Когда пора на пенсию? Новый пенсионный закон

Законодательство страны регулярно претерпевает определенные изменения, и пенсионная система в данном случае не является исключением. Минфин недавно предложил отказаться от , отменил компенсационные льготы из бюджета, какие еще ожидаются изменения в пенсионном законодательстве с 2017 года в России?

Чего ожидать в 2017 году?

Генеральный план Министерства финансов содержит в себе несколько пунктов, которые касаются изменений пенсионных тарифов, условий индексации пенсий и увеличения пенсионного возраста. Главное на чем стоит заострить внимание – это передача налоговой службе страховых взносов, которые работодатели сегодня перечисляют в Пенсионный Фонд, причем планируется совмещение данного мероприятия с изменениями тарифов. Планируется установление единого социального тарифа, который будет установлена на законодательном уровне и никак не будет связан с доходом граждан, однако пока данное нововведение только обсуждается, соответственно, пока никаких точных новостей пока нет.

Планируется также сокращение размера индексации пенсионных накоплений, но размер подобного «сокращения» на сегодняшний день не разглашается. Надо сказать о том, что социальный блок не совсем согласен сокращением индексации, ведь они напоминают, что она должна соответствовать индексации, и представители данного блока призывают властей к тому, чтоб они задумались над целесообразностью подобного нововведения.

Откровенно говоря, далеко не все изменения в пенсионном законодательстве вступят в силу с 2017 года, но точно можно сказать, что избежать повышения пенсионного возраста точно не получится. Таким образом, необходимо подготовится к тому, что с 2017 года возраст будет возрастать на 6 месяцев ежегодно, пока не достигнет уровня 65-ти лет (для женщин и мужчин). Отдельное стоит подчеркнуть тот факт, что возрастет также минимально необходимый стаж работы до 20 лет . В первую очередь данное нововведение коснется и чиновников, но впоследствии она будет распространяться и на оставшиеся категории населения.

Самостоятельные пенсионные накопления

Отдельно стоит обсудить то, что в 2017 году может также претерпеть изменения и том ключе, что россияне смогут накапливать на пенсию самостоятельно (по аналогии с Австралией или Новой Зеландией). Программа разрабатывается российскими специалистами ЦБ при участии сотрудников Всемирного банка, однако власти отдают себе отчет в том, что позволить себе копить на пенсию смогут только те люди, доход которых превышает 50-100 тысяч рублей, а людей с такой заработной платой в стране сегодня очень мало. Чиновники отмечают, что подобная система принесет пользу не только людям, которые смогут не переживать о своей безбедной старости, а и государству в целом, ведь она будет стимулировать россиян зарабатывать больше. Граждане, доход которых не достигает таких цифр, тоже могут стать участниками программы, однако им придется откладывать большую часть собственных доходов на накопительную часть пенсии, иначе подобное нововведение для них просто будет неважным.

Согласно последнему заявлению Антона Силуанова заработает подобное нововведение уже в конце 2017 года, но сначала программа будет носить «пилотный» (пробный) характер, поэтому более подробно ее можно будет обсудить уже после того, ка кона приобретет юридическую силу.

Подытожить всю вышеописанную информацию можно тем, что глава Государственной Думы признает тот факт, что доверие граждан РФ к пенсионной системе сегодня находится на максимально низком уровне. Считается, что виной этому стали постоянные изменения в пенсионной системе, вводимые властями, потому что людям нужна стабильность. Соответственно, говорить о каких-то положительных изменениях в системе пока отсутствует стабильность, не приходится, и очередные изменения, вводимые в 2017 году, отнюдь не будут способствовать ее получению.

С целью повышения потребительских способностей граждан, вышедших на заслуженный отдых, правительство ежегодно индексирует пенсионные выплаты. Увеличение пенсии по старости планируется и в 2018 году.

Начиная с 2015 г. сумма пенсионных начислений складывается из двух частей, которые носят страховой и накопительный характер.

В соответствии с действующим Федеральным Законом «О страховых начислениях» под №400-ФЗ повышение пенсий по старости по государственному пенсионному обеспечению будет осуществляться по специальному графику в два этапа. На каждом этапе индексация будет производиться лишь для определенных категорий лиц, получающих денежные пособия.

Первый этап – январь

На первом этапе повышение страховых начислений предусмотрено для неработающих пенсионеров. Надбавка, равная 3,7%, начисляется уже с 1 января. Эта цифра определена в соответствии с уровнем повышения цен по итогам ушедшего года.

Фиксированная доплата к страховой пенсии, привязанная к индексу потребительских цен, на начало 2018 г. – 4,9 тыс.руб.

Для наглядности: если в прошлом году средний размер денежного пособия по старости был равен 13,657 тыс.руб., то с учетом индексации, в денежном эквиваленте достигающей суммы в 400 руб., этот показатель возрастет до усредненной отметки в 14,045 руб.

Второй этап – апрель

С апреля 2018 года можно рассчитывать на повышение пенсии по старости в размере 4,1%, а также социальные пособия для малообеспеченных и нетрудоспособных граждан. К этой категории относятся и те лица, которые по каким либо причинам не заработали необходимый стаж.

Поскольку социальные выплаты часто не дотягивают до отметки прожиточного минимума, что на 2018 г. составляет 9,159 руб., людям преклонного возраста, чей доход ниже его, полагаются еще и социальные дотации. Они и будут повышать размер пособия до установленного в государстве уровня ПМП.

Напомним, что в 2017 г. он был равен сумм в 8,5 тыс.руб. Получателями «социалки» были 3,9 млн. чел.

Помощь бывает двух видов:

  • социальная – предназначена для всех лиц пенсионного возраста нашей страны, получающих ниже прожиточного минимума;
  • региональная – предназначена для жителей регионов, в которых ПМП ниже среднего, но при этом доход людей пенсионного возраста уступает этому показателю.

Для осуществления региональной помощи приказом от 15.12.2017г. под №2830 правительством утверждено рассредоточение межбюджетных трансферов в региональные бюджеты 13-и субъектов РФ. Основное назначение выделяемой суммы размером в 7085,7 млн.руб. – оплатить местные социальные доплаты к пенсии с целью поддержания доходов неработающих лиц на уровне не ниже ПМП.

Бюджетные ассигнования рассчитаны на погашение доплат для 424,6 тыс. получателей и расчета среднего значения доплат в пределах 2351,4-8414,2 руб.

Но стоит учитывать, что программа бюджетного ассигнования для повышения суммы ПМП касается только социальных пособий новых лиц, вышедших на заслуженный отдых. Те, кому выплаты были назначены ранее 2018 года, под действующую программу не попадают.

По словам Максима Топилина – министра социальной защиты, решение в смещении графиков первого этапа с февраля, как это было в прошлом году, на январь принято с той целью, чтобы обеспечить более существенное повышение реальных пенсий.

В целом к началу 2020 г. ПФ России обнадеживает тем, что планирует обеспечить существенный рост пенсий по старости. Предполагается, что усредненная сумма выплат возрастет на 1,6 тыс. руб. За счет этого средний регулярный денежный доход лиц, достигших пенсионного возраста, составит порядка 15,4 тыс.руб.

Чего ждать работающим пенсионерам

Число пенсионеров в нашей стране достигает отметки в 43 млн. Из них приблизительно 30% еще продолжают трудовую деятельность. На этих людей индексация пенсий по старости в 2018 году не распространяется, поскольку на данном этапе программа заморожена до начала 2019 г.

Правительство придерживается той точки зрения, что пенсионеры, продолжающие трудовую деятельность, в надбавках не нуждаются, пусть даже и положенных по закону.

Работающие пенсионеры могут рассчитывать только на прибавку, начисляемую с возрастанием трудового стажа.

По новым правилам страховые взносы в размере 22% с оклада, выплачиваемые компаниями в ПФ за работающих пенсионеров, преобразуются в пенсионные баллы. Одна единица балла приравнивается к сумме в 81,49 руб. Получается, что чем выше зарплата, тем больше можно заработать баллов.

Процедура носит беззаявительный характер. Специалисты пенсионного фонда проводят ее без личного обращения граждан. В этом году перерасчет произойдет 1 августа.

Но и в этом вопросе существуют ограничения. Максимально допустимая сумма прибавки не должна превышать размера трех баллов, что соответствует 245 руб.

В качестве альтернативы для работающих пенсионеров правительство предлагает другие стимулы в виде приостановления получения выплат или добровольного откладывания даты выхода на заслуженный отдых. Это дает возможность в дальнейшем получать повышающий коэффициент.

Не коснется индексирование и военных пенсионеров – людей, вышедших на заслуженный отдых из рядов МВД, МЧС, армии и ФСИН. Начисления пенсионерам этой категории будут и дальше проводиться на основании закона №43, принятого 12.02.1993 г., а именно статьей № 4468-1.

В соответствии с правилами начисления уровень пенсии, напрямую зависящей от денежного довольствия, в 2017 г. изначально установлен на отметке в 72,23%. С каждым годом он повышается на 2% до тех пор, пока не достигнет 100%.

Многих работающих граждан и людей, вышедших на заслуженный отдых, могут обрадовать последние новости Минфина. Оно планирует запустить новую систему пенсионных накоплений. Разрабатываемая схема выгодна в том плане, что начисления становятся личной собственностью плательщика. Во время накопления в случае необходимости, к примеру, той же болезни, он без проблем сможет их снять в любой момент.

Видео о пенсии по старости:

Женщины, имеющие одного или более детей (в том числе взрослых, рожденных в советское время до 1990-х годов или позднее) и вышедшие на пенсию по старости до 1 января 2015 года , могут получить прибавку путем учета в виде пенсионных баллов так называемых «нестраховых периодов», в которых они осуществляли уход за каждым ребенком до достижения им возраста 1.5 лет.

  • До 2015 года эти периоды учитывались только в трудовом стаже женщины и не влияли на размер устанавливаемого пенсионного обеспечения.
  • Теперь же, согласно новому закону «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ, они могут быть учтены в виде пенсионных баллов , исходя из которых напрямую определяется размер пенсии (однако при этом на соответствующие периоды будет уменьшен трудовой стаж женщины, что может сказаться негативно на уже оформленных пенсионных правах пенсионерки).

Для получения добавки к пенсии за детей в 2018 году необходимо обратиться в органы Пенсионного фонда (ПФР) по месту жительства с соответствующим заявлением о пересчете или назначении новой пенсии в связи с заменой периодов, на основании которого сумма выплат может быть пересмотрена благодаря учету в баллах нестраховых периодов. Причем далеко не всегда это можно сделать - зачастую чтобы получить право на учет пенсионных баллов за периоды ухода за детьми необходимо полностью отказаться от ранее назначенной пенсии с заявлением о назначении новой, в которой вариант такой замены будет учтен, что может повлечь за собой значительные изменения пенсионных прав. При этом при перерасчете баллами будет уменьшен стаж (в том числе льготный, дающий право на ).

В связи с этим пенсионеру к данному вопросу необходимо подойти ответственно - в случае отказа вернуться к прежним условиям выплаты будет невозможно!

Также необходимо иметь в виду, что размер возможной прибавки за детей будет строго индивидуален , и для его определения специалистам ПФР потребуется поднять выплатное дело и вновь провести объемную работу по . Также нет никаких гарантий, что результат будет больше той суммы, которую пенсионерка уже получает в настоящее время.

По статистике, только 20-30% от общего числа обратившихся женщин по результатам такого перерасчета или переназначения получают прибавку к пенсии, и ее средний размер в большинстве случаев не превышает нескольких сотен рублей.

Кому положен перерасчет пенсии за детей?

Для матерей, вышедших на заслуженных отдых начиная с 2015 года , оба этих варианта (учитывать время, приходящееся на уход за детьми, как работу или рассчитать его баллами как «нестраховой период») уже были рассчитаны работниками Пенсионного фонда в момент , и наиболее выгодный способ согласно новому закону уже был назначен им к выплате . Поэтому обращаться в ПФР с заявлением о перерасчет выплат с учетом времени ухода за детьми таким пенсионерам не имеет смысла .

Получить надбавку за детей могут только те пенсионеры, пенсия которым была назначена до 1 января 2015 года и которым будет более выгодно начислить пенсионные баллы за периоды ухода за детьми до достижения ими возраста 1.5 лет, что обычно справедливо в следующих случаях:

  • если в эти периоды у женщины были перерывы в работе - иными словами, если она вообще не была трудоустроена на момент рождения ребенка и до достижения им полутора лет (например, если пополнение в семье совпало с обучением женщины в училище, техникуме или вузе);
  • если женщина на момент рождения и осуществления ухода за ребенком была трудоустроена, однако замена периода работы «нестраховым периодом» (за который сейчас предусмотрено начисление пенсионных баллов) будет для нее более выгодна , что на практике часто распространено в таких ситуациях:
    • если женщина имеет 2 и более детей - иными словами, чем больше было рождено детей, тем больше за них может быть начислено баллов и тем более ощутимой может быть добавка к уже назначенной пенсии (однако всего по закону баллы могут быть начислены не более чем за 4 детей );
    • если при назначении пенсии учтенная заработная плата пенсионерки в период до 2002 года, на который приходился уход за ребенком до 1.5 лет, не превышала среднестатистическую зарплату по стране или не превосходила ее более чем на 20% (максимальные учитываемое соотношение заработка в действовавшем до 1 января 2002 года законе «О государственных пенсиях в РФ» было установлено в размере 1.2) - иными словами, если женщина в момент рождения ребенка имела невысокую зарплату по месту трудоустройства.

Как правило, в связи со всеми указанными выше обстоятельствами пенсия женщине в большинстве случаев до 1 января 2015 года назначалась в невысоком размере (на практике это обычно не более - в большинстве регионов это 10-11 тысяч рублей по состоянию на 2017 год). Если такие обстоятельства имеют место, и у пенсионерки есть несколько взрослых детей, то перерасчет пенсии ей может быть выгоден. При учете баллами нестраховых периодов по уходу за детьми ей может быть назначена прибавка.

Если все основания в пересмотре размера пенсии у женщины имеются, однако результаты перерасчета все равно оказываются «со знаком минус», то работниками Пенсионного фонда будет вынесено решение об отказе , и размер выплат в меньшую сторону не изменится.

Кроме того, необходимо иметь в виду, что существуют отдельные категории пенсионеров, которым подобный перерасчет вообще не положен по нормам законодательства:

  • получатели досрочных пенсий , которые на момент ее назначения не достигли и уже не работают (то есть не относятся к категории ) - в этом случае в результате замены трудового стажа они могут потерять право на досрочную пенсию из-за сокращающегося льготного стажа (это, в частности, справедливо для медицинских работников, учителей и других льготных категорий);
  • получатели государственных пенсий , установленных в фиксированном размере (в том числе за проживание на территориях, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС);
  • получатели страховой пенсии по потере кормильца (ситуации, когда само застрахованное лицо умерло или пропало без вести, а пенсионером является находящийся на его иждивении нетрудоспособный член семьи, факт ухода за детьми которого никак не влияет на пенсионные баллы умершего человека, из которых был рассчитан размер выплаты).

Сколько составит прибавка к пенсии пенсионерам, имеющим детей

Размер доплаты к пенсии за рожденных детей зависит от большого количества индивидуальных факторов . Даже при наличии одинакового количества детей у двух пенсионерок одного возраста в каждом конкретном случае размер прибавки будет отличаться, поскольку место работы, трудовой стаж, заработная плата и момент рождение детей у всех формируется индивидуально.

  • Такой перерасчет будет однозначно выгоден женщинам, которые на момент рождения и в течение первых 1.5 лет жизни ребенка не работали (например, получали образование). В этом случае у них просто добавляется новый, ранее неучтенный период, за который будут назначены пенсионные баллы.
  • Если же период ухода за детьми приходится на время трудоустройства матери, то он ей может быть зачтен только в одной из двух форм, наиболее выгодной в каждом конкретном случае (или в виде трудового стажа и получаемой в этот период зарплаты, или по новым правилам - страховыми баллами). При этом далеко не последнюю роль будет играть размер заработка женщины, полученный за «нестраховой период», а также насколько будет сокращен трудовой стаж в результате такой замены.

Согласно ст. 12 закона «О страховых пенсиях» в страховой стаж с 1 января 2015 года наряду с периодами работы засчитываются периоды осуществления одним из родителей ухода за каждым ребенком до достижения им 1.5 лет, но не более 6 лет в общей сложности (т.е. не более, чем на 6 лет / 1.5 года = 4 детей).

При этом согласно п. 12 ст. 15 того же закона за периоды ухода за детьми до полутора лет с 2015 года может быть начислено следующее количество пенсионных баллов (см. таблицу ниже и пример расчета).

Таблица - Перерасчет пенсии женщинам за детей в 2018 году

Например, прибавка к пенсии за 2 детей пенсионерам в 2018 году за периоды ухода за ними до достижения 1,5 лет была бы равна 2,7 + 5,4 = 8,1 балла. с 1 января 2018 года установлена в размере 81,49 рублей. Иными словами, сумма доплаты пенсионеру может составить до 8,1 × 81,49 руб. = 660,07 руб. в месяц. Аналогичным образом максимальная доплата за 4 детей может составлять до (2,7 + 5,4 + 8,1 + 8,1) × 81,49 = 1980,21 руб.

Однако на практике величина прибавки при перерасчете в большинстве случаев оказывается гораздо меньше . Дело в том, что если в указанные периоды женщина работала, в результате такой замены размер уже назначенной пенсии будет уменьшен пропорционально величине полученного за этот период заработка. В связи с этим, например, на первого ребенка результат перерасчета может и вовсе оказаться отрицательным , поскольку в отношении него предусматривается наименьшее количество пенсионных баллов, и проводить такую замену будет экономически не выгодно (особенно в том случае, если мама работала на хорошей должности и получала высокую зарплату).

Иными словами, иногда периоды работы дают более высокую прибавку к пенсии, чем 1.5 года по уходу за детьми, поэтому замена этих периодов при перерасчете пенсии может получиться «со знаком минус» и приведет к уменьшению размера пенсии .

Согласно данным территориальных органов ПФР, по статистике только в 20-30% случаев от общего числа обращений женщина может получить доплату при перерасчете пенсии за детей, при этом средний размер прибавки составляет в пределах 100-200 рублей (хотя в некоторых случаях можно получить и более внушительную сумму, поэтому попробовать целесообразно).

Какие нужны документы для перерасчета пенсии матерям

Перерасчет размера страховой пенсии в связи с увеличением суммы пенсионных баллов (величины - ИПК) за периоды до 1 января 2015 года производится в соответствии с п. 2 ст. 18 закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ. Он производится в заявительном порядке - т.е. пенсионеру будет необходимо направить в Пенсионный фонд заявление о перерасчете размера пенсии (форма заявления утверждена Приказом Минтруда от 19 января 2016 года № 14н), которое согласно п. 2 ст. 23 того же закона подается с одновременным предоставлением документов, необходимых для проведения такого перерасчета.

Также необходимо понимать, что перерасчет пенсии пенсионерам с 1 января 2015 года согласно ст. 34 нового закона «О страховых пенсиях» проводился на основании документов выплатного дела . Если каких-то документов, указывающих на осуществление женщиной ухода за детьми, при оформлении пенсии представлено не было, то они не могли быть учтены автоматически, и для учета в баллах периода ухода за детьми перерасчет будет необходимо делать в заявительном порядке.

Заявление можно подать при личном обращении в клиентские службы ПФР, а также через МФЦ. В настоящее время также имеется возможность обращения в электронной форме через «Личный кабинет» на портале госуслуг . Перед этим целесообразно записаться на прием и получить консультацию у работников своего отделения ПФР, по возможности - с проведением предварительных расчетов , которые подтвердят целесообразность подачи заявления в вашем конкретном случае.

Рекомендуется воспользоваться предварительной записью на прием (услуга предоставляется на официальном сайте ПФР без регистрации). Однако в некоторых регионах очередь по записи может быть занята на несколько месяцев вперед . В связи с большими очередями по вопросу перерасчета пенсии в отделениях Пенсионного фонда часто рекомендуют подавать заполненные заявления дистанционно, в том числе путем отправки по почте нотариальных копий необходимых документов.

При обращении с заявлением о перерасчет пенсии женщинам за детей необходимо предоставить следующие документы:

  • документ, удостоверяющий личность заявителя (паспорт гражданина РФ), ;
  • свидетельства о рождении всех детей (если они отсутствуют в выплатном деле пенсионера);
  • документы, косвенно подтверждающие достижение детьми возраста 1,5 лет:
    • если на свидетельствах о рождении проставлен штамп о выдаче ребенку паспорта, то будет достаточно представить только свидетельство с такой отметкой;
    • если такого штампа в свидетельстве нет, то можно предъявить любой другой официальный документ, выданный ребенку после достижения 1,5 лет (например, школьный аттестат об образовании, нотариально заверенную копию паспорта ребенка, его свидетельство о браке и т.п.).

В случаях, когда пенсионерка по каким-то причинам не может предъявить свидетельства о рождении детей (например, если дети выросли и уехали со своими документами в другой регион или даже покинули страну), то можно получить в органах ЗАГС справку о рождении ребенка .

Каких-либо ограничений по срокам подачи заявления о перерасчете законом не предусмотрено (иными словами, обратиться за перерасчетом пенсии можно в любой момент). Оно рассматривается не позднее 5 рабочих дней , отсчитываемых:

  • со дня приема заявления с полным набором необходимых документов, представленных по собственной инициативе заявителя;
  • со дня получения необходимых документов Пенсионным фондом по каналам межведомственного взаимодействия.

В случае принятия положительного решения перерасчет производится в общем порядке с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения.

Важно! Если периоды ухода за детьми совпадают с осуществлением женщиной трудовой деятельности, то перерасчет пенсии с заменой работы на «нестраховые» периоды может быть осуществлен только путем отказа от ранее установленной пенсии , что может повлечь за собой существенное изменение пенсионных прав пенсионера. В этом случае к данному вопросу необходимо подойти более ответственно, поскольку после отказа получить пенсию на прежних условиях будет невозможно .

Полагается ли доплата к пенсии за детей, рожденных до 1990 г.?

Перерасчет пенсии за детей, рожденных до 1990 года, проводится в общем порядке - никаких существенных особенностей в этой связи нет и возраст детей никак не влияет на возможность учета в баллах периода ухода за ними до достижения 1.5 лет.

Доплата к пенсии за взрослых детей, рожденных в советское время, будет существенной в двух основных случаях:

  • если женщина в эти периоды не имела официального трудоустройства;
  • если она в это время имела невысокий заработок.

На практике добавка к пенсии за детей в 2018 году не будет возможна в следующих случаях:

  • если женщина вышла на пенсию, начиная с 1 января 2015 года (т.е. в 2015-2018 гг.) - в этом случае наиболее выгодный вариант уже был рассчитан и выбран автоматически при назначении пенсионного обеспечения, поскольку все необходимые документы уже есть в распоряжении работников Пенсионного фонда;
  • если женщина имеет всего одного ребенка (пенсионные баллы за первого ребенка минимальны и прибавка за них обычно полностью «съедается» сокращением трудового стажа и приходящегося на него заработка);
  • если расчет пенсии женщине был изначально произведен по максимальному заработку , учитываемому до 2002 года (максимум на 20% больше от среднего по стране - предельное учитываемое соотношение заработка тогда было установлено в размере 1,2).

Правительство планирует запустить новую пенсионную систему, первые элементы которой начнут внедряться с 2018 года. Основная цель чиновников – сбалансировать бюджет ПФР. Покрытие дефицита фонда требует значительных затрат бюджетных средств. Кроме того, правительству становится все сложнее проводить ежегодную индексацию.

Действующая пенсионная модель остается несбалансированной, уверены в Минфине, что создает фундаментальные риски для отечественного бюджета. Падение цен на нефть продемонстрировало уязвимость государственной казны перед внешними вызовами. Новая реформа поможет снизить зависимость бюджета от структурных доходов, подчеркивают в Минфине.

Наиболее спорным вопросом реформы, предложенной Минфином, остается проблема повышения пенсионного возраста. Данная мера является абсолютно необходимой, уверены представители экономического блока. Во время кризиса власти отложили принятие данного решения, что связано с ухудшением экономической ситуации. В 2018 году экономика полностью восстановится после кризиса, что позволит правительству скорректировать пенсионный возраст.

Формат будущего повышения нормативного возраста продолжает обсуждаться. Данный показатель может быть увеличен до 63-65 лет, считают эксперты. При этом власти используют опыт пенсионной реформы для госслужащих, ежегодно увеличивая нормативный показатель на 6 месяцев. Данная мера станет основой новой пенсионной системы, которая будет внедряться с 2018 года.

Помимо проблемы возраста, чиновники намерены окончательно решить вопрос с работающими пенсионерами. Согласно позиции Минфина, данная категория граждан не должна претендовать на ежегодную индексацию пенсий, поскольку располагает альтернативными источниками доходов.

Кроме того, представители ведомства намерены существенно сократить категории граждан, которые смогут рассчитывать на досрочную пенсию. Более половины льготников составляют работники вредных и опасных производств. Согласно новой инициативе Минфина, данная категория граждан может лишиться права на досрочные пенсии. Также чиновники предлагают повысить необходимый стаж для бюджетников-досрочников (учителя, медики и т.д.).

Существенные изменения ожидают накопительную систему, реформа которой позволит повысить сознательность граждан.

Стимул к накоплению

Длительная заморозка накопительной части негативно отражается на готовности населения самостоятельно формировать собственную пенсию. Власти рассматривают несколько вариантов реформ действующей модели, которые имеют принципиальные различия.

Представители Минэкономразвития допускают поэтапную разморозку накопительной пенсии. Уже в следующем году власти могут снять ограничения с 1-3% отчислений, что станет положительным сигналом для граждан, намеренных самостоятельно сформировать будущую пенсию. По мере улучшения экономической ситуации, правительство сможет переходить к следующему этапу разморозки накопительных пенсий.

Представители Минфина настроены на более радикальную реформу, которая предполагает отмену действующей накопительной пенсионной системы в 2018 году. Вместо этого чиновники предлагают запустить систему индивидуальных отчислений, участие в которой станет обязательным. В Минфине уверены, что подобный инструмент будет стимулировать граждан активнее участвовать в формировании собственной пенсии.

Эксперты ожидают запуск пенсионной реформы сразу после окончания выборов. Несмотря на нежелание чиновников идти на непопулярные меры, другие альтернативы для стабилизации пенсионной системы отсутствуют.

Отсутствие альтернатив

Ухудшение демографической ситуации на фоне сокращения поступлений от экспорта нефти вынуждает правительство ускорить реализацию пенсионной реформы. Дальнейший рост числа пенсионеров на одного работающего приводит к увеличению дефицита пенсионного фонда. В результате власти должны изменить базовые параметры, которые определяют размер пенсии.

В таких условиях ежегодная индексация пенсий превратится в настоящую проблему для правительства. Согласно оценкам экспертов, уже в 2022 году власти будут вынуждены урезать другие виды затрат, перераспределяя ресурсы на повышение пенсий.

В 2017 году стартовала пенсионная реформа для госслужащих, которая затронула ключевые параметры начисления пенсий. Чиновники начали повышать пенсионный возраст для служащих, дополняя данную меру пересмотром необходимо стажа. Подобный подход может стать прототипом реформы для остальных категорий граждан, считают эксперты. Дальнейшее промедление с реформой чревато серьезными последствиями для отечественной экономики.

Повышение пенсионного возраста с 2019 года

Следующим этапом пенсионной реформы станет повышение пенсионного возраста и ощутить действие новых правил на себе жители всех регионов России смогут уже с 1 января 2019 года.

Переход к новым нормам обещают сделать постепенным, добавляя ежегодно +1 год.

Правительство РФ в настоящее время активно проводит пенсионную реформу. Теперь пенсия по старости складывается из страховой ее части и накопительной. Введены такие понятия как индивидуальные пенсионные коэффициенты (пенсионные баллы), фиксированная выплата к страховой пенсии, повышающие коэффициенты.

Одновременно с этим принят рад законов, в соответствии с которыми повышаются требования к минимальному стажу работы и необходимому количеству пенсионных баллов для получения пенсии.

Пенсионная реформа - это целенаправленная политика государства, связанная с изменением действующего законодательства, направленная на изменение условий пенсионного обеспечения.

Нововведением явилось увеличение пенсионного возраста выхода на пенсию с 2019 года.

Так, по общему правилу пенсия по старости назначается и выплачивается застрахованным лицам при достижении возраста:

  • 65 лет для мужчин,
  • 60 лет - для женщин.

Новое пенсионное законодательство предусматривает, что для получения пенсии также необходимы следующие обязательные условия:

  1. наличие минимального страхового стажа (пенсионной реформой предусмотрено ежегодное повышение минимального стажа работы с 5 лет в 2015 году до 15 лет к 2024 году);
  2. величина пенсионных баллов (ИПК) (С 2015 года пения назначается при наличии пенсионных баллов не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до 30 баллов к 2025 году).

Закон предлагает установить пенсионный возраст для мужчин – 65 лет, для женщин – 63 года.

После того как Правительство РФ предложило повысить пенсионный возраст депутатами партии "Справедливая Россия" в Государственную Думу РФ на рассмотрение внесен проект закона об отмене пенсионных баллов и сохранении предельного возраста выхода на пенсию в 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Размер пенсии в проекте закона зависит только от стажа работы и получаемой заработной платы. Подробнее о проекте закона можно прочитать по ссылке .

Мнение Президента России Путина В.В. о повышении пенсионного возраста

Владимир Владимирович Путин в интервью до 2018 года неоднократно заявлял о том, что вопрос о повышении пенсионного возраста не рассматривается.

После рассмотрения законопроекта о повышении пенсионного возраста в первом чтении, Путин В.В. 29 августа 2018 года в телеобращении обратился к гражданам РФ и высказал свое мнение.

Путин В.В. заявил, что повышение пенсионного возраста - вынужденная мера.

Президент РФ предложил ряд мер, которые позволят максимально смягчить принимаемые решения.

Далее приводим выдержки из интервью Владимира Владимировича, полный текст которого опубликован на сайте Президента РФ.

1. Пенсионный возраст для женщин не должен повышаться больше, чем для мужчин. Поэтому считаю необходимым уменьшить предлагаемое законопроектом повышение пенсионного возраста для женщин с 8 до 5 лет.

Таким образом, женщины смогут выходить на пенсию в возрасте 60 лет.

Далее. Предусмотреть право досрочного выхода на пенсию для многодетных матерей. То есть если у женщины трое детей, то она сможет выйти на пенсию на три года раньше срока. Если четверо детей – на четыре года раньше. А для женщин, у которых пять и более детей, всё должно остаться как сейчас, они смогут выходить на пенсию в 50 лет.

2. Пенсионный возраст предполагается повышать постепенно. Чтобы люди могли адаптироваться к новой жизненной ситуации, выстроить свои планы. В этой связи предлагаю для граждан, которым предстояло выходить на пенсию по старому законодательству в ближайшие два года, установить особую льготу – право оформить пенсию на шесть месяцев раньше нового пенсионного возраста.

Для примера, человек, который по новому пенсионному возрасту должен будет уходить на пенсию в январе 2020 года, сможет сделать это уже в июле 2019 года.

3. Что заботит и даже, сказал бы, пугает людей предпенсионного возраста? Они опасаются столкнуться с риском потери работы. С тем, что могут остаться и без пенсии, и без зарплаты. Ведь после пятидесяти работу действительно сложно найти.

В этой связи мы должны предусмотреть дополнительные гарантии, которые защитят интересы граждан старших возрастов на рынке труда. Поэтому на переходный период предлагаю считать предпенсионным возрастом пять лет до наступления срока выхода на пенсию. Повторю, здесь нужен целый пакет мер. Так, считаю необходимым установить для работодателей административную и даже уголовную ответственность за увольнение работников предпенсионного возраста, а также за отказ в приёме на работу граждан по причине их возраста.

Поручаю Правительству утвердить для граждан предпенсионного возраста специальную программу по повышению квалификации. Она должна заработать как можно раньше и финансироваться из федерального бюджета.

А если человек предпенсионного возраста решил уволиться сам, добровольно и пока не нашёл новую работу, то и в этом случае мы должны укрепить его социальные гарантии. В этой связи предлагается увеличить максимальный размер пособия по безработице для граждан предпенсионного возраста более чем в два раза – с 4900 рублей, как сейчас, до 11 280 рублей с 1 января 2019 года – и установить период такой выплаты в один год.

И, наконец, необходимо также закрепить обязанность работодателя ежегодно предоставлять работникам предпенсионного возраста два дня на бесплатную диспансеризацию с сохранением зарплаты.

4. При проведении изменений нельзя действовать по шаблону. Мы уже предусмотрели сохранение льгот для шахтёров, работников горячих цехов, химических производств, чернобыльцев, ряда других категорий.

Мы должны поддержать и жителей села. Уже неоднократно обсуждалось и даже принималось решение о необходимости 25‑процентной надбавки к фиксированной выплате страховой пенсии для неработающих пенсионеров, живущих на селе, у которых не менее 30 лет стажа в сельском хозяйстве. Но вступление этого решения в силу откладывалось. Предлагаю начать эти выплаты уже с 1 января 2019 года.

5. У тех, кто начал рано работать, должна быть возможность выйти на пенсию не только по возрасту, но и с учётом заработанного стажа.

Сейчас в законопроекте устанавливается, что стаж, дающий право на досрочный выход на пенсию, составляет 40 лет для женщин и 45 лет для мужчин. Предлагаю на три года уменьшить стаж, дающий право на досрочный выход на пенсию: для женщин до 37 лет, а для мужчин до 42‑х.

Да, эти льготы у нас традиционно предоставлялись только с выходом на пенсию. Но в данном случае, когда в пенсионной системе предстоят изменения, а люди рассчитывали на эти льготы, мы обязаны сделать для них исключение, предоставлять льготы не в связи с выходом на пенсию, а при достижении соответствующего возраста. То есть, как и прежде, льготами смогут воспользоваться женщины при достижении 55 лет и мужчины с 60 лет. Таким образом, ещё до выхода на пенсию они уже не будут платить налог за свой дом, квартиру, садовый участок.

В заключении Президент РФ отметил, что как известно, многие эксперты и сейчас считают, что мы слишком затянули с решением вопросов, которые обсуждаются сегодня. Я так не думаю. Просто мы не были к этому раньше готовы. Но откладывать дальше действительно нельзя. Это было бы безответственно и может привести к тяжёлым последствиям в экономике и социальной сфере, самым негативным образом сказаться на судьбах миллионов людей, потому что, сейчас это уже ясно, государству рано или поздно всё равно придётся это сделать. Но чем позже, тем жёстче будут эти решения. Без всякого переходного периода, без сохранения целого ряда льгот и тех смягчающих механизмов, которые мы можем использовать сегодня.

Таким образом, повышение пенсионного возраста в России - неизбежно. И, как показывают изменения в законодательство, это произойдет уже с 2019 года.

Более подробно о пенсионном возрасте в России можно прочитать в статье по ссылке.

Стратегия развития пенсионной политики, предложенная Кудриным

Центр стратегических разработок под руководством Алексея Кудрина подготовил для Владимира Путина план создания устойчивой пенсионной системы, цель которого повысить выплаты, не увеличивая траты из бюджета.

Важно. Суть плана Кудрина сводится к тому, чтобы обеспечить рост пенсий относительно прожиточного минимума за счет сокращения числа людей, получающих эти выплаты. Предлагается повысить пенсионный возраст до 63 лет у женщин и до 65 лет у мужчин!

Помимо повышения пенсионного возраста предлагается также ужесточить условия для получения пенсии:

  1. Минимальный стаж для начисления страховой пенсии (который сейчас ежегодно повышается до 15 лет к 2024 году) повышать и далее - до 20 лет.
  2. Минимальное число пенсионных баллов (которое также повышается до 30 к 2025 году) стратегия предлагает увеличить до 52.
  3. Социальную пенсию, которую получают те, кто не заработал на страховую, предлагается назначать при достижении 68 лет.

Одновременно предполагается ужесточить и условия для назначения досрочных пенсий: так, например, минимально необходимый для нее стаж у врачей и учителей повысить до 35 лет (в настоящее время врачи вправе выйти на пенсию досрочно, отработав 25 лет). О том кто имеет право выхода на пенсию досрочно читайте в статье по ссылке.

По расчетам ЦСР, это позволит повысить соотношение страховой пенсии с прожиточным минимумом и сократить трансферт из бюджета на финансирование пенсий.

Что ждать от пенсионной реформы в 2019-2020 году

Основным положительным моментом в результате проведения реформы и повышения пенсионного возраста является ежегодная индексация и повышение размера пенсии в среднем на 1 тыс. рублей. В результате предполагается, что средний размер пенсии вырастет до 20 тыс. рублей.

Помимо повышения пенсионного возраста, также актуальным остается вопрос формирования накопительной части пенсии.

Напомним , перечисление средств в накопительную часть пенсий в России заморожено с 2014 года.

Накопительная часть пенсии в России в ближайшие три года формироваться точно не будет, подтвердила вице-премьер Ольга Голодец, не исключив ее полной отмены.

Отметим, что бюджет Пенсионного фонда России на 2018–2020 годы составлен исходя из того, что весь объем тарифа страхового взноса будет направлен на страховую часть пенсий. Формирование пенсионных накоплений в бюджете в 2019–2020 годах не предусмотрено.

В настоящее время Правительство РФ разрабатывает концепции системы индивидуального пенсионного капитала, которая должна прийти на смену обязательному формированию пенсионных накоплений. По предположением замминистра финансов Алексея Моисеева новая система заработает с 2020 года.

Теперь гражданам, которые так и не определились со способом формирования пенсионных накоплений в рамках новых правил придется окончательно определиться, остаются они в государственной страховой системе или все-таки начинают дополнительно копить на пенсию. Исходя из их решения пенсионные накопления перейдут либо в выбранный негосударственный пенсионный фонд, либо их конвертируют в баллы и они станут частью обычной страховой пенсии.

Таким образом, предполагается, что Пенсионный фонд России потеряет функции страховщика по накопительной части пенсии.

Участие в новой системе будет добровольным, но вступление в нее будет происходить по умолчанию. То есть заявление человеку нужно будет написать, если он не захочет в ней участвовать, а не наоборот. Это делается для того, чтобы люди более осмысленно подходили к накоплениям на будущую пенсию.

С зарплаты накопления будут отчисляться по умолчанию, если они не подадут заявление об отказе участия.

Каждый человек, желающий приумножить свой индивидуальный пенсионный капитал, сможет отчислять в систему любой процент от своей заработной платы по собственному усмотрению. За это он будет получать налоговые льготы. За отчисления в пределах шести процентов от зарплаты он получит классический налоговый вычет, т.е. с этих денег платить подоходный налог не нужно.

Предполагается, что если человек копил на пенсию, но попал в тяжелую жизненную ситуацию, например, тяжело заболел, получил инвалидность первой или второй группы, потерял близкого родственника, ему будет разрешено забрать эти деньги из пенсионной системы и потратить их на более актуальные нужды, например, лечение.

Подготовлено "Персональные права.ру"