Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «Эти удивительные камни. Конспект занятия в подготовительной группе «Чудесная сила камня Материалы и оборудование

НОД в Подготовительной группе «В Царстве камней».

Интеграция образовательных областей :

1. Познание

2. Художественно-эстетическая

3. Речевая

4. Социально-коммуникативная

5. Здоровье

Программное содержание :

Формировать представление о камнях , как части неживой природы и о их роли в жизни человека.

Продолжать формировать умение исследовать неживую природу, выделять особенности разных камней , описывать их и сравнивать, делать элементарные выводы.

Способствовать формированию навыков поисково-исследовательской деятельности, развитию интеллектуальной инициативы, умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.

Закрепить элементарные представления о разнообразии камней свойства .

Развивать эмоциональную отзывчивость, любознательность, интерес к разнообразным природным ресурсам, экологическую культуру дошкольников.

Развивать основные виды движений, физические качества ловкость, выдержку, вырабатывать правильное дыхание.

Материалы и оборудование : мультимедийная презентация, фонограмма, коллекция камней , камни на каждого ребенка , материал для творчества, рюкзак.

Предварительная работа : беседы : «Что такое горы?» , «Как человек использует камни » , «Подземная кладовая» , «Какими бывают камни ; чтение художественной литературы : сказка П. Бажова «Хозяйка Медной горы» .

Цель : расширять и закреплять знания детей о свойствах камней .

Задачи :

1. Формировать у детей элементарных представлений о разнообразии камней , умение обследовать их и называть свойства

2. Расширять знания о том, для чего нужен камень и как использует человек свойства камня .

3. Продолжать умение вести рассуждение, обосновывать свою точку зрения.

4. Развивать активность детей в процессе познавательно-экспериментальной деятельности.

1. Организационный момент

Дети стоят полукругом перед экраном.

Воспитатель : Ребята, я предлагаю вам отгадать загадку :

В серёжках у мамы огнём он горит.

В пыли на дороге ненужным лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Он может быть мелким – в ладошке лежать.

Тяжелый, большой – одному не поднять.

Кто, дети, загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал?

Дети : камень.

Воспитатель : Правильно. Сегодня я вам предлагаю побеседовать о камнях и о их свойствах .

2. Основная часть

Воспитатель : Где мы можем увидеть камни ?

Дети : на улице, в горах, в море, на даче…

Воспитатель : Камни бывают очень разные . Они различны по размеру, цвету, форме. В старину люди считали, что камни различаются еще и магическими свойствами : влияют на самочувствие человека, его настроение, лечат разные болезни. Считалось, что у каждого человека есть свой камень , который защищает его. Такие камни называют амулетом .

Посмотрите на экран. Что вы видите? Горы - это огромные глыбы камня . Когда от них откалываются кусочки, получаются маленькие камешки. Но камни есть не только в горах, они есть и под землёй, и под водой. Камни , которые вымываются из реки или моря гладкие. Как вы думаете, почему? (Предположения детей) . Правильно, вода сглаживает волнами все неровности. Под водой камни трутся друг о друга , постепенно становясь гладкими. В горах и под землей люди находят драгоценные камни , которые обрабатывают и вставляют в украшения (слайд №4, подойдите к нашей выставке камней , посмотрите, потрогайте, вам нравится (Ответы детей) Для чего ещё служит камень человеку? (Ответы детей) . А еще из камней строят дома , башни, мосты и дороги, станции метро (слайды №5-8 каменные дома, станции метро и памятники) . Даже памятники великим людям делают из камня (слайд № 9) . Как вы думаете, почему? (Ответы детей) .

Воспитатель : А кто знает, как называют людей, которые ищут и изучают камни ?

Дети : Геологи (изображения геологов слайд №10) .

Воспитатель : Правильно, геологи. Геологи это люди, которые путешествуют по разным местам и изучают недра земли. Глубоко под землей ищут они полезные ископаемые, работают в лабораториях по изучению их свойств , составляют карты. Работа у геологов трудная. Им приходится жить в палатках и готовить пищу на костре. Сейчас геологам, помогают научные приборы и разные машины. Но все равно им приходится проходить пешком сотни километров, взбираться на горы с тяжелыми рюкзаками за спиной. В рюкзаках специальные молотки, чтобы отбивать куски крепкой горной породы (Слайд№17 орудия труда геологов) . Иногда земные сокровища таятся в глубоких пещерах. И туда тоже спускаются геологи! Геолог должен быть сильным и смелым, уметь находить дорогу по карте и компасу. И еще геолог должен быть верным другом. Вот такая у геологов сложная и интересная работа!

Воспитатель : Дети, а вы хотите на время стать геологами и отправиться в экспедицию в горы на поиски камней ?

Дети : Хотим.

Воспитатель :Мы с вами идем в горы, поэтому должны соблюдать правила безопасности. Вы можете мне сказать, как нужно вести себя в горах? (Не шуметь, (почему, а то может быть обвал и засыплет камнями ; Внимательно смотреть (почему, нет ли обрыва и можно ли пройти по тропинке; если разожгли костер, то его нужно потушить (почему) ; не мусорить (почему) . Молодцы, вы все знаете.

Воспитатель : Но прежде чем отправиться в путь надо собрать рюкзак.

Воспитатель : Ну что, можно отправляться в путь? (Ответ детей –ДА) . Чтобы отправиться в горы нужна карта, она перед вами. На которой проложена дорога в горы для нашей экспедиции.

(Фонограмму «Звуки леса) Фото леса)

1. Посмотрите, вот оно бревно,

Ох, их длинное оно!

К нему мы с вами подойдем

И осторожно все пройдем.

(Дети идут «по бревну» , руки в стороны.)

Идем. Идем

И приседаем мы на нем (приседают)

Обойдем все деревца (ходьба «змейкой» )

И пробежимся все легка. (Легкий бег)

Сейчас пролезем под кустом-

Согнемся низко-низко (наклоны) .

Воспитатель : Вот мы с вами и пришли к горе, и теперь, юные геологи, пойдем добывать камни .

Дети добывают камни в горе .

Воспитатель : Какие интересные камни вы нашли . Они разные или одинаковые? (Ответы детей) . Да, верно, все камни разные и каждый несет в себе свою тайну. Давайте присядем у подножия горы и постараемся открыть тайны камней , которые мы нашли.

Прежде чем приступить к исследованию, мы разомнем наши пальчики работать (Пальчиковая гимнастика)

Исследовательская деятельность.

ОПЫТ №1. Цвет.

Воспитатель : Рассмотрите свой камень , какого он цвета? (Ответы детей) .

Вывод : камни разного цвета .

ОПЫТ №2. Определение температуры.

Воспитатель : Теперь прислоните камень к щеке. Какой он, теплый или холодный? (Холодный) .

Значит, что мы можем сказать?

Вывод : камни могут быть холодными и теплыми.

ОПЫТ №3. Определение характер поверхности.

Воспитатель : Потрогайте свои камни и скажите , какие они на ощупь, гладкие или шероховатые? (Воспитатель спрашивает несколько детей, у всех камни гладкие ). А посмотрите, какой камень я нашла, потрогайте его. Какой он, гладкий или шероховатый? Что интересного вы увидели? (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т. д.) .

Какой вывод мы можем сделать?

Вывод : камни бывают гладкие и шероховатые.

ОПЫТ №4. Плавучесть.

Воспитатель : А как вы думаете, что произойдет с камнем , если мы его опустим в воду? (Ответы детей : он утонет) . Давайте проверим. (Опускают камень в стакан с водой и камень тонет) . А почему камень утонул? (Ответы детей) Да, вы правы, камень тонет в воде, потому что он тяжелый. А сейчас достаньте камень из воды. Что с ним произошло? (Камень стал мокрым и цвет камня стал более ярким ) . Молодцы, вы очень внимательные дети.

Воспитатель : А теперь мои юные геологи, давайте все сложим в рюкзак и нам пора возвращаться в детский сад.

Игра “Гора и камешки”.

Стоит гора – старушка-

До небес макушка, Поднимаются на носки

Ее ветер обдувает, Обмахивают себя кистями рук

Ее дождик поливает. Встряхивают кистями рук.

Стоит гора, страдает – Прикладывают ладошки к щекам.

Камешки теряет. Качают головой

И каждый день, и каждую ночь Дети разбегаются и присаживаются

Катятся, катятся камешки прочь. На корточки возле столов.

Воспитатель : Вот мы и вернулись из экспедиции. Скажите, вам понравилась экспедиция? Сегодня нам открылись многие тайны камней . Ребята, что вы можете мне сказать о камнях и об их свойствах (ответы детей) . А в руках умелых мастеров камни оживают и превращаются в замечательные предметы и украшения. Давайте и мы оживим свои камешки.

Дети выполняют художественную деятельность по замыслу.

Воспитатель : Какие замечательные работы у вас получились. Возьмите их себе на память о нашей сегодняшней экспедиции.

Дети убирают рабочие места.

Игра «Ящик ощущений» (В ящике только камни). Я буду описывать камень, а вы его на ощупь отыщите среди других образцов. Отыщите, пожалуйста, самый маленький, круглый. Гладкий камень, похожий на пуговичку. Отыщите, пожалуйста, гладкий. Овальный камень, самый лёгкий. Отыщите. Пожалуйста, самый тяжёлый, шершавый камень.

hыбы- аметист, жемчуг.(19.02-20.03)

Водолей –опал, лазурит, гранат, сапфир, аметист.(21.01-18.02)

Козерог- оникс, рубин, гранат, лазурит.(22.12-20.01)

Стрелец- топаз, аметист, Хризолит, бирюза, опал.(23.11-21.12)

Скорпион- аквамарин, коралл, рубин.(24.10-22.11)

Весы- опал, лазурит, коралл.(24.09-23.10)

Дева- нефрит, сердолик.(24.08-23.09)

Лев- янтарь, алмаз, хрезолит.(23.07-23.08)

Рак- лунный камень. Изумруд, рубин.(22.06-22.07)

Близнецы- хризопраз, берилл, гранат, агат, яшма.(22.05.-21.06)

Телец- бирюза, сапфир, агат, опал, нефрит. (21.04.-21.05)

Овен- алмаз, рубин, аметист, аквамарин, изумруд.(21.03-

Тема: Свойства камней.

Интеграция образовательных областей:

  • Познание
  • Художественно-эстетическая
  • Речевая
  • Социально-коммуникативная
  • Здоровье

Цель: расширять и закреплять знания детей о свойствах камней.

Задачи:

  1. Формировать у детей элементарные представления о разнообразии камней, умение обследовать их и называть свойства
  2. Расширять знания о том, для чего нужен камень и как использует человек свойства камня.
  3. Продолжать учить вести рассуждение, обосновывать свою точку зрения. Формировать умение формулировать выводы.
  4. Развивать познавательную активность детей в процессе познавательно-экспериментальной деятельности.
  5. Воспитывать навыки сотрудничества, умение работать в парах.
  6. Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.

Материалы и оборудование:

Мультимедийная презентация; Посылочный ящик; коллекция камней; лупа, стакан с водой, ложечка, салфетка, цветные карандаши (на каждого ребенка) .

Организационный момент

Дети сидят полукругом перед столом и экраном.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам отгадать загадку:

В серёжках у мамы огнём он горит.

В пыли на дороге ненужным лежит.

Меняет он форму, меняет он цвет,

А в стройке годится на тысячу лет.

Он может быть мелким – в ладошке лежать.

Тяжелый, большой – одному не поднять.

Кто, дети, загадку мою отгадал?

Кто этот предмет по приметам узнал?

Дети: камень.

Воспитатель: Правильно. Сегодня я вам предлагаю поговорить о камнях. Основная часть

Воспитатель: Где мы можем увидеть камни?

Дети: на улице, в горах, в море, на даче…

Воспитатель: Камни бывают очень разные. Они различны по размеру, цвету, форме. В старину люди считали, что камни различаются еще и магическими свойствами: влияют на самочувствие человека, его настроение, лечат разные болезни. Считалось что у каждого человека есть свой камень, который защищает его. Такие камни называют амулетом.

Посмотрите на экран. Что вы видите? (слайд №1) Горы - это огромные глыбы камня. Когда от них откалываются кусочки, получаются маленькие камешки. Но камни есть не только в горах, они есть и под землёй, и под водой. (слайд №2) Морские камни очень гладкие. Как вы думаете, почему?

(Предположения детей)

Правильно, вода сглаживает волнами все неровности. Под водой камни трутся друг о друга, постепенно становясь гладкими. Камни, которые не бывали в море имеют более острые края. (слайд №3) В горах и под землей люди находят драгоценные камни, которые обрабатывают и вставляют в украшения. (слайд №4) . Для чего ещё служит камень человеку?

(Предположения детей)

Из камня строят дома, башни, мосты и дороги, станции метро. (слайды №5-8) . Даже памятники великим людям делают из камня (слайд № 9) . Как вы думаете, почему?

Дети: камень очень прочный.

Помощник воспитателя извиняется и передает воспитателю посылку.

Воспитатель: Ребята, интересно, кто это посылку нам прислал. А может и не нам вовсе. Как мне проверить?

Воспитатель: А вы знаете адрес нашего детского сада, номер нашей группы?

Дети: называют адрес детского сада.

Воспитатель: читает адрес получателя. Всё правильно, посылка доставлена по адресу. От кого же она, хотите узнать? Читает адрес отправителя «Институт геологии» . Ребята, что это значит?

Дети: высказывают предположения.

Воспитатель: геология – это наука, которая изучает строение Земли и полезные ископаемые. В том числе и различные камни. Давайте посмотрим, что же внутри посылки. (открывает посылку и достает коллекцию камней.) Смотрите, ребята, какие красивые камни. И все разные. Здесь ещё и письмо имеется. (читает) «Здравствуйте, ребята! Мы узнали, что вы любите проводить различные эксперименты. У нас очень много работы. Нужно определить свойства этих камней и отметить их в исследовательских таблицах Помогите нам, пожалуйста. Ученые-геологи» . Ну что, ребята, поможем? Тогда я приглашаю вас я приглашаю вас в нашу лабораторию. (Дети проходят к столам с оборудованием. Воспитатель раздает камни и листы исследования) . Мы будем как настоящие ученые исследовать свойства камней. Учёные часто советуются друг с другом и обсуждают свои исследования. Поэтому вы будете работать парами, договариваться о том, что делать, помогать друг другу. Но прежде чем приступить к исследованию, мы разомнем наши пальчики, ведь они должны работать точно и аккуратно.(Пальчиковая гимнастика)

На каждом столе лежат все необходимое. Результаты исследований запишем в таблицу. (Приложение) .

Для начала рассмотрим камень через лупу. Что вы видите? (трещинки, кристаллики, цветные узоры) . Начнем записывать результаты наших наблюдений. Все камни отличаются по цвету. В первой строчке (воспитатель показывает на увеличенном варианте исследовательского листа) закрасьте кляксу карандашом такого же цвета как ваш камень.

Блестит камень или нет?

Какой ваш камень на ощупь? Гладкий он или шероховатый? Ровный или с острыми уголками? Погладьте свои камни пальчиками.

А сейчас мы посмотрим, прозрачный наш камень или нет. Посмотрите на свет сквозь свой камень. Что вы видите? Пропускает камень свет или нет?

Посмотрите на наш лист исследования. Как вы думаете, какой эксперимент мы проведем теперь? Правильно, мы будем определять, тонет камень в воде или нет.

Наши камни в воде. Растворяются они или нет? Попробуйте аккуратно помешать камень ложечкой в воде. Отметьте нужную клеточку.

Итог занятия

Воспитатель: Ребята, мы узнали, что разные камни обладают различными свойствами. Давайте их повторим.

Воспитатель и несколько детей рассказывают о свойствах своего камня с помощью отметок на листе исследования.

Мы с вами выполнили просьбу ученых. Пора закрывать нашу лабораторию и отправить результаты нашей работы в институт геологии.

Дети убирают рабочие места.

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности

Подготовила и провела воспитатель высшей квалификационной категории Пакскина Галина Владимировна
«Волшебные камешки» (для детей подготовительной группы)
Длительность: 30-35 минут.
Интеграция образовательных областей: «Познание»,«Коммуникация»,«Здоровье»,"Художественная деятельность".
Задачи:
- формирование исследовательских навыков детей через объект неживой природы – камни;
- классифицировать камни по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности;
- поддерживать интерес к исследовательской работе, видеть красоту природы.
- развивать воображение и творчество.
- способствовать развитию бережного отношения к своему здоровью.
- воспитать желание быть здоровым, внимательно относиться к себе.
Материалы: различные камни, дорожка из камешков, краски, вода, кисточки, мешочек, фартуки. Воспитатель: Сегодня Катя принесла в группу мешочек с разными камешками.
Я приглашаю вас в нашу лабораторию и быть исследователями.
Достаю из мешочка камешки и выкладываю на подносы. Дети их рассматривают.
Воспитатель: Возьмите их. Чем камни отличаются друг от друга?
Опыт 1 . Предлагаю потрогайте камень. Какой он на ощупь. Гладкий или шершавый?
Ответы детей: камень может быть гладким и шероховатым.
Воспитатель: Поднимите руку с камешком вверх, у кого гладкий камешек, протяните руку с камешком перед собой, у кого шероховатый.
Действия детей: поднимают руки с камешком вверх или протягивают перед собой.
Вопрос: какими камни бывают по цвету, форме, размеру?
Ответы детей: камни бывают разные: серые, коричневые, белые, овальные, треугольные, круглые, большие, маленькие, и т. д.
Опыт 2. Демонстрирую теплые камешки (нагрела на батарее отопления).
Воспитатель: Потрогайте разные камни: которые у вас на столе и которые я вам раздала, Что можно сказать?
Ответы детей: один камень теплый другой холодный
Воспитатель: Какой приятнее держать в руке? Зажмите холодный камешек в кулаке, и подуйте на него, стал ли он теплее?

Дыхательная гимнастика:
Дети берут холодный камешек, кладут их на ладони, делают вдох носом, а выдох через рот и дуют на камешек, держа его в руке (3 раза).
Воспитатель: Что теперь вы скажите?
Ответы: камешек стал теплым от нашего воздуха. Мы его нагрели.
Вывод: камни могут быть теплыми от нагрева и холодными.
Опыт 3 : «Тонет- не тонет».
Воспитатель: Я предлагаю камешки положить в воду. Скажите, что будет? Он плывет? На дно упал? Какого цвета стали камешки? Ответ: Камешки поменяли цвет, утонули по воде и по воде пошли круги.
Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые, поменяли цвет и стали более яркими.

Воспитатель: Камнями в наше время даже лечатся!
Слайды1-4
Воспитатель: Я сейчас вам скажу пословицу: «Крепким стать нельзя мгновенно – закаляйтесь постепенно».
Вот очень простой способ закаливания, который можно делать каждый день. Это хождение по камешкам.
Воспитатель: предлагаю выложить камешки на полу в ряд и пройти по ним. Когда вы ходите по камешкам: Что чувствуете? Какие камешки?
Ответы детей: камешки твердые и гладкие, наступать надо осторожно, чтобы не было больно.
Получается специальный массаж ступней, можно избежать плоскостопия. Посмотрите, у меня есть специальное полотно для ходьбы по камням.


Физминутка : Дети ходят по дорожке из камешков.
Топают ноги
По прямой дороге.
И поскачут ноги
По прямой дороге.
Скакали, скакали
И встали. Стоп!
По узенькой дороге
Пойдут тихонько ноги
Друг за дружкой побежали
И не сколько не устали.
Воспитатель: Наши предки ходили босиком по земле и были здоровыми. Сегодня о ходьбе босиком даже по траве мы забываем, да и нет для этого условий. Мы боимся поранить ноги. А кто скажет, где все же можно походить босиком?
Ответы детей: в лесу, на поляне, у себя на даче, где нет мусора, стекол.
Воспитатель: посмотрим на экран. В руках умелых людей, мастеров камни превращаются в замечательные предметы и украшения.
Слайд о камнях 5-7(изделия из полудрагоценных камней)
После просмотра. Продуктивная деятельность детей под музыку.
Воспитатель: Давайте и мы «оживим» свои камешки. На выбор предлагаю нарисовать красками на гладких камнях узор.
Воспитатель: Какие замечательные работы у вас получились. Возьмите себе на память. Скажем Кате большое спасибо за удивительные камешки.


Понравилось ли участвовать в исследовании? Что расскажите родителям?
Дети отвечают на вопросы.
Прошу детей навести порядок на столах, помогаю им. Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе с общим недоразвитием речи третьего уро

Конспект НОД занятия в подготовительной группе «Удивительные камни».

Воспитатель: Бондарева А.С

Задачи: Познакомить детей разнообразием мира камней и их свойствами. Формировать навыки исследовательской деятельности. Расширять знания детей о профессии геолог.

Способствовать развитию эстетического вкуса. Развивать логическое мышление, память, слуховое восприятие, наблюдательность.

Воспитывать бережное отношение к природным богатствам.

Оборудование: Минеральные камни, лупы, строительные кубики, белая и голубая ткань, иллюстрации, шкатулка с украшениями, контейнер с водой, столы, весы, лампа, мел, уголь, карандаш.

Предварительная работа: Чтение сказок: «Волшебный камень» (калмыцкая), «Медведь камень» (японская), «Похлебка из камней» (Итальянская), «Тайна трех камней» (казахская), «Сказка о гноме и камне – радуге», Бажов «Каменный цветок», Рыжова «О чем шепчутся камни», рассматривание иллюстраций, беседа о профессии геолог, камнях.

Ход: С молотком по горам

Он проходит тут и там

И уверен «Я найду

Здесь железную руду». (Геолог).

Мы сегодня будем говорить о профессии геолог и об особенностях этой профессии.

Сейчас я прочитаю вам стих о геологах:

Геолог землю изучает

И про сокровища все знает

Про те, что мать земля хранит

И в недрах ревностно таит.

Алмазы и золото, нефть и рубины –

Все тайны откроют эти мужчины. (Фото)

Что вы знаете о геологах. (Геологи это люди, которые путешествуют по разным местам и изучают недра земли. Ищут полезные ископаемые, работают в лабораториях, составляют карты).

С чем они путешествовали. (С рюкзаком)

Что бывает у геолога в рюкзаках? (Геологический молоток, лопатка, линейка, компас, измерительная рулетка, лупа, мешочки для образцов, вата, оберточная бумага и другое).

Каким должен быть геолог (Сильным, смелым, уметь находить дорогу по компасу и карте, верным другом).

А хотите отправиться в горы на поиски камней. Тогда закрывайте глаза и повторяйте:

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела.

Так, скорей друзей за дело!

Будьте все внимательны,

Активны и старательны.

На столе гора из строительного материала, накрытая голубой тканью, а вершина белой тканью. Перед горой шкатулка с сокровищем.

Что это? (Шкатулка с камнями).

Да, но это не простые камни. а драгоценные. Они используются для украшения ювелирных изделий (Фото).

Какие бывают ювелирные украшения (Кольца, серьги, подвеска, колье, браслеты).

В древние времена различные драгоценные камни различались лишь по их цветам. Название «рубин» давалось камням с красным цветом. Все зеленые камни – изумруд.

В каком произведении был изумрудный город? («Волшебник изумрудного городка).

Ценность камня зависит не только от цвета и блеска, но и от твердости. Какой самый твердый камень? (Алмаз).

Что делают из алмаза? (Драгоценные украшения, сверла, ножи, детали в часах, точильные диски).

Путешествуя мы можем встретить необычные камни. Камни, которыми можно писать. Какие вы знаете? (Мел, уголь). (Фото)

Да, ими действительно можно рисовать на асфальте. А на бумаге чем мы рисуем? (Карандашом).

Путешествуя, мы попадаем в лабораторию, где можем провести научные эксперименты. Но прежде чем приступить к исследованию, нам нужно отдохнуть.

Физминутка:

1 опыт: «Что видно на камне?» Рассмотреть через лупу.

2 опыт: «Тонет не тонет». Что произойдет если мы поместим камень в воду? (Он тяжелый, поэтому утонит).

3 опыт: «Холодные или теплые». Если мы зажмем камень в руке, он потеплеет. А если подержать под лампой: что изменится?

4 опыт: «Взвесить камни». Надо положить камни на весы. Что тяжелее, что легче.

5 опыт: «Гладкие, шершавые». Погладить камни рукой.

Сейчас мы поиграем в игру «Что исчезло?» (Выложить камни отличающиеся. Прошу запомнить. Закрыть глаза. Убираем один камень. Дети должны определить какой камень убрали).

А теперь юные геологи нам пора возвращаться в Д/с.

Игра «Гора и камешки».

Стоит гора старушка

До небес макушка – подняться на носки.

Ее ветер обдувает – обмахивают себя руками.

Ее дождик поливает – встряхивают кисти рук

Стоит гора страдает – ладошки к щекам

Камешки теряет – качают головой.

Вот мы и в д/с.

Итог: - О ком мы сегодня говорили? – Какие должны быть геологи? – Что нужно геологам? – Какие камни вы знаете? – Чем они похожи, чем отличаются? - Что мы сегодня проводили?

Цель: Познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами и особенностями.

Задачи:

Обучающие: Учить классифицировать камни по различным признакам (цвет, форма, размер, вес, температура, плавучесть). Нацелить на поисковую и творческую деятельность

Развивающие: Развивать познавательную деятельность в процессе экспериментирования, визуальную и мышечную память; стимулировать самостоятельное формулирование выводов. Закрепить навыки работы с увеличительными приборами.

Воспитательные: воспитывать интерес к объектам неживой природы, аккуратность в работе.

Ожидаемые результаты:

1. С помощью опытов у детей сформируется расширенное представление о камнях

2. Дети смогут сделать зарисовки наблюдений за камнями в процессе опытов.

Материалы: сундучок ощущений, набор схем-рисунков, шапка магистра, наборы камней лимонный сок, пипетка, деревянный брусок, магниты, магнитная доска, карта России; халаты, лупы, кусочки пластилина, стаканы с водой, ложки, подносы и салфетки на каждого ребёнка, подарки и сюрпризы.

Словарная работа: лаборатория,лупа.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада нашей встрече. Давайте, поделимся, друг с другом своим теплом и добротой, обнимемся крепко- крепко!

Сегодня утром я получила необычное письмо. Адрес отправителя тоже загадочный - Горная Страна. Гномы. Но ещё больше я растерялась, когда открыла конверт - в нём нет ни одного слова, одни лишь непонятные схемы.

А вы, ребята, ничего необычного у себя в саду не замечали. Ведь, я думаю, не зря на моём послании этот знак. Давайте внимательно осмотрим всё вокруг.

(Дети находят шкатулку)

Кто из вас, ребята, знает, кто такие Гномы?

Чем они занимаются?

Как вы думаете, что может в шкатулке находиться?

Ответы детей.

Воспитатель: Сейчас каждый из вас на ощупь попытается определить содержимое этой шкатулки.

Дети: В шкатулке находятся камни.

Воспитатель: Верно, это - камни. А знаете ли вы, что каменным богатством в нашей стране является Урал и Сибирь (показ на карте).Здесь высокие горы. В них много богатств и сокровищ, здесь-то и работают Гномы

Но с какой целью Гномы нам послали эти камни и схемы?

(Предположения детей)

Не просто так шкатулка здесь,

И в том есть один секрет:

В шкатулке этой камни есть,

Что излучают свет!

Один, как мамины глаза,

Прозрачно- голубой;

Как виноградная лоза,

Зелёненький - другой.

А третий солнышка светлей,

А вдруг это алмаз?!

Я предлагаю, детки, их

Вам рассмотреть сейчас.

Ребята, а что вы знаете о камнях?

Не очень много вы о них знаете.

А хотите узнать больше? Для более полного их изучения я предлагаю вам пройти в лабораторию.

Воспитатель: Что такое лаборатория?

Дети: Это специальный кабинет, где проводят исследования, ставят опыты, эксперименты.

Воспитатель: Для работы в лаборатории, необходимо надеть специальную одежду и знать некоторые правила поведения: вести себя тихо и аккуратно, быть внимательными и следовать моим инструкциям, ничего не брать в рот, не размахивать и не кидать камни.

(Дети надевают халаты и шапочки).

Воспитатель: Сегодня активно будут работать наши верные помощники. Глаза?

Дети: Чтобы смотреть.

Воспитатель: Пальчики?

Дети: Чтобы трогать, щупать.

Воспитатель: Уши?

Дети: Чтобы слушать.

Воспитатель: Гномы разрешили рассмотреть нам их коллекцию камней, какими они бывают?

Опыт № 1. Определение цвета, формы и размера.

Дети делятся наблюдениями, какого цвета и формы камни.

Покажите мне самый большой ваш камень.

Выложите все камни в ряд от самого большого к самому маленькому.

Все ли камни одинакового размера?

Вывод: камни бывают разными по цвету, форме и размеру.

(На магнитную доску вывешивается первая схема).

Вот теперь, ребята, всё становится понятным, на схемах гномы изобразили то, что мы должны узнать о камнях.

Опыт № 2. Определение характера поверхности.

Сейчас нужны будут ваши чувствительные пальчики. Закройте глаза, погладьте ваши камешки и попробуйте на ощупь выбрать самый неровный, шершавый камень.

А теперь самый гладкий камешек? Подумайте, где можно чаще всего встретить такой камень? (У моря)

Почему у него нет острых углов? (Вода двигает камни, ударяет их друг о друга, трутся они и о песок, острые углы постепенно стираются, исчезают. Камешек становится округлым.) Вывод: камни бывают гладкими и шероховатыми.

Опыт № 3. Определение твёрдости.

В одну руку возьмите камешек, а в другую кусочек пластилина. Сожмите обе ладони.

Что произошло с пластилином? Почему?

А с камнем? Почему?

Вы думаете, камень тверже дерева? Давайте проверим. Я возьму молоток, гвоздь и брусочек из дерева и попробую вбить гвоздь в дерево. Что получилось? (Гвоздь вошел в дерево).

Воспитатель. А сейчас я попробую вбить гвоздь в камень. Забивает - не получается. Гвоздь гнется, но не вбивается.

Ну что, смогла я забить гвоздь в камень? Что случилось с гвоздем? А как вел себя камень? Какой можно сделать вывод?

Вывод: Камень твёрдый, прочный.

Опыт № 4. Определение температуры.

Ребята, положите ваши ладошки на стол и быстренько на щёки. Чувствуете разницу?

Наша кожа может быстро определять температуру.

Сейчас у нас будет очень сложный опыт. От вас потребуется внимание и сосредоточенность.

Из всех камней вам необходимо выбрать самый тёплый и самый холодный.

Как это можно сделать? (Зажать в ладонях, поднести к щеке)

Вывод: камни имеют разную температуру.

Как можно согреть холодный камень?

Я предлагаю вам согреть его своим тёплым дыханием.

Дыхательная гимнастика : Дети берут самый холодный камень, кладут его на ладони.

Делают глубокий вдох через нос, а выдох через рот, губы трубочкой. (3раза)

Опыт № 5. Плавучесть.

Что будет, если положить камешек в воду? (Версии детей)

Как это можно проверить?

Дети осторожно кладут камень в воду. Наблюдают. (Камень утонул, от него на поверхность поднимаются пузырьки воздуха, цвет изменился, стал более ярким.)

Достают камень из воды, вытирают его салфеткой

- Какие камни вам нравятся больше, мокрые или сухие?

Вывод: камни тонут в воде, потому, что они тяжёлые.

Опыт № 6. Камни издают звуки.

Как вы думаете, могут ли камни издавать звуки?

Постучите ими друг о друга. Что вы слышите?

Это камни разговаривают друг с другом и у каждого из них свой голос.

А сейчас, ребята, на один из ваших камешков я капну лимонный сок. Что происходит?

(Камень шипит, злится, ему не нравится лимонный сок)

Вывод: камни могут издавать звуки.

Опыт № 7. Рассматривание камней через лупу.

Как называется этот прибор? (Лупа.)

Для чего же он нужен? (Увеличивать изображение.)

Посмотрите на свои ладошки.

А теперь посмотрите на них через лупу?

Чтобы лучше увидеть поверхность камней мы проделаем с ними то же самое.

Что интересного вы увидели?

Молодцы, вы очень внимательные! Чтобы ещё раз проверить ваше внимание я предлагаю вам поиграть в игру » С другом мы пойдём гулять«

С другом мы гулять пойдем,
Речку - каменку найдем.
(встают парами, шагают на месте)
Речка весело журчит
И по камушкам бежит.
Через речку мы вдвоем
По мосточку перейдем.
(шагают на месте)
Мостик каменный стоит,
Речка весело журчит.
(руки вперед, движение «волна»)
Из камней построен дом,
(движение «кулачок об кулачок»)
Мы с тобой в него войдем.
Мостик каменный стоит,
(пальцы рук соединены перед грудью)
Речка весело журчит.
(руки вперед, движение «волна»)
Домик прочный из камней,
(руки над головой в форме «крыши»)
Для друзей всегда открыт!
(руки в стороны ладонями вперед).

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. Страничка за страничкой мы составили целый рассказ о камнях. Рассказ в схемах. Кто желает стать настоящим ученым, надеть шапку магистра и прочесть послание Гномов о свойствах камней? (Один ребёнок делает вывод обо всех проделанных опытах)

Сейчас, ребята, возьмите свои подносы и выложим на песке узоры из камней. Может быть ночью, когда детский сад будет пуст, гномы вновь вернутся сюда и будут очень рады такому подарку.

А на память о нашей встрече я дарю вам эти блокноты и карандаши, предлагаю нарисовать в них то, что видели и о чем узнали. А ваши рисунки вместе с письмом поместим в этот конверт и отправим гномам в Горную страну

А в шкатулке находится что-то ещё. Это волшебные, разноцветные и очень вкусные камешки. Возьмите их и угостите своих друзей.