и слабовидящих детей в современное общество.

Отечественный и зарубежный опыт работы с инвалидами по зрению убедительно показал, что люди, не имеющие зрения с детства, только лишь в исключительных случаях самостоятельно преодолевают страх пространства и овладевают обобщенными способами ориентировки и передвижения в незнакомом пространстве. В основном же они нуждаются в специальном обучении, имеющем целью формирование навыков самостоятельного передвижения инвалида по зрению, как в знакомом (замкнутом и свободном), так и в незнакомом (также замкнутом и свободном) пространстве. Овладение инвалидами с глубокой патологией зрения обобщенными способами ориентировки в пространстве является залогом преодоления их изолированности в обществе, необходимым условием реализации их возможностей.

Основные задачи обучения ориентировке в пространстве детей с нарушением зрения:

· формирование у учащихся мотивации к учебной деятельности по ориентированию и устойчивого интереса к занятиям;

· развитие сенсорной сферы и познавательной деятельности учащихся, направленной на формирование точных представлений о предметах окружающей среды и явлениях;

· развитие у учащихся волевых качеств по преодолению страха передвижения в пространстве;

· развитие пространственного мышления и специальных навыков запоминания маршрута;

· овладение техникой пользования тростью и другими тифлотехническими средствами, применяемыми при ориентировке в пространстве;

· овладение навыками практической ориентировки в замкнутом и открытом пространстве (в различных общественных учреждениях, в городе, сельской местности, в парках, в лесу, на водоемах , в быту и т. д.);

· обучение детей ориентировке при передвижении со зрячими сверстниками и взрослыми;

· обучение слабовидящих и слепых детей приемам общения со зрячими в процессе ориентировке в пространстве.

Всех учащихся необходимо знакомить со всеми имеющимися в тифлологии системами ориентировки инвалидов в пространстве. А также с приемами и правилами ориентировки, специально адаптированными для инвалидов по зрению с учетом дифференцированного подхода к тотально незрячим, незрячим, имеющим различные формы остаточного зрения, и слабовидящим.

Обучение ориентировке в пространстве детей с нарушением зрения должно планироваться и проводиться с учетом таких индивидуальных особенностей, как психологическая готовность к самостоятельному передвижению в пространстве, наличие и характер остаточного зрения, положение ребенка (ученика) в семье и его социальное окружение, готовность сохранных анализаторов ученика воспринимать предметный мир и окружающее пространство, имеющиеся у ребенка навыки самостоятельного передвижения в пространстве (только в классе и спальне; только в помещениях школы и в целом в здании школы; в школе и микрорайоне школы и т. п.) и др. Кроме того, занятия следует проводить с учетом состояния слуха учащихся, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, эмоционально-волевой сферы. Необходимо также учитывать причины нарушения зрения и прогноз. Например, при глаукоме в солнечные дни учащиеся должны надевать очки с темно-зелеными линзами и выполнять сниженную физическую нагрузку в случае повышения внутриглазного давления.

Учитывая огромное значение остаточного зрения и светоощущения в пространственной ориентировке слепых, следует обратить особое внимание на его активное и целенаправленное использование на уроках по пространственной ориентировке. Особое внимание надо уделять детям со светоощущением при ориентировке на улице, а внимание учащихся с форменным зрением обращать не только на тени, но и на цвет, форму, величину самого объекта.

Учащиеся, которые в ориентировке могут пользоваться остаточным зрением только на хорошо освещенной местности или использовать боковое зрение, должны обучаться по методике абсолютно слепых детей, но при этом овладевать и приемами использования даже минимальных остатков зрения.

В процессе обучения ориентировке кроме зрительных ориентиров (формы, цвета, величины и др.) целесообразно использовать описание осязательных, слуховых и обонятельных ориентиров. Описание окружающего пространства расширяет ориентировочные возможности незрячих и слабовидящих. Благодаря этому они могут корректировать свой маршрут, находить необходимые объекты в незнакомой местности, опираясь на информацию прохожих.

Структура занятия по пространственной ориентировке, как и урок, может состоять из четырех частей: вводной, подготовительной, основной и заключительной. Вводная часть включает сообщение цели и задач урока, а также психологическую подготовку учащихся. В подготовительной части используются упражнения по развитию сенсорной (осязательной, слуховой, обонятельной и зрительной) сферы учащихся. В основной части занятия изучаются и закрепляются программные темы по ориентированию. В заключительной части подводятся итоги урока, анализируется и оценивается работа учащегося и предлагается домашнее задание.

Для контроля эффективности формирования пространственной ориентировки у слепых школьников необходимо изучать степень сформированности пространственных представлений, понятий и практических навыков ориентирования в начале и на различных этапах обучения.

В процессе обучения пространственной ориентировке используются наглядные и технические средства, среди которых большое место занимают рельефные пособия, схемы и планы пути, макеты помещений и улиц. Необходимо также учить детей словесному описанию маршрутов перед выполнением заданий, мысленному проговариванию маршрута во время его выполнения и словесному отчету после его выполнения.

Применяя наглядность, необходимо учитывать скорость восприятия (увеличить время демонстрации), состояние световой и цветовой чувствительности детей с нарушением зрения, поле и характер зрения.

Нужно помнить, что у многих детей со зрительной патологией имеется цветоаномалия. А среди слабовидящих есть группа учащихся с совместным поражением сетчатки и зрительного нерва. Их световая чувствительность ниже по сравнению с нормой. Такие дети нуждаются в усиленном освещении при работе с рельефно-графическими картами (не менее 800 люкс на рабочем месте), а используемые при этом цвета должны быть яркими и контрастными.

Оценивая выполненное учащимся задание, преподаватель разъясняет причины неудач и указывает учащемуся пути устранения ошибок при повторном выполнении. Это способствует повышению интереса к процессу ориентировки, более точному и ясному восприятию маршрута движения, четкому и устойчивому его представлению и осуществлению саморегуляции.

На уроках по пространственной ориентировке особое внимание уделяется правильной осанке учащихся, свободе и раскованности движений, мимике и пантомимике.

Длительность и трудоемкость обучения ориентировке в пространстве слепых, последовательность и приемлемость заданий позволяет учителю развить у детей двигательную активность, память, формировать и закреплять положительное отношение к самостоятельному передвижению, воспитывать волевые качества, такие как целеустремленность, настойчивость и упорство в достижении цели, умение общаться с окружающими людьми, выдержку и самообладание, инициативность и др.

Составной частью занятия по пространственной ориентировке является домашнее задание. Это может быть отработка движений на маршруте (повороты, прямолинейное хождение и др.), упражнения по развитию сенсорной сферы, различные физические упражнения, повышающие физические возможности ребенка. Проверка выполнения домашнего задания осуществляется на занятиях.

Как отмечалось выше, учащиеся отличаются не только зрительной патологии, но и уровнем их психического, физического и интеллектуального развития. В связи с этим обучение пространственной ориентировке отдельных детей должно вестись только индивидуально, как по теоретическому, так и практическому материалу.

В целом уроки по пространственной ориентировке должны проходить при наличии индивидуального подхода к каждому ученику, при учете характера его дефекта, особенностей личности и уровня подготовленности. В связи с этим педагог должен планировать свою работу, выбирая формы и методы обучения для каждой конкретной группы детей.

В конце каждой четверти целесообразно проводить контрольные занятия, где учащиеся показывают свои умения, а преподаватель выявляет ошибки и трудности, с которыми сталкивается учащийся и определяет перспективы работы на следующую четверть или учебный год.

Педагогу надо понимать, что овладение учащимися навыками самостоятельного передвижения в знакомом и тем более в незнакомом пространстве процесс сложный и длительный, требующий строго индивидуального подхода. От самого ученика тоже требуется большое терпение и упорство в изучении конкретных маршрутов. Без этого даже при очень хорошем образовании и высоком уровне интеллекта конкурентоспособность выпускника школы для слепых и слабовидящих детей и его действительная интеграция в открытое общество становятся не возможными.

Содержание занятий по ориентировке в пространстве отражено в представленной ниже базовой программе обучения ориентировке в пространстве и мобильности учащихся 5-12 классов в условиях мегаполиса. Программа в помощь педагогам специально представлена в виде тематического плана. Распределение часов по темам в базовой программе является примерным, так как овладение приемами самостоятельного и мобильного передвижения в пространстве инвалида по зрению – процесс весьма индивидуальный и не может быть заключен в строго определенные рамки. В каждом конкретном случае этот вопрос должен решаться преподавателем строго индивидуально с учетом совокупности всех индивидуальных особенностей конкретного ученика.

Порядок изучения тем также можно варьировать (изменять). При этом отдельные темы (например, такие как «Приемы перемещения с помощью трости в различных помещениях», «Приемы работы тростью при передвижении по городу» и др.) должны изучаться с незрячими учениками практически на протяжении всего срока обучения. Это вызвано тем, что при ориентировке незрячего трость необходима для решения всех задач, стоящих перед преподавателем по ориентировке в пространстве.

При организации занятий с незрячими учащимися целесообразно теоретический материал изучать в форме фронтальных занятий с малыми группами (по 2 человека), а практические занятия, в основном, проводить индивидуально.

Теоретические занятия с детьми, имеющими форменное (предметное) остаточное зрение и слабовидящими целесообразно проводить в группах по 3-4 человека, а практические – по 2 человека. Вопрос о соотношении занятий подгруппами, парами или индивидуально решается педагогом, исходя из возможностей и потребностей учащихся, их психологического состояния и других показателей.

Заметим, что базовая программа может быть скорректирована учителем с учетом потребностей конкретного ученика или группы. Коррекция плана предполагает увеличение учебного времени на темы, в изучении которых конкретный ученик испытывает трудности или особенно нуждается. Целесообразно сокращать время на изучение тем, материал которых усваивается относительно легко. Более тщательно (дольше) следует работать над реабилитационно значимыми темами. Например, ученик хорошо ориентируется в микрорайоне школы. Однако у него нет навыков изучения новых маршрутов, поэтому без специального обучения добраться до незнакомого места ему будет весьма трудно.

Таким образом, в каждом конкретном случае педагогу следует скорректировать программу (тематический план) занятий с учетом имеющихся у ученика навыков ориентировки в пространстве, состояния его зрительных функций (наличия и форм остаточного зрения, особенностей поля зрения, состояния световой чувствительности), уровня физического развития, времени потери зрения, уровня интеллектуального развития и других данных. Это позволит наиболее рациональным путем абилитировать или реабилитировать ученика в плане его самостоятельности при ориентировке в пространстве и мобильности в передвижении.

Для всех детей с форменным (предметным) остаточным зрением необходимо предусмотреть специальные занятия по обучению пользованию для ориентировки в пространстве такими оптическим средствами как лупы, бинокли и монокли. В данной работе этой теме посвящен отдельный параграф. Владение приемами использования оптических средств значительно расширяет возможности инвалида по зрению в ориентировке и снижает зависимость от зрячих людей.

Для эффективного самостоятельного передвижения слепых и слабовидящих в пространстве важное значение имеет психологическая подготовка учащихся. Педагог по ориентировке в пространстве должен этому уделять специальное внимание на занятиях, а, кроме того, осуществлять эту работу совместно с школьным психологом. Особое внимание следует уделять выработке у учащихся поведения в стрессовых для них ситуациях: навязывание помощи нетрезвым человеком, потеря ориентира, неожиданное появление препятствия и т. п.

С целью повышения качества обучения школьников ориентировке в пространстве педагогу следует продумывать организацию закрепления изученного материала с привлечением к этой работе, как всех членов педагогического коллектива , так и родителей учащихся. Например, попросить педагогов-предметников строить уроки таким образом, чтобы учащимся, скованно передвигающимся даже по классу, на уроках приходилось выходить к столу учителя. Каждодневные передвижения по классной комнате, в конце концов, приведут к тому, что ученик будет в пространстве класса ориентироваться достаточно уверенно. Другой пример. Спланировать с воспитателем прогулки с учащимися по тем улицам, с которыми они познакомились с помощью схем на коррекционных занятиях по ориентировке в пространстве.

1.2. Базовый вариант программы обучения ориентировке в пространстве и мобильности слепых и слабовидящих учащихся 5-12 классов

Основные темы для изучения на занятиях по
пространственной ориентировке

ПЯТЫЙ КЛАСС (95 ч)

Введение (3 ч)

Темы

Теория (час)

Практика (час)

1. Значение навыков ориентировки в пространстве для самостоятельной жизни слепых и слабовидящих. Выявление имеющихся у учащихся навыков ориентировки в пространстве. Изучение исходного уровня готовности сохранных анализаторов к их использованию для ориентировки в пространстве.

2. Системы мобильности лиц с нарушением зрения: передвижение без трости, с ориентировочной тростью, с сопровождающим, с собакой–проводником.

Итого:

Ориентировка в помещениях (26 ч)

Темы

Теория (час)

Практика (час)

1. Передвижение в зданиях и помещениях.

Повторение: приемы передвижения в помещениях и зданиях без трости, с тростью, с использованием имеющегося зрения. Приемы защиты тела от столкновений с предметами. Приемы использования трости при изучении помещения. Передвижение в различных помещениях, не заполненных большим количеством предметов, но имеющих коридоры, повороты, двери, окна, углубления, лестничные клетки, площадки и т. п.

Повторение. Передвижение в изученном (знакомом) помещении. Анализ ошибок.

Самостоятельная ориентировка в незнакомом помещении.

3. Основные представления о зданиях и помещениях, виды зданий и помещений, выделение главных ориентиров в помещениях и зданиях с учетом состояния зрительных функций учащихся.

Практические занятия в новых помещениях.

4. Ориентировка в помещениях и зданиях: магазины, отделения связи.

5. Пространственная ориентировка в быту.

В школе: в тумбочке, в парте, в шкафу. Дома – в шкафу, в мебельной стенке и т. д.

6. Свободная ориентировка в знакомых помещениях. Контрольное занятие.

7. Закрепление пройденного материала.

Итого:

Ориентировка в городе (59 ч)

Технологическая карта образовательной деятельности по образовательной области _______________________________

для воспитанников ___________группы

Тема: Ориентировка в пространстве

Цель: формировать у детей позитивную мотивацию к познанию, умение ориентироваться в пространстве .

Задачи: Образовательные : совершенствовать понимание пространственных отношений(вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа, между, умение обозначать в речи взаимное расположение предметов; формировать умение ориентироваться на листе бумаги; закреплять представления детей о днях недели, наступившем времени года, умение составлять описательный рассказ с опорой на мнемотаблицу; совершенствовать счетные навыки в пределах 10, закреплять знания об отношениях между числами натурального ряда, умение выкладывать изображение предмета из нескольких частей.

Развивающие : развивать познавательный интерес, внимание, память, логическое мышление; способствовать развитию коммуникативных навыков, грамматически правильной диалоговой речи, навыков свободного общения со взрослым.

Воспитательные : поддерживать интерес воспитанников к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим содержанием, проявлять настойчивость и целеустремленность; воспитывать проявления доброжелательного отношения друг к другу, взаимопомощь и взаимовыручку.

Оборудование: Клубок с ниткой шерстяной; письмо; ткань для речки, резиновые дорожки; набор карточек для игры «Оживи картину»: корзина с лекарством.

Предварительная работа: (писать если была):

Деятельность педагога

Деятельность детей

Вводная часть

Организационный момент

В: Для начала встанем в круг,

Сколько радости вокруг!

Мы все за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Мы готовы поиграть,

Ну что, можно начинать!

(катится клубочек)

В. Ребята, смотрите, к нам еще один гость катится – интересно, что он хочет нам сообщить, как вы думаете?

В: Смотрите, рядом письмо! Сейчас я вам его прочитаю: «Здравствуйте ребята, меня зовут Даша, помогите мне пожалуйста, я немного приболела и мне необходимо лекарство. Путь к моему дому лежит через лес, в котором живет Баба – Яга, будьте осторожны. Чтобы найти ко мне дорогу вам надо выполнить несколько заданий. Жду в вас к себе гости.

Ну что, ребята поможем Даше, отнесем ей лекарство?

Встают в круг, держась за руки

Основная часть:

актуализация знаний,

или начало выполнения действий по задачам ОД

Игровое упр. «Связующая нить

В. Давайте расскажем клубочку о нас, о тех, кто собирается выручать Дашу. Пусть каждый из вас назовёт своего друга соседа справа. Передавайте клубок ниток так, чтобы все, кто уже держали клубок, взялись за нить.

Игра «Разложи цветочки по порядку»

Посмотрите ребята на полянке много цветочков их надо разложить по порядку от 1 до 10.

Молодцы ребята справились с этим заданием.

Вот вам и подсказка: 3 шага прямо.

В: Ребята, прислушайтесь, вы слышите, что-то журчит (речка)

В: Ее можно перешагнуть, как ручеек?

В: Правильно, очень широкая река.

Дети, что же нам делать? Как можно перебраться через реку?

В: Но подождите, здесь лежат какие-то плитки, что мы можем из них сделать?

В: Чтобы удержать равновесие при переходе можно руки отвести в стороны. А теперь осторожно переходим через мостик.

Знак – повернуть направо и сделать 4 шага вперёд.

Дети посмотрите на какую полянку мы с вами попали?

Игра «Разложи правильно»

Положите свою карточку с цифрой в то место, в котором количество грибов соответствует цифре (дети поясняют) и скажите где грибов больше всего?

В. Ребята, вот вам еще один знак Алена сделай 5 шагов прямо вперёд.

Костя встань за Аленой, … перед… , …рядом…, …за…, …справа…, … перед.., …слева… и т.д.

Ой ребята посмотрите корзинка стоит давайте посмотрим, что в ней? Да это же лекарство для Даши. Как вы думаете кто это для Даши оставил? Конечно же лесные жители (забираем лекарство).

Налево пойдём – домой попадём

Прямо пойдём – к гостям попадём

Направо пойдём – к Бабе Яге попадём. Куда пойдем? А давайте подразним Бабу Ягу.

Ответы детей.

Дети предлагают решение проблемы

Физминутка

В лесу темном, есть избушка.

Стоит задом – наперёд,

В той избушке есть старушка,

Бабушка – Яга живёт.

Нос крючком, глаза большие,

Словно угольки горят.

Ух, сердитая какая,

Дыбом волосы стоят.

Повторяют движения за воспитателем

Продуктивная деятельность

(если есть)

А теперь немного отдохнём, и сделаем для Даши сюрприз.

Сели ровно, выпрямили спинки

Стали наши спинки, точно как тростинки.

Дети за столами рисуют картину.

Игра «Оживи картину»

Вы превратитесь в настоящих «художников» по моему указанию будете рисовать картину, будьте внимательны: по середине рисуем домик, внизу в левом углу - дерево, в верхнем правом углу – солнце, нарисуйте в левом верхнем углу – облако, в нижнем правом углу – грибок.

В: -какие замечательные получились картины.

Рисуют картину

Заключительная часть

Итог занятия. Систематизация знаний.

Рефлексия

А вот мы и пришли к домику Даши.

Давайте поздороваемся с Дашей и расскажем, о том как мы до неё добирались.

В: Что вам больше всего запомнилось на пути. Какие задания понравились больше всего? А какое было самым легким? Какое задание вам показалось самым сложным? А как вы думаете, почему вы справились со всеми заданиями?

Ответы детей

Этап ОД, время

Структурные компоненты деятельности

Ход ОД

Утро

Ф.Р.

Комплекс упражнений №1 «В гостях у солнышка» (приложение 1)

Папка

индивидуальной

работы.

Рассматривание сюжетных картин по теме «Природа родного края»

Самостоятельная деятельность по интересам.

Информация об

образовательных

и воспитательных целях недели.

Дата 07

Режим

Образовательная

область

Совместная деятельность воспитателя и ребенка

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности

Взаимодействие с родителями

Групповая Подгрупповая

Индивидуальная

деятельность

Деятельность в

режимных моментах

День недели: среда

Н.О.Д.

Речевое развитие

Х.Э.Р.(музыка)

Чтение и разучивание наизусть стихотворения Г.Виеру «Мамин день». Цель: продолжать формировать интерес к художественной литературе

По плану музыкального руководителя

Прогулка

Ф.Ц.К.М.

С.К.Р.

Ф.Р.

Наблюдение за погодой

Формировать умение видеть красоту неба. Дидактические игры «Моё облако», «Похож-не похож». Русская народная игра «Мячик к верху»

Работа перед сном

Развитие речи. С.К.Р.

Ф.Р.

Ситуативная беседа о правильном питании.

Приучать добросовестно, выполнять обязанности дежурного.

Подвижная игра «Филин»

Вечер

Ф.Р.

Х.Э.Р. (лепка)

С.К.Р.

Развитие речи.

Гимнастика после сна. Комплекс упражнений №1 (приложение 2)

Тема: Ваза с цветами.

Подвижные игры с правилами.

Чтение и обсуждение стихотворения В.Шуграевой «Маме»