Карма. Хорошая и плохая карма. Методы очищения кармы. Кармическая реакция. «Хорошая» и «плохая» карма

Мы все знаем, что слово «Карма» означает действие. И каждый рождённый на Земле человек – это действие. Даже поднять руку – это уже действие. И не только люди действуют и испытуются, целые миры находятся на испытании. Но если касаться нравственной стороны вопроса, то наша карма приводит именно в это тело, в котором мы находимся. Она же создаёт окружающие условия, необходимые для удовольствия или для страдания.

Можно в окружающем нас мире увидеть хорошего человека, даже с очень благородным характером, который находится в тяжелейших обстоятельствах. Но можно так же видеть и грубого человека с порочным характером, которого окружают приятные обстоятельства.

Хорошая это карма или плохая?

Сама по себе карма ни хороша, ни плоха. Карма – это нейтральная энергия, следствие проявленной нами в прошлом энергии мыслей, желаний, поступков.

Действия, желания и мысли, в основе которых лежит добро и любовь, рождают в нас любовь и радость. Низкие, эгоистические действия, мысли и желания приносят нам боль и страдания. Добро дает сладкие плоды. Зло – горькие.

Действия, мысли и чувства, которые соответствуют Космическим законам, законам эволюции, помогают нам на пути к Свету. Противоположные – замедляют наше развитие.

Закон гласит: какую бы мы карму ни испытывали в нашей жизни в настоящий момент, она как раз то, что нам требуется именно сейчас, и именно в настоящий момент, и ничто не может случиться, чему у нас не было бы сил противостоять. Даже «плохая», то есть тяжелая карма, если её принять с мудростью, может дать толчке для духовного развития.

Есть три пути жизни людей: путь легкий, путь трудный и путь тяжелый.

Первый путь сложен добрыми действиями и устремлениями в прошлом и верной реакцией на карму, как урок жизни. Он сложен устремлением в эволюцию, к Свету, к Иерархии Света.

Второй путь, путь трудный, когда кармические условия дают возможности, но сам человек преграждает себе светлый путь. Такой человек подобен беглецу с завязанными глазами.

Каждое искривление в жизни относит от прямого пути, и люди будут говорить о тяжелой, или «плохой» карме.

Третий же путь – путь ужасный. Это путь невежества, устремляющий во тьму разложения.

И не следует никого винить, если люди сами закрывают себе глаза и уши.

В сокровенном Учении земная жизнь называется распятием духа в материи. Вспоминается басня И.А.Крылова «Стрекоза и муравей». Такие стрекозы живут земной жизнью, порхают, не задумываясь о смысле данной им жизни. Но когда дух осознает себя «распятым» в материи, он тяжко страдает под её тяжестью и пытается сбросить эти оковы.

Редко у Высоких духов карма была легкая (хорошая в земном понимании). Легкая карма – это скорее не заслуги духа, хотя бывает и так, а его младенчество. Но бывает так, что человеку дано беззаботное детство, чтобы потом на него взвалить всю тяжесть его кармы. И чем выше должен подняться человек, чем больше он должен пройти уроков жизни, тем крест его более тяжел.

И как нести этот крест? Это очень важный вопрос. Можно нести, жалуясь, негодуя, ожесточаясь, проклиная. Но тогда бесцельны и напрасны будут все труды, все печали, все страдания. Урок будет не выучен, и он повторится снова. Но тогда кармическая нагрузка будет больше.

Но если человек во всех жизненных условиях хранит равновесие, то он одолевает Карму. При равновесии все происходящее вовне сводится внутрь и в духе преодолевается. Сказал Иисус Христос: «Вот идёт князь Мира сего и не имеет во мне ничего». Все победивший в себе становится свободным.

Лишь немногие люди сразу выбирают правильный путь и создают хорошую Карму. Большинство людей заблуждаются и из одного заблуждения переходят в другое. В человеке борются два начала: его низшая природа и его высшее «Я». Катиться под горку всегда легче, и иногда, а скорее всего чаще, низшая природа берёт верх над высшей, затемняя ее знания. В своих мыслях и чувствах и земных действиях человек совершает много ошибок. Ошибки совершают даже те люди, которые считают себя идущими к Свету. Но не страшны такие ошибки, если есть устремление к Добру и Общему Благу.

Неудачи и страдания, вызванные энергией Кармы, будут следовать за человеком до тех пор, пока он не осознает, что виной всему является нарушение им самим космических законов, и пока не выберет правильный путь. Если же человек гоняется за материальным богатством, видит в этом свое счастье, то карма бьет его, чтобы разбудить его сознание.

Внутренняя жизнь влияет на Карму гораздо больше, чем внешняя. Любое преступление обдумывается внутри человека и является частью его внутренней жизни. Но его мысли и чувства в этой подготовке задевают множество людей на планете.

И добрые, чистые мысли тоже зарождаются внутри человека. Но они несут благо, наполняя им пространство. Надо учиться мыслить чисто и светло, тогда наша будущая карма тоже будет светлой, «хорошей». Ведь при расширении сознания, когда мы познаем единство мира, прежняя, «плохая, в людском понимании», карма изживается быстрее и легче. Но и новая карма, которую создает человек, будет нести более высокие качества, не говоря уже о том, что старая станет легче, так как человек будет совсем иначе реагировать на ее удары. Даже можно совсем обогнать карму, выйдя из круга земной кармы. Но карма никогда совсем не прекращается. Она будет постоянно повышаться в своем качестве, включая свои новые круги.

Трудная карма не значит низкая. Карма, которая создает множество препятствий, которые нагромождаются одно на другое, и, кажется, нет сил их преодолеть, но человек на пределе сил своих борется. И вот карма заканчивается. Сколько радости приносит окончание ее, какие духовные силы она помогла взрастить!

Для хорошего человека, если он борется с негативными условиями среды, можно сказать, что эта карма хорошая. Ведь она укрепляет его силу воли, растит сострадание и другие полезные качества.

А вот другой, грубый, человек в благоприятных условиях может поддаваться астральным чувствованиям и углублять свои негативные качества. Для него это плохая карма.

Хорошая карма, даже очень трудная и тяжелая – это такая карма, которая ведёт по пути эволюции и действует согласовано со своим Духом – Высшим Я. А плохая карма – та, что препятствует эволюции, противоречит тем обязательствам, которые мы взяли на себя перед воплощением.

Если карма проявляется как негативные условия и обстоятельства, она может быть неприятной, но наш характер приобретает способность к стойкости, веры в себя и сострадания, если карма заставляет нас страдать.

Окончание следует.

2) надеяться в будущем накопить те Заслуги, которые вы не можете накопить в настоящий момент;

3) не совершать больше тех плохих поступков, которые вы совершаете в настоящее время;

4) начиная с настоящего момента больше никогда не накапливать плохой кармы.

Таковы Четыре правильных усилия. Разумеется, для каждого из них есть своё название, однако важно не столько знать названия эти четырёх методов, сколько на самом деле практиковать их.

Накопить добродетельные поступки и искоренить плохую карму

Каким образом следует практиковать эти методы?
Во-первых, мы должны размышлять о хороших поступках, совершаемых нами в настоящее время. Если человек будет думать, что накопил много Заслуг, то его духовная практика может на этом и завершиться. Напротив, если он будет думать: "Я совершил кое-какие добродетельные поступки. Но Заслуга моя невелика. Значит, мне нужно накопить ещё больше Заслуг", - то он сможет постоянно накапливать Заслуги.

Сам я, когда был беден, очень хотел сделать пожертвование лично Его Святейшеству Далай-ламе. Я непрестанно думал об этом. И позже я действительно смог сделать ему пожертвование. Я и по сей день продолжаю делать ему пожертвования.

Есть два способа совершать благие поступки. Во-первых, стараться увеличить Заслуги, накапливаемые в настоящее время. Во-вторых, надеяться в будущем накопить те Заслуги, которые не представляется возможным накопить в настоящий момент. Благодаря этим двум практикам, увеличится ваша хорошая карма.

Что касается недобрых поступков, то я могу привести два таких примера.

Предположим, сейчас вы курите, пьёте и плохо говорите о других. В этом случае вам нужно немедленно прекратить совершать подобного рода плохие поступки.

Или, предположим, при определённых обстоятельствах вы можете почувствовать зависть или гордость. Или, разбогатев, вы можете начать тратить деньги на удовлетворение своих потребностей, не принося другим никакой пользы. В таком случае, вы должны представить себе такие ситуации, а затем положить им конец.

Что касается плохой кармы, то вы должны дать себе зарок: "Я никогда, ни при каких обстоятельствах не стану завидовать. Я никогда, ни при каких обстоятельствах не буду высокомерным. Я всегда буду совершать пожертвования. Я всегда буду добрым", - и на практике осуществлять это.

Вот какими способами можно пресечь накопление плохой кармы.

Будда Сакьямуни говорил, что человеку вполне достаточно этих четырёх способов. Они равносильны системе практики, называемой "Семь видов и тридцать семь элементов Освобождения". Семь видов тридцать семь элементов Освобождения - это метод достижения Освобождения для практикующих Хинаяну. Но вам также следует практиковать его. В будущем это послужит вам основой для вашей практики Махаяны. Ваша хорошая карма увеличится, а плохая - уменьшится. Наш семинар продолжался очень долго: десять ночей и одиннадцать дней. Я познакомил вас с йогой Махаяны, иначе говоря, духовной практикой Махаяны. Уверен, что те из вас, кто посетил все занятия, приобрели для себя что-то ценное.

| Хорошая, плохая и смешанная карма

Хорошая, плохая и смешанная Карма

«Что дает хорошая карма?

1. Очищение ума, то есть, освобождение ума от мусора, который появляется вследствие ограниченного эгоизма и грубой чувственности.

2. Счастье в высших сферах, где душа пребывает между воплощениями в физическом мире. В особых случаях душа может занять господствующее положение в тех мирах.

3. Возвращение в этот мир в человеческой форме с возможностью дальнейшего очищения ума. Если же карма осуществляется без привязанности к ее плодам, и человек следует по пути Джняны (знания) или по пути Бхакти (преданности верховной вселенской Душе), полностью очистив свой ум и осознав, что он и божественный объект его поклонения едины, его душе не нужно возвращаться в этот мир.

К чему приводит плохая карма?

1. Все большее загрязнение ума.

2. Страдание в низших сферах или в аду, или в промежутке между воплощениями в физическом мире.

3. Если карма очень плохая, то после пребывания в аду душа воплощается в теле животного или растения. В некоторых случаях такое низкое рождение следует сразу же за предыдущим рождением на земле.

4. Отбыв срок в аду или в низшем воплощении, джива снова облекается в человеческое тело, попадая при этом в очень неблагоприятные условия для развития».

Если у человека создано много дурных причин, в уме много омрачений, и в этой жизни он увеличивал омрачения, а не очищал их, то в следующей жизни, даже если он получит человеческую форму, он родится в неблагоприятных условиях. У него будет плохая судьба, например, плохое здоровье, отягощенная наследственность, скверные родители. Ему будет трудно в жизни, он ничего не добьется и будет неудачником.

Это плохая карма - были созданы причины и проявятся следствия. Поэтому нужно всегда размышлять над основами: закон кармы, драгоценное человеческое рождение, непостоянство, страдания. Четыре осознанности нужно сделать фундаментом, и над ними следует размышлять всю жизнь, все больше и больше утверждаться в понимании закона кармы и других основ. Потому что если таких основ нет, существует опасность, что к Ануттара-тантре, йоге осознавания (Джняна-йоге) мы можем отнестись поверхностно.

Мы не сумеем глубоко встать на этот путь и проведем свою жизнь впустую. В таком случае, лучше вообще не знать учение Ануттара-тантры, а просто поклоняться в храмах, накапливая заслуги, очищая и очищая себя, не расслабляясь. Когда же основ нет, есть такая опасность - впасть в расслабленность. Например, думать: «Я уже Брахман, значит, мне не надо работать над собой, не надо накапливать заслуги, коль я уже совершенен». Т

Акая неглубокая утвержденность в переживании Брахмана никого не спасала. Другими словами, тот факт, что вы следуете пути Адвайта-Веданты, не должен отменять так называемый «страх Божий».

Под «страхом Божьим» имеется в виду не скукоженность ума, а пронзительная бдительность, присущая именно святым. Святым (и адвайтистам, и буддистам, независимо от традиции) всегда присуща пронзительная бдительность. Бдительность по отношению к чему? К себе, разумеется, к своим качествам, чертам, бдение себя каждую секунду.

Они отвечают за каждое свое слово, за каждый свой поступок. Они не дают спуску себе, не дают спуску своему эго, а если они видят свой эгоизм, то всегда его усмиряют.

Истинный адвайтист - это тот, кто обладает такой пронзительной бдительностью, потому что поверхностный подход никого не освобождает. Поэтому хороший монах или ученик-мирянин каждый день размышляет на эти темы, не должно быть ни дня, чтобы мы не подумали о законе кармы, драгоценном человеческом рождении, непостоянстве, страданиях. Такие размышления для нашего ума как холодный душ, всегда отрезвляют.

«Смешанные кармы приносят смешанные результаты.


1. Ум в некоторых отношениях очищается, а в других оскверняется».

Очень важно, чтобы каждый день мы наблюдали, в каких состояниях наш ум очищается, а в каких оскверняется. Эта бдительность должна касаться ума. Полезно, особенно начинающим практикующим, вести дневник садханы, отмечая в течение суток (например, вечером), в каком состоянии находился его ум, насколько он был чист или насколько он был чем-то осквернен.

Даже пребывая в таком святом месте как монастырь, очень важно так строить свою жизнь, взаимоотношения и служение, чтобы ум не осквернялся, чтобы накапливались только позитивные, чистые причины.

В жизни достаточно поводов, чтобы накопить чистые причины и очистить свой ум, и чтобы его загрязнить или осквернить. Но у нас есть свобода воли и выбора, и только мы властны над тем, куда поворачивать наш ум каждую секунду. Хороший садху всегда поворачивает ум в ту сторону, чтобы его ум только очищался. Даже если, как нам, кажется, где-то есть какие-то оскверняющие вещи или ситуации, все зависит, в первую очередь, от установки нашего ума.

Допустим, мы думаем: «Вот какой нехороший человек», если мы так думаем, то наш ум оскверняется. А если мы его видим в чистом видении, наш ум очищается. Мы можем подумать: «Какое мне дело, какой этот человек? Моя задача ведь за своим умом следить, и моя задача так жить, чтобы я мог на следующую жизнь накопить заслуги. Может, я в следующей жизни этого человека вообще не увижу и не вспомню. Тогда зачем мне нужно из--за этого человека осквернять свой ум?».

Если мы так подумаем, то логически придем к выводу: лучше уж нам занимать позицию чистого видения, потому что впадать в оскверняющее видение себе дороже, даже с точки зрения эгоистичных мотивов.

«2. Душа некоторое время страдает в аду, а потом наслаждается в райских сферах.

3. Затем, как правило, душа снова рождается в человеческом облике . Некоторые ученые и философы считают, что первой ступенью эволюционной лестницы являются минералы, а уже из них происходят растения. Однако минерал не способен к эволюции. Минералы - это неорганическая материя, которая непригодна для обитания дживы. Заявления современных теософов о том, что в каждой песчинке содержится Дживатма, в корне неверно и противоречит утверждению священных писаний».

«В писаниях ясно сказано, что джива может иметь тело одного из четырех видов: джанаджа (тело млекопитающего), андаджа (тело, рожденное из яйца), сведаджа (тело, рожденное из пота, то есть тело насекомого) и убхиджа (тело, рожденное из земли, то есть тело растения)».

Итак, если мы понимаем закон кармы и принцип реинкарнации, то мы всегда очень бдительны в отношении поступков и в отношении состояний своего ума, поскольку поступки и состояния ума определяют место нашей следующей реинкарнации. Для тех, кто не обрел совершенства, контроль над перерождением утрачивается. Такие люди подобны стреле, которую выпустили наобум, она куда--нибудь прилетит и куда--нибудь упадет. Джняни можно уподобить стреле, которая летит точно в цель, которая наводится на цель. Но тот, кто джняной не обладает - это стрела, которая в промежуточном состоянии летит куда-нибудь, и груз прошлого опыта влияет на ее направление.

Если человек процветает, у него есть все, или почти все, то часто о таком человеке говорят — у него
Про человека невезучего обычно говорят, что у него плохая карма .

Откуда же берется или плохая карма ?

Оказывается, что человек сам выбирает свою карму.

Закон кармы помогает нам научиться различать, где добро и где зло и в будущем делать правильный выбор. И это означает, выбрать как жить в будущем!

И точно также, то, что я считаю плохим для себя, другой человек может считать не таким плохим или даже хорошим.

Это относительное понимание добра и зла. И такое понимание существует даже несмотря на закон кармы, так как у нас, всегда есть свободная воля.

Но, если мы говорим о «космосе», то есть об упорядоченной системе, в которую мы все помещены, тогда наверняка должно существовать нечто, такое как космический масштаб добра и зла, истины и лжи, иначе бы система не работала.
И тогда бы не было такого понятия, как или плохая карма .

И этот космический масштаб действительно есть, и он очень подробно описывается в соответствующих книгах о карме, главным образом в санскритских индийских текстах.

Следовательно, есть действия, которые с космической точки зрения являются для человека правильными, хорошими и желательными.

Человека даже побуждают к этому: поступай таким образом – это !

Необходимость выполнять некоторые из этих действий очевидна для многих, и этому же учит каждая религия.

Например, любовь к ближнему, без сомнения, является одним из основных требований, предъявляемых к человеку.

И такие действия, как помощь другим людям, несомненно, приводят к хорошей, благочестивой карме !

С другой стороны, есть действия, которые с космической точки зрения не являются хорошими.

Такие действия приводят к страданиям или другими словами к плохой карме .

Например, плохо убивать кого-либо или совершать ненужное насилие.

Существует космический критерий для каждой ситуации.

Учение о карме говорит, что в действительности существует такое понятие, как космическая этика — учение о правильном и неправильном.
И благодаря изучению закона кармы каждый можем научиться отличать одно от другого.

Из прошлых статей вы узнали, что наше страдание является следствием действия, которое мы пожелали, захотели, на которое мы решились и которое потом также выполнили.

Мы прошли все эти фазы кармы, и сейчас пожинаем соответствующее страдание.

Но если я сейчас бы спросил Вас: «Кто хочет страдать?»

Что бы Вы ответили?

Никто не хочет идти сознательно на страдания.

Но кто из Вас может сказать, что он или она никогда не страдали, ни на грубом уровне, ни на тонком?

Очевидно, что мы находимся во власти высших законов, которые иногда навязывают нам вещи, которые мы в данный момент совершенно не желаем.

Наше единственное объяснение этому чаще всего такое: я это не знал. Я просто не знал, что это действие имеет такое последствие. Об этом мне никто не говорил. Я не думал, что это плохая карма .

Иногда человек реагирует таким образом: «откуда я знал, я просто лишь выполнил определенное действие, например, я кому-то причинил боль, и я думал, что это все же никто не заметит, что это не так заметно. Или я солгал и обманул. Но мне никто не говорил, что я потом тоже столкнусь с теми же самыми вещами, что я тоже буду должен страдать из-за них».

Аргументирующий таким образом человек все равно уже страдает от последствий кармы.

Но благодаря этому, у человека появилась возможность задуматься, почему со мной случились эти вещи. У человека появляется шанс наверстать пропущенный урок, выучить его.

Карма — это обучающий процесс. Кармические реакции всегда являются стимулом выучить что-то.

Любое страдание, которое мы испытываем, любая судьба, выпадающая на нашу долю, – в первую очередь, это относится, конечно, к несчастной судьбе – является для нас сигналом выучить что–то, наверстать пропущенный урок, и выбрать Здесь и Сейчас правильное.

Следовательно, изучая законы кармы, мы учимся различать: «А — это плохое действие. Это я не знал, хорошо, что сейчас знаю. И я буду пытаться не выполнять в будущем это действие, не культивировать эти желания». И также: «А — это хорошее действие, которое приведет к тому, что я смогу достигнуть моей цели. Поэтому я буду концентрироваться на таких действиях».

Таким образом мы можем научиться делать правильный выбор. Что в свою очередь приведет к хорошей карме .

Собеседник: Если Бог любит всех нас, Своих детей, почему существует такое неравенство, почему так много больных людей и инвалидов?

Учитель: Точно такой же вопрос задают многие миллионы так называемых христиан, атеистов и просто людей, вне зависимости от их мировоззрения. Однако, к сожалению, люди не получают на него удовлетворительного ответа. Многие так называемые христианские учители, у которых, на самом деле, нет ответа на этот вопрос, пытаются отвечать: «Мы не можем понять промысла Божьего. Это испытание. Такова воля Бога», и т.д. Поскольку они не принимают переселения души и не понимают науки о реинкарнации и карме, они не могут дать удовлетворительного ответа на этот вопрос. В действительности же ответ довольно прост.

Собеседник: И каков же он?

Учитель: Если вы понимаете, что существует закон кармы: «Что посеешь, то и пожнёшь», вы можете понять, каким образом ваше процветание или неблагополучие связаны с вашей прошлой деятельностью. Это не произвольное решение Бога - сделать вас бедным, а другого - богатым, сделать ваше тело больным, а тело вашего соседа - здоровым, и т.д. Не Бог делает это, а вы. Бог просто установил законы, согласно которым ваша судьба - в ваших руках. Если вы теперь страдаете от того, что родились с одной ногой, вы можете смотреть на это двояко. Вы можете считать, что в этом виноваты вы сами, или вы можете винить в этом Бога. Если вы не понимаете, что существовали прежде этого тела, вы должны будете прийти к выводу, что в этом виноват Бог. В конце концов, если вы полагаете, что ваша жизнь началась с появлением этого тела, то вы спросите: «Как это так? На каком основании Бог мог поступить так со мной? Я ничего не сделал».

Собеседник: Я бы решил, что это несправедливо.

Учитель: Да, именно к такому выводу вы придёте, если не понимаете, что существовали прежде и что всё, что вам приходится терпеть сейчас, это просто результат вашей прошлой деятельности. Это означает, что всё, что вам теперь приходится пожинать, вы когда-то посеяли. Иисус не сказал: «Что ты посеешь, то пожнёт кто-то другой» - или: «Что ты пожинаешь теперь, ты никогда не сеял». Он сказал: «Что посеешь, то и пожнёшь». Поэтому дело не в том, что Бог несовершенен или что Он не любит вас, а в том, что вы сделали что-то, чего вам не следовало делать, и должны за это платить. И если вы не поймёте эту истину, что за свою судьбу отвечаете именно вы, то, в конечном счёте, свалите вину на Бога. К сожалению, вы можете даже дойти до того, что будете считать Бога существом очень могущественным, но равнодушным и лишённым чувства справедливости.

Собеседник: Поэтому людям опасно не понимать этих фактов, касающихся кармы, реинкарнации и т.д.?

Учитель: Да. Они могут не только обижаться на Бога, но даже стать атеистами, полностью отвергающими Его существование. Поэтому должно быть понимание той реальности, что ваше положение - результат ваших собственных поступков. Это ваша вина. Именно вы своей прошлой деятельностью создали своё нынешнее существование. А своей нынешней деятельностью вы готовите своё будущее.

Карма: формирование тонкого тела

«Карма» означает «действие». Именно действия человека формируют определённый тип его сознания. Материальные действия также создают реакции, в результате которых личность получит удовольствие или испытает страдание в своём следующем теле.

Своими действиями, кармой, человек может развить совершенное сознание Бога. Но это должны быть особые действия, называемые преданным служением. Действия, выполняемые в любовном служении Богу, - карма-йога, или бхакти-йога, - не материальные действия. Такая деятельность не имеет материальных последствий (не оставляет следов в тонком теле). У того, кто достиг совершенного сознания Бога, нет тонкого материального тела - ему не полагается испытать никаких кармических последствий, и у него нет никаких материальных желаний и привязанностей. Оставив нынешнее грубое тело и не будучи покрытым никакой материальной энергией, он возвращается в царство Бога.

Обычно же под кармой подразумевают материальные действия - те, что совершаются ради наслаждения их плодами. Такие действия создают кармические последствия и формируют определённый тип материального сознания. Например, действия человека могут сформировать животное сознание. Развившая такое сознание душа получает тело животного. «Что посеешь, то и пожнёшь». Если вы сеете семя животной жизни - живёте и действуете подобно животному или привязаны к форме животного - вы разовьёте тонкое тело животного. Стоит этому тонкому телу развиться, и оно начнёт вести себя как семя, из которого вырастет грубое тело животного.

Как формируется сознание животного? Многих людей интересует только то, что интересует животных, - еда, сон, секс и самооборона. Наша материалистическая цивилизация учит людей, что личность - материальное тело. А когда люди отождествляют себя со своим телом, они пытаются быть счастливыми, просто служа своим телам, своим чувствам. Но такая жизнь нисколько не отличается от жизни животных. Такая животная жизнь создаёт животное сознание, которое в будущем приводит к воплощениям в животных формах.

В конце 70-х или начале 80-х Конгрессу США был представлен отчёт, в котором сообщалось, что значительное и всё возрастающее число людей периодически вступают в половые отношения с животными - особенно собаками и свиньями. Говорилось даже о единственной специализированной компании в Лос-Анджелесе, разводящей собак специально для продажи женщинам в качестве половых партнёров. Отчёт также содержал фотоснимки такого скотства, включая женщину, лижущую половой орган хряка. Эти люди, вне всякого сомнения, культивируют сознание собаки, сознание свиньи - сознание животного.

Конечно, не только те, кто занимается скотскими актами с животными, культивируют сознание животного. Те, кто ведёт себя подобно животным с другими людьми, также реинкарнируют в качестве животных. Свиньям в Индии, наслаждающимся запахом и вкусом испражнений, нравится лизать анусы и влагалища. Люди, которые лижут влагалища, пенисы и анусы и центром всей жизни которых является сексуальное наслаждение, без сомнения, развивают тонкое тело животного. И Бог даст им то, что они хотят. Такие люди погрязли в невежестве, мрачнейшей преисподней страдания. Однако для них, как и для свиней, невежество - блаженство.

Другие стремятся к более возвышенным чувственным удовольствиям, но им всё равно придётся родиться в низших формах жизни. Например, тот, кто очень привязан к дельтапланеризму, может получить в следующей жизни тело птицы. То, чем он занимается сейчас, ведёт к развитию желания быть птицей. Всю неделю он с нетерпением ждёт выходных, чтобы заняться дельтапланеризмом. Он очень привязан к ощущению, которое испытываешь, взлетая с холма или вершины горы и скользя по воздушным потокам. Увидев чайку, парящую над головой, или ястреба, он думает: «Как бы мне хотелось оставаться в воздухе так же долго. Как бы мне хотелось научиться выполнять этот манёвр. Как жаль, что мне всегда приходится так скоро спускаться на землю. Чайка по-настоящему счастлива». Он завидует удовольствию чайки. Его желание наслаждаться ощущениями чайки так велико, что он готов брать на себя эти бесконечные хлопоты просто ради того, чтобы иметь возможность летать и чувствовать, как ветер обдувает его щёки. Его желание так велико, что он готов проехать много километров по бездорожью, дотащить свой дельтаплан до вершины холма, затем натянуть свои «крылья» и т.д. - и всё ради наслаждения ощущением полёта. Когда он в обществе друзей, они только и говорят, что о дельтапланеризме: где лучше горы, сколько им удалось пробыть в воздухе, и т.д. Их ум настолько погружён в полёты, что начинает напоминать ум птицы. Они думают и даже говорят, что их человеческие тела недостаточно хороши - не созданы для того наслаждения, которое они хотят испытывать. «Разве не было бы здорово, если бы мы могли летать без своих дельтапланов?» «Если бы только наши руки были крыльями!» «Как жаль, что мы были созданы без крыльев!» Эта проблема, несомненно, будет решена в их следующей жизни! Им больше не придётся тащить свои крылья вверх по холмам и натягивать их. Вместо этого они родятся с крыльями.

Подобным же образом, те, кто слишком привязан к подводному плаванию, сёрфингу или чему-то другому, связанному с водной стихией, родятся дельфинами, акулами или другими водными существами. Аквалангист, который в этой жизни должен натягивать свой подводный костюм «тюленья кожа», ласты, акваланг и т.д., не будет больше покупать всё это в магазине спорттоваров. Природа даст ему тело в соответствии с его желаниями.

Разумеется, это не значит, что всякий, кто занимается подводным плаванием или дельтапланеризмом, обязательно родится рыбой или птицей. Дело в привязанности - насколько сильно такое наслаждение и насколько важное место в жизни оно занимает. Один серфингист однажды сказал: «Как бы мне хотелось никогда не выходить из воды. Я бы хотел просто всё время оставаться там». Он, возможно, не знает, что находится в очень опасном положении, определённо развивая тело существа, живущего в воде.

Также если человек своими действиями культивирует эмоциональную привязанность к определённой нечеловеческой форме (например, кошке или собаке), он должен будет пожать плоды такой привязанности. Миллионы людей в мире так одиноки или глупы, что отдают свою любовь собакам и кошкам вместо Бога. Такой человек всё время смотрит на свою собаку, думает о ней, кормит её, думает, чем бы порадовать свою собаку, разговаривает с ней. «О, посмотри-ка на это, мальчик! М-м-м!» Они общаются лицом к лицу: «М-м-м, м-м-м!» - лижутся, лижутся. «Ах, хороший мальчик! Ах!» - обнимает свою собаку, доверительно разговаривает с ней, считает, что она его лучший друг.

Есть поговорка: «Собака - друг человека». Многие из этих людей называют себя христианами. К сожалению, они забыли учение Иисуса Христа: Бог - друг человека.

Некоторые люди даже становятся похожими на своих собак. Это происходит потому, что тонкое тело влияет на грубое. Действиями своего грубого тела они развивают сознание собаки, которое, в свою очередь, может начать тонким образом влиять на внешний вид их грубого тела. Проводятся даже конкурсы - кто из собак и их владельцев больше всего похожи друг на друга. Так своими действиями люди культивируют сознание собаки и прокладывают путь к своему рождению собаками.

Если внешняя деятельность человека материалистична, тонкое тело ещё больше наполняется материальными желаниями и привязанностями. Тонкое материальное тело затем влияет на грубое материальное тело - как в настоящем, так и в будущем, после смерти. Это создаёт порочный круг.

Если мы понимаем это, мы легко можем осознать, почему так трудно выбраться из колеса повторяющихся рождений и смертей. Наше тонкое тело, полное желаний, ставит нас на путь чувственного удовольствия. Деятельность чувств, в свою очередь, порождает новые желания. Это можно сравнить с вечным двигателем: в тонком теле есть определённые желания - грубое тело приводится в действие, чтобы удовлетворить эти желания. Пока грубое тело действует, пытаясь исполнить желания ума, оно воспринимает и созерцает новые объекты чувств, которые запечатлеваются в уме. Это создаёт новые привязанности и желания или, по крайней мере, усиливает старые. Сформированное таким образом тонкое тело затем приводит в действие грубое тело, и так до бесконечности.

Кармическая реакция. «Хорошая» и «плохая» карма

Материальные действия, совершаемые личностью в этом теле, также создают кармические реакции, которые записываются в её тонком материальном теле (линга-шарире). Кармические реакции - это последствия действий личности, которые она должна будет испытать в будущем - в следующих жизнях, а иногда даже и в этой жизни - в виде удовольствия или страдания, согласно .

«Хорошая карма» означает хорошее действие, а «плохая карма» - плохое действие. Хорошая карма ведёт к хорошей кармической реакции, плохая карма - к плохой кармической реакции. «Хорошее» и «плохое» здесь понимаются в материальном смысле, не в трансцендентном.

Например, если человек в этой жизни помогает другим наслаждаться материальным удовольствием, совершая какой-нибудь хороший, благотворительный поступок - открывает больницу, обучает бедных детей или раздаёт пищу, - то эта хорошая карма учитывается Господом. К концу жизни человек приходит с определённым количеством «баллов» добрых дел - «хорошей кармы», записанной на счету в его «кармическом банке».

Если же человек (это может быть тот же человек, что и в предыдущем примере) совершает «плохую карму» - деятельность, причиняющую физическую боль или любое страдание другим живым существам, - то эта плохая карма также учитывается Господом. В будущем такой человек должен будет выплатить «кармический долг» ценой собственных страданий. Плохая и хорошая карма - это как два отдельных счёта, которые не погашают друг друга.

После смерти личность получает новое тело в соответствии со своим складом ума и причитающейся ей кармической реакцией, хорошей или плохой. Если у личности есть желание наслаждаться сексом, сексом и ещё раз сексом, Бог даст ей тело, которое предоставит ей эту возможность. Но если на её счету есть «плохая» кармическая реакция, в своём новом теле она также будет испытывать причитающееся ей страдание.

Личность с «хорошей кармой» на счету также может хотеть секса, секса, секса. Она тоже получит подходящее для такого занятия тело. Живя в этом теле, она получит в награду материальные удовольствия в точном соответствии с тем, что ей причитается.

На самом деле, это может быть одна и та же личность - обладатель хорошей и плохой кармы одновременно. Тот, кто страстно желает секса и у кого на хорошем и плохом кармическом «счету» накоплено определённое количество «баллов», будет попеременно испытывать в своём новом теле то удовольствие, то боль.

Таким образом, хотя Бог даёт личности грубое материальное тело в точном соответствии с тем, каким образом она хочет пытаться получать удовольствие, личность сама несёт ответственность за поступки, которые она совершает, находясь в этом теле. Поэтому она вынуждена страдать или получать удовольствие в качестве реакций на все свои корыстные, или материальные, действия. Такие действия относятся к сфере материального закона кармы.

Хорошая и плохая карма влекут за собой материальное удовольствие и боль. Все мы испытываем в своей жизни и то, и другое. Иногда мы счастливы, а иногда страдаем. Некоторые люди испытывают на земле большое удовольствие, но оно меркнет в сравнении с удовольствием обитателей райских планет. Другие очень страдают, но это страдание не идёт ни в какое сравнение с тем, которое приходится терпеть жителям адских планет.

Но что бы вы ни испытывали - удовольствие или боль - этот опыт обусловлен вашей прошлой кармой.

Кармическая реакция ограниченна. Тот, кто совершает добрые дела, получит за них лишь ограниченное количество материального удовольствия и только в течение ограниченного промежутка времени - в зависимости от того, сколько хороших «баллов» на его кармическом счету. То же самое относится и к плохой карме. Душа никогда не бывает брошена в ад навечно, как некоторые фанатики хотели бы заставить нас думать.

Так, движимая желанием испытывать те или иные материальные чувственные удовольствия, личность путешествует из одного тела в другое, то наслаждаясь, то страдая. Таким образом живое существо, духовное по природе, странствует по всему материальному миру. Положение живого существа прекрасно описано в Шримад-Бхагаватам:

Живое существо, находящееся в материальном мире и покрытое гуной невежества, становится то мужчиной, то женщиной, то существом третьего пола; то человеком, то полубогом; то птицей, то зверем, и так без конца. Так оно странствует в материальном мире и в зависимости от своих поступков, совершённых под влиянием гун природы, получает тела разных типов. Живое существо подобно голодному псу, который, в надежде на то, что его накормят, бродит от дома к дому. В одном доме волею судьбы (в соответствии с его кармой) его бьют и прогоняют, а в другом - дают немного еды. Так и живое существо, одолеваемое бесчисленными желаниями, скитается в материальном мире, по воле судьбы (в соответствии с кармой) рождаясь в различных формах жизни. Иногда оно оказывается на вершине жизни, а иногда - на дне, отправляясь то на райские планеты, то в ад, то на средние планеты, и так без конца.

Шримад-Бхагаватам, 4.29.29-31

Вопрос: Я могу понять, как духовные души в человеческих телах могут опуститься в животную форму жизни из-за своего животного сознания. Но как личность в животной форме получает человеческое тело? Вследствие хорошей кармы?

Ответ: Нет. Животные не создают кармических реакций. Только души в человеческих телах создают кармическую реакцию. Только находясь в человеческой форме жизни личность может приобрести хорошую или плохую карму, потому что только в человеческой форме жизни личность несёт ответственность за свои действия. Ключевое слово здесь - ответственность.

В человеческой форме жизни духовная душа создаёт хорошую или плохую карму, и в результате отправляется вверх или вниз. Но в материальной природе так устроено, что рано или поздно духовная душа обязательно снова получит человеческую форму жизни. Это происходит автоматически. Так устроено, что после того как, например, её плохая карма оплачена - после того как она провела определённое время в животных формах - духовная душа снова получает человеческое тело. Тогда у неё снова появляется возможность достичь самоосознания и таким образом выйти из колеса рождений и смертей.

Тема кармы очень обширна. Мы лишь вкратце затронули её. Подробнее о мы напишем в будущем.