Как помочь ребёнку адаптироваться в летнем лагере. Психологическая адаптация ребенка в условиях детского лагеря Психолого педагогическая программа адаптация детей в лагере

Программа для адаптации детей в летнем оздоровительном лагере.

ВВЕДЕНИЕ

Настойчивость, целеустремленность, удивление, окрыленность, любопытство в глазах детей, возможность подпрыгнуть от радости, от сознания, что это ТЫ такой умный, сообразительный – вот то, что хотим мы видеть в своих детях.

С помощью чего развивать в детях эти важнейшие качества и их составляющие? Таким очень эффективным средством издавна является игра.

Игра – дело серьезное. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре.

Игра – это путь к познанию ребенком самого себя, своих возможностей, способностей, своих пределов.

Игра – важное средство самовоспитания. В то же время игра – это азарт, интерес, поиск, неожиданные находки и открытия.

Игра – это способ познания окружающего мира. Играя, можно научиться преодолевать неудачи, достойно встречать поражения, расти и взрослеть.

Игра – любимое занятие детей. В игре часто и сложное становится доступным. Предложите детям игру, и она доставит радость и детям, и Вам, уважаемые наставники детей.

Система психологических тренингов ставит перед собой цель помочь детям и подросткам осознать свои ценности и установить приоритеты, стать более толерантными, гибкими и внимательными, испытывать меньше страхов, стрессов и чувствовать себя менее одинокими.

Независимо от специализации занятий: тренинг общения, самооценки и т.п. каждый из них ставит перед собой общие цели :

  • диагностика и исследование психологических проблем участников группы и оказание помощи в их решении;
  • улучшение субъективного самочувствия и укрепление психического здоровья;
  • развитие самосознания и самоисследования участников для коррекции или предупреждения эмоциональных нарушений на основе внутренних и поведенческих изменений;
  • содействие процессу личностного развития, реализации творческого потенциала, достижению оптимального уровня жизнедеятельности и ощущения успеха.

В условиях летних оздоровительных учреждений данный тренинг и сюжетно – ролевые игры можно реализовывать не только в виде тренинговых занятий, но и разрабатывать на их основе игровые вечера, оригинальные отрядные мероприятия, психологические тренинги для детей и подростков.

Размер группы.

Оптимальным количеством участников в группе считается 14 – 18 человек, но группа может быть и больше. 20 человек – максимальное число участников, при котором возможно создание атмосферы доверия. Любому человеку проще довериться небольшому числу людей. Атмосфера малой группы способствует более быстрому сближению участников и сплочению группы.

Продолжительность тренинга.

Продолжительность одного занятия не более 1,5 часов.

Зависит от целей данного занятия, от возможностей ведущего.

Правила группы.

Правила принимаются всей группой вместе с ведущим в самом начале работы. Они нужны для создания такой обстановки, чтобы каждый участник:

  • мог открыто высказываться и выражать свои чувства и взгляды;
  • не боялся стать объектом насмешки и критики;
  • был уверен в том, что все личное, что обсуждается на занятии, не выйдет за пределы группы;
  • получал информацию сам и не мешал получать ее другим.

З анятие 1

ЗНАКОМСТВО

Знакомство

Небольшая вступительная речь-диалог ведущего о целях занятия, его особенностях и т.п.

Упражнение «Ветер дует на…»

Процедура проведения . Со словами «Ветер дует на…» ведущий начинает игру. Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» - все собираются в одну кучку. «Ветер дует на того, у кого… есть сестра», «кто любит животных», «кто много плачет», «у кого нет друзей» и т.д.

Водящего необходимо менять, давая возможность поспрашивать участников каждому .

Упражнение «Дни рождения»

Процедура проведения. Участники молча строятся в шеренгу по дате своего рождения.

Ведущий: « Каждая группа, собираясь работать совместно, всегда договаривается о правилах работы, посмотрите на правила, написанные на доске. Какие правила можно принять сразу? Какие нужно изменить? Может быть, что-то нужно добавить?»

Примерные правила:

  1. Активная работа на занятии каждого участника.
  2. Внимательность к говорящему.
  3. Доверие друг к другу.
  4. Недопустимость насмешек.
  5. Не выносить обсуждение за пределы занятия.
  6. Право каждого на свое мнение.
  7. Правило ноль-ноль: начинать вовремя .

Разминка

Упражнение «Путаница»

Процедура проведения. Оно выявляет степень групповой сплоченности и настраивает участников на взаимодействие. Участникам предлагается совместно создать на полу 5 точек опоры, затем - 6, 7. Это простое задание. Решение его, как правило, тривиально: четыре точки опоры - это ноги двух участников, пятая - две соединенные руки. Далее «разогрев» продолжается в малых группах по шесть человек. Им предстоит объединиться и создать 4, 6, 9, 15 (16, 17) точек опоры на полу. После чего всем участникам предлагается встать в центре условного круга, придвинуться как можно ближе друг к другу, закрыть глаза и поднять обе руки вверх. Одной рукой нужно на ощупь найти пару. Другая рука остается свободной. Затем ведущий соединяет свободные руки таким образом, чтобы получилась «путаница». Участникам надо «распутаться» и образовать общий круг, не разрывая спонтанно образованные «связи» друг с другом. Это веселое упражнение замечательно настраивает на дальнейшую работу в группе, задает доброжелательный тон.

Упражнение «Зоопарк»

Процедура проведения. Все участники становятся лицом в круг. Одному из них предлагается стать водящим, он приглашается в центр круга. Задача водящего, называя в произвольном порядке определенных животных (слон, бегемот, крокодил, жираф), показывать пальцем на одного из участников, который становится центральной фигурой этого животного. Двое других ребят, стоящих по бокам от центральной фигуры помогают ему дополнить образ данного животного специальными жестами. Тот, кто замешкался или показал несоответствующий этому животному жест, становится водящим.

Основное содержание

Упражнение «Есть или нет»

Процедура проведения. Играющие встают в круг и берутся за руки, ведущий – в центре. Он объясняет задание: если они согласны с утверждением, то поднимают руки вверх и кричат «Да», если не согласны, опускают руки и кричат «Нет»!

Есть ли в поле светлячки?

Есть ли в море рыбки?

Есть ли крылья у теленка?

Есть ли клюв у поросенка?

Есть ли гребень у горы?

Есть ли двери у норы?

Есть ли хвост у петуха?

Есть ли ключ у скрипки?

Есть ли рифма у стиха?

Есть ли в нем ошибки?

Упражнение «Мышь и мышеловка»

Процедура проведения. Участники делятся на группы по 4-5 человек. Столько же водящих. Все в малой группе встают в круг и плотно прижимаются друг к другу ногами, бедрами, плечами и обнимаются за пояс – это мышеловка или сеть. Водящие – в кругу. Их задача – всеми возможными способами вылезти из мышеловки: отыскать «дыру», уговорить кого-то раздвинуть играющих, найти другие способы действий, но выбраться из создавшейся ситуации.

Взрослый следит, чтобы ноги «мышеловки» не пинались, не делали больно мышке. Если взрослый замечает, что мышонок загрустил и не может выбраться, он регулирует ситуацию, например, «Давайте все вместе поможем мышонку, расслабим ножки и руки, пожалеем его»

Упражнение «Кочки»

Процедура проведения. Листочки бумаги раскладываются на полу на расстоянии, которое можно преодолеть в прыжке с некоторым усилием. Играющие «лягушки», живущие на болоте. Они запрыгивают на листочки соседей и квакают: «Ква-ква, подвинься!» Если двум лягушкам тесно на оном листочке, то одна из них прыгает дальше или сталкивает в «болото» соседку, и та ищет себе новую кочку.

Если между «лягушками» дело доходит до серьезного конфликта, ведущий помогает найти выход.

Упражнение «Дракон»

Процедура проведения. Все участники встают в линию, держась за плечи. Первый участник – «голова дракона», последний – «хвост». Голова должна дотянуться до хвоста и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.

Рефлексия

Занятие 2

ГОВОРЯЩЕЕ ТЕЛО

Разминка

Упражнение «На что похоже настроение?»

Процедура проведения. Участники по очереди говорят, на какое время года похоже их сегодняшнее настроение. Начать сравнения лучше взрослому: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе, а твое?». Упражнение проводится по кругу. Взрослый обобщает – какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое и т.д.

Упражнение «Дотронься до…»

Процедура проведения. Ведущий выкрикивает: «Дотронься до… синего!» Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого цвета. Цвета периодически меняются, кто не успел – ведущий.

Ведущий следит, чтобы дотрагивались до каждого участника.

Упражнение «Поварята»

Процедура проведения. Все встают в круг – это кастрюля. Сейчас будем готовить суп (компот, винегрет, салат). Каждый придумывает, чем он будет (мясо, картошка, морковка, лук, капуста, петрушка, соль и т.д.). ведущий выкрикивает по очереди, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя впрыгивает в круг, следующий, прыгнув, берет за руки предыдущего. Пока все «компоненты» не окажутся в круге, игра продолжается. В результате получается вкусное, красивое блюдо – просто объедение.

Основное содержание

Упражнение «Запрещенное движение»

Процедура проведения. Ведущий показывает, какое движение делать нельзя. Затем выполняет разные движения руками, ногами, телом, головой, лицом, неожиданно показывая запрещенное. Кто повторил, становится ведущим, прибавляя еще одно, свое запрещенное движение. Игра продолжается дальше. Запрещенных может быть около 7.

Упражнение «Спиной в круг»

Процедура проведения. Ведущий: «Сейчас один из нас (это может быть доброволец или названный мной участник группы) повернется спиной в круг. После этого я предложу любому участнику описать внешний облик кого-то из нас: я покажу на того человека, которого надо будет описать, не называя его имени (ведущий может написать имя “объекта” описания на листке). Задача отвернувшегося понять, о ком идет речь».

Для усложнения упражнения можно запретить описание одежды, украшений.

В ходе упражнения в роли “узнающего” и в роли “дающего описание” могут побывать несколько человек. Упражнение направлено, с одной стороны, на развитие наблюдательской сензитивности, прежде всего той его стороны, которая касается способности запоминать зафиксированные во внешнем облике других людей признаки. С другой стороны, упражнение развивает умение находить специфическое во внешнем облике и точно его описывать.

Информация о невербальных сигналах в общении

Упражнение «Найди свою стаю»

Процедура проведения. Ведущий раздает участкам карточки с названиями животных (поросенок, котенок, утенок) таким образом, чтобы каждый не видел названия животных у остальной части группы. По команде ведущего все закрывают глаза и начинают издавать соответствующие звуки. Задача – найти своих собратьев. В ходе обсуждения обращается внимание на то, каким образом каждый ориентировался: ждал, когда его найдут или сам активно искал «стаю», издавая звуки.

Рефлексия

Занятие 3

УЗНАЙ МЕНЯ

Разминка

Упражнение «Бабочка - ледышка»

Процедура проведения. По кругу из рук в руки передается мячик, который в зависимости от инструкции то ледышка, то горячая картошка, то бабочка. Упражнение способствует развитию воображения, внимания к тактильным ощущениям.

Ведущему следует учитывать, что возможет всплеск агрессивности во время передачи «бабочки».

Упражнение «Бурундуки»

Процедура проведения. Ведущий на ухо называет каждого участника каким-либо животным. Все встают в круг, берутся за согнутые в локтях руки. Ведущий называет животное и соответствующий человек должен выпрыгнуть на середину, а группа не должна его пустить. Кульминация игры достигается, когда ведущий называет животное, которым названо большинство членов группы.

Основное содержание

Групповое рисование по кругу

Процедура проведения. На листе бумаги необходимо нарисовать незатейливую картинку или просто цветовые пятна, а затем передать эстафету следующему участнику для продолжения рисунка. В итоге каждый рисунок возвращается к своему первому автору. После выполнения этого задания обсуждается первоначальный замысел. Участники рассказывают о своих чувствах. Коллективные рисунки можно прикрепить к стене: создается своеобразная выставка, которая какое-то время будет напоминать группе о коллективной работе в «чужом пространстве». Данная техника может выявить сильные противоречия в групповом процессе, вызвать агрессивные чувства, обиды. Поэтому ведущий должен предупредить участников о бережном отношении к работам друг друга.

Упражнение «Живая скульптура»

Процедура проведения. Участники свободно стоят вместе. Ведущий предлагает одному ребенку выйти и принять какую-нибудь позу, в которой ему удобно стоять. Следующего участника просят присоединиться к нему какой-нибудь позой в том месте, где много свободного пространства, затем к ним в своей позе присоединяется третий, затем выходит осторожно из скульптуры первый и смотрит на общую композицию, а четвертый занимает любое пустое место в общей скульптуре и так далее. Тот, кто давно стоит, отходит, его место занимает следующий.

Ведущий выполняет роль скульптора в течение всего упражнения. Он следит, чтобы участники не застаивались в общей скульптуре и, выходя, обязательно смотрели на общую композицию, отслеживая, на что она похожа .

Упражнение «Словесный портрет»

Процедура проведения. Каждому участнику группы выдается карточка с именем кого-либо из членов группы. нужно сесть в специальное кресло и рассказать об этом человеке от первого лица, но не называя по имени. Остальные должны догадаться, о ком идет речь.

Ведущему следует учесть, что ребятам бывает трудно давать положительные характеристики, поэтому если кто-то из участников начал с негатива, следует его попросить все-таки начать с хорошего.

Упражнение «Строим цифры»

Процедура проведения. Играющие свободно двигаются по помещению. По команде ведущего: «Я буду считать до 10, а вы за это время должны выстроить все вместе из себя цифру 1 (2,3,4,5 и т.д.)», - дети выполняют задание.

Если дети справляются с заданием быстро, то можно считать быстрее, то есть сократить время построения.

Рефлексия

Занятие 4

СЛАДКОЕ СЛОВО

Разминка

Упражнение «Ворона»

Процедура проведения. Ведущий стоит в центре круга, приговаривает и имитирует полет вороны и ощипывание крыльев:

«Ворона сидит на крыше,

Ощипывает она свои крылышки.

Сирлалала, сирлалала!»

Затем очень быстро и неожиданно:

«А кто раньше сядет?»

Затем:

«А кто раньше встанет?»

Кто опоздал выполнить команду – выбывает из игры.

Упражнение «Гнездышко»

Процедура проведения. Участники присели в кругу, взявшись за руки – это гнездышко. Внутри сидит птичка. Снаружи летает еще одна птичка и дает команду: «Птичка вылетает!». Гнездо рассыпается и все летают, как птицы. Водящий командует: «В гнездо!». Опять приседают. Кто не успел – водящий.

Основное содержание

Упражнение «Найди друга»

Процедура проведения. Одной половине участников завязывают глаза, дают возможность походить по помещению и предлагают найти и узнать друг друга. Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Затем, когда друг найден, игроки меняются ролями.

Упражнение «Комплименты»

Процедура проведения. Сидя в кругу все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!». Затем он дарит комплимент своему соседу, упражнение проводится по кругу.

Важно помнить, что некоторые дети не могут сказать комплимент, им необходимо помочь. Можно вместо похвалы просто сказать «вкусное», «сладкое», «цветочное», «молочное» слово.

Если ребенок затрудняется сказать комплимент, не ждите, когда загрустит его сосед, скажите комплимент сами.

Упражнение «Скоростное путешествие»

Процедура проведения. Участники группы стоят по кругу. Ведущий: «Сейчас мы будем ходить по комнате. Сначала я, а потом тот из нас, чье имя я назову, предложит ситуацию, в которой каждый попробует себя представить, постарается в нее включиться и осознать те чувства, состояния, которые при этом возникают, итак, я начну: мы идем по густой чаще леса...

Далее через каждые двадцать-тридцать секунд ведущий называет имя следующего члена группы. После завершения упражнения можно задать вопросы: “Какие состояния у вас возникали в разных ситуациях?”, “В какой из предложенных ситуаций вам было легче всего себя представить, в какой - сложнее?”

В ходе обсуждения имеет смысл обратить внимание на следующие моменты:

  • одна и та же ситуация вызывает у разных людей очень разные, порой полярные состояния;
  • люди обладают разной способностью переходить от одного состояния к другому, и эту способность можно развивать;
  • легче представить себя в тех ситуациях, которые чаще всего встречались в жизни;
  • воспроизведение характерных для той или иной ситуации жестов, походки или позы облегчают погружение в нее, осознание специфических состояний и чувств, которые в ней возникают.

Примеры ситуаций, предложенных участникам:

  • спешим в театр,
  • оказались на приеме у английской королевы,
  • идем по лесу, где очень много комаров,
  • ходим по картинной галерее,
  • в магазине пробираемся в толпе к прилавку,
  • идем по узкой тропинке

Упражнение «Поменяйтесь местами»

Процедура проведения. Ведущий: «Сейчас я скажу “раз”, и мы все закроем глаза, а на счет “два” встанем и, не открывая глаз, поменяемся местами. Каждый должен найти себе новое место, при этом нельзя садиться на стулья, которые находятся сейчас слева и справа от вас. Во время выполнения задания я буду следить за безопасностью ваших перемещений. Итак, “раз” (пауза), «два».

Если всем удалось самостоятельно найти новое место, ведущий может предложить сделать еще одну попытку.

Упражнение требует от участников ориентации на тактильные и звуковые сигналы. Кроме развития взаимодействия сенсорных каналов, оно дает хороший групповой эффект, способствует сплочению группы и увеличению доверительности групповой атмосферы.

Модификация

Ведущий: «На счет “раз” каждый, сидя на своем месте и молча, выбирает себе пару. На счет “два” мы все закрываем глаза, встаем и находим свою пару. Открыть глаза можно только после моей команды».

Ведущий следит за ходом упражнения и дает команду открыть глаза только после того, как все пары объединились

Рефлексия

Занятие 5

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Разминка

Упражнение «Олени»

Процедура проведения. Участники образуют два круга (внешний и внутренний), встают лицом друг к другу. Ведущий спрашивает: «Вы когда-нибудь видели, как здороваются олени? А хотите узнать, как они это делают?». Это целый ритуал: правым ухом вы третесь о правое ухо своего партнера, затем левым ухом о левое ухо партнера, а в завершении приветствия нужно потопать ногами! После этого внешний круг смещается на одного человека, а церемония повторяется. Передвижение повторяется до тех пор, пока все участники не «поздороваются» друг с другом, как олени, и не займут свое исходное положение.

Если ведущий замечает, что группа достаточно разрозненна или в ней затруднены телесные контакты, то данное упражнение необходимо заменить.

Упражнение «Рычи лев, рычи, стучи поезд, стучи»

Процедура проведения. Ведущий говорит: «Все мы – львы, большая львиная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче рычит. Как только я скажу: «Рычи, лев, рычи!», пусть раздается самое громкое рычание» .

«А кто может рычать еще громче? Хорошо рычите, львы». Нужно попросить детей рычать как можно громче, изображая при этом львиную стойку.

Затем все встают друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящего. Это – паровоз. Он пыхтит, свистит, колеса работают четко, в такт, каждый слушает и подстраивается под соседей. Паровоз едет по помещению в разных направлениях, то быстро, то медленно, то поворачивая, то изгибаясь, издавая громкие звуки и свист. Машинист на станциях меняется. В конце игры может произойти «крушение», и все валятся на пол.

Основное содержание

Упражнение «Зеркало»

Процедура проведения. Детям предлагается представить, что они вошли в магазин зеркал. Одна половина группы – зеркала, другая – разные зверушки.

Зверушки ходят мимо зеркал, прыгают, строят рожицы – зеркала должны точно отражать движения и выражение лиц зверушек .

Упражнение «Ужасно-прекрасный рисунок»

Процедура проведения. Участникам раздается по листу бумаги и одному фломастеру. Предлагается нарисовать «прекрасный рисунок». После чего рисунок передается соседу справа и тот делает из полученного рисунка в течение 30 секунд «ужасный рисунок» и передает следующему. Следующий участник делает прекрасный рисунок. Так проводится весь круг. Рисунок возвращается хозяину и упражнение обсуждается.

Упражнение «Смешной рисунок»

Процедура проведения. Лист ватмана прикрепляется к стене. Играющие выстраиваются в одну линию. Ведущий завязывает первому глаза, подводит его к «мольберту», дает в руки фломастер и говорит, что сейчас все будут рисовать одну корову, слона, зайца, принцессу и т.д.

Все по очереди подходят с завязанными глазами и дорисовывают недостающие детали. Получается очень смешная картина.

Упражнение «Секрет»

Процедура проведения. Всем участникам ведущий раздает по «секрету» из красивого сундучка (пуговицу, бусинку, брошку, игрушку из киндер-сюрприза и т.п.), кладет в ладошку и зажимает кулачок. Участники ходят по помещению и, разъедаемые любопытством, находят способы уговорить каждого показать ему свой секрет.

Ведущий следит за процессом обмена секретами, помогает наиболее робким найти общий язык с каждым участником.

Рефлексия

Завершающий круг (подведение итогов)

Заполнение анкет

Сюжетно – ролевые игры.

Упражнение «Немое кино».

Необходимое время: 40 минут.

Цель: расширение сенсорного осознания, развитие межличностного доверия, лучшее знакомство и возможность экспериментирования с вербальным и невербальным общением. Можно использовать на ранних стадиях развития группы.

Процедура проведения Участники группы садятся полукругом. Перед ними в центре стоит стул.

Инструкция: Сейчас на этот стул по очереди будут садиться некоторые из нас и “говорить” по воображаемому телефону. При этом они не будут произносить ни одного слова вслух. (Предварительно ведущий договаривается с 3-4 участниками группы. Одного из них ведущий просит “поговорить” по телефону с ребенком младшего возраста, другого - с учителем, третьего - с другом или любимым человеком и т.д.) Наша задача постараться понять, с кем и о чем идет разговор.

Каждый разговор длится около минуты. После этого ведущий просит наблюдавших высказать предположения, с кем и о чем говорили. На следующем этапе обсуждения ведущий может задать вопрос: “На какие признаки вы ориентировались, определяя, с кем разговаривала (например) Таня?” С этим вопросом лучше обратиться к тем участникам группы, которые дали правильные ответы на первом этапе обсуждения.

Во время обсуждения, как правило, обнаруживается, что основным ориентиром для определения того, с кем “разговаривает” человек, были его состояния, идентифицируемые с помощью наблюдения за невербальными, прежде всего мимическими проявлениями.

Упражнение «Наблюдатель»

Необходимое время: 40 – 60 минут.

Процедура проведения. Для проведения упражнения необходимы карточки, на которых написаны имена участников группы. Ведущий: «Сейчас я дам каждому карточку, на которой написано имя одного из участников группы (ведущий раздает карточки). Посмотрите на свои карточки так, чтобы никто не видел, чье имя на ней написано. Далее, вам надо будет сделать следующее: на счет “раз” (считать буду я) вы начинаете незаметно наблюдать за человеком, чье имя написано на карточке; при этом, не переставая вести наблюдение, каждый время от времени, но не очень часто, делает два каких-нибудь выбранных заранее движения: например, качает головой, потирает руки и т.д. Когда я скажу “два”, а это произойдет через три минуты, вам надо быть готовым к ответу на два вопроса: “Кто наблюдал за вами?”, “Какие два движения делал человек, за которым вы наблюдали?"».

Через три минуты ведущий обращается к одному из участников группы с вопросами, которые были сформулированы в инструкции. Сначала он спрашивает: «Кто наблюдал за тобой?» и, если ответ правильный, то следует второй вопрос - уже к наблюдателю, который должен ответить, какие два движения выполнял его подопечный.

Упражнение «Слепой, и поводырь»

Необходимое время: 1 час.

Процедура проведения. Участники разбиваются на пары. В помещении, где проходят занятия, расставляются стулья на расстоянии полутора-двух метров друг от друга.

Ведущий: «Один из участников пары закрывает глаза как-будто он слепой, а другой будет поводырем. Его задача провести партнера по комнате между расставленными стульями. (В некоторых случаях, если помещение, где проходят занятия, позволяет, можно предложить участникам группы выйти в коридор, спуститься - подняться по лестнице и т.д.) После того, как вы пройдете весь путь и вернетесь туда, откуда начинали, поменяйтесь ролями».

После того, как задание выполнено, ведущий может задать группе следующие вопросы:

  • Какие у вас были трудности в процессе выполнения упражнения?
  • Как вы себя чувствовали, когда были в роли слепого и в роли поводыря?
  • На что вы ориентировались, выбирая средства “управления” слепым? и т.д.

Первый из перечисленных вопросов дает возможность отвечающему отреагировать эмоциональную напряженность, которая могла возникнуть в ходе упражнения, а также сделать шаг на пути осознания тех своих качеств и особенностей поведения, которые могут затруднять взаимодействие с другими людьми.

Ответы на второй и третий вопросы позволяют перейти к обсуждению характера взаимодействия в паре, выявить те факторы, которые способствуют выбору подходящих средств взаимодействия: это прежде всего понимание и чувствование партнера. Бывает так, что один слепой говорит о том, что ему хотелось бы, чтобы им управляла более твердая рука, чтобы ему оставалось меньше свободы, а другой, наоборот, сообщает о том, что испытал дискомфорт от излишнего давления. За тем и другим впечатлением стоит непонимание со стороны поводыря, проявленное по отношению к ведомому.

Кроме того, отвечая на вопрос, участники развивают свою способность выражать вербально свои чувства и состояния, свои рефлексивные способности.

Упражнение «Таможня»

Необходимое время: 1 час.

Процедура проведения . Группа делится на пары. Если количество участников нечетное, ведущий также принимает участие в упражнении. Ведущий: «Сядьте так, чтобы каждая пара могла говорить, не мешая другим. Сейчас каждый по очереди расскажет своему партнеру пять коротких эпизодов, часть которых должна соответствовать действительности, а часть - нет. Как именно будут распределены истинные и ложные эпизоды, каждый решает сам. Те, кто сначала будет слушать, после каждого рассказанного эпизода сообщают рассказчику, соответствует ли он, по их мнению, действительности или нет. Когда все пять эпизодов прозвучат, поменяйтесь ролями».

Возможна модификация упражнения. Группа делится на таможенников и путешественников (1/3 - таможенники). Незаметно для таможенников ведущий передает монетку одному из путешественников. Это «контрабанда». Задача таможенников определить того человека, который везет «контрабанду». Они могут задавать вопросы всем уезжающим, беседовать с ними и на основании их невербальных сигналов «задержать», т.е. определить «контрабандиста». Осматривать и обыскивать путешественников запрещается.

При обсуждении упражнения выделяются признаки, на которые ориентировались слушавшие, делая заключение о правдивости рассказа.

Упражнение «Что это? Кто это?»

Необходимое время: 40 минут.

Процедура проведения. Участники делятся на группы по 4-5 человек и становятся полукругом так, чтобы у каждой было достаточно пространства для работы. Перед каждым полукругом ставится стул. Ведущий: «Сейчас все по очереди побывают в роли “слушающих”. “Слушающий” должен будет постараться услышать и понять все, что будет происходить за его спиной, в то время, как он сам будет сидеть на стуле перед своей подгруппой. Каждому “слушающему” дается три минуты. Остальные в это время будут совершать различные действия и по окончании их задавать “слушающему” вопросы о характере действия, о том, кто его исполнят и т.д». Например, после приседаний следует вопрос: “Что мы делаем?”, после манипуляций с листком бумаги - “Что это было?”, после тихого (шепотом) разговора двух участников группы - “Кто это был?” и т.д. Если слушающий ошибается, его надо поправить, рассказав ему, что было на самом деле.

В ходе обсуждения участникам могут быть заданы вопросы о действиях, которые они производили за спиной “слушающего”, о характере ошибок, о том, что понималось сразу же и о возникших трудностях.

Упражнение «Пум-пум-пум»

Необходимое время: 1 час.

Процедура проведения. Ведущий загадывает признак, которым некоторые участники группы обладают, а некоторые – нет. Это объективный признак, наличие или отсутствие которого однозначно могут признать все, например, какой-то элемент в одежде (шнурки на обуви, свитер и др.), украшения (серьги, кулон).

Каждый из участников по очереди задает вопрос: «А у меня есть пум-пум-пум?». Ведущий, который загадал, например, что «пум-пум-пум» будет кулон, отвечает тем, у кого сегодня есть кулон: «Да, у тебя есть «пум-пум-пум», - а тем, у кого нет кулона: «Нет, у тебя нет «пум-пум-пум». После этого группа должна решить, что же это за «пум-пум-пум». Например, участники могут объединяться в две подгруппы и внимательно посмотреть друг на друга.

Можно вначале загадывать «легкие «пум-пум-пум», вроде кулона или красного цвета в одежде, а затем более «трудные пум-пум-пум»: например, улыбку в тот момент, когда задает вопрос, получает ответ: «Да, у тебя есть «пум-пум-пум»; а тот ученик, кто в этот момент не улыбается, получает ответ: «Нет, у тебя нет «пум-пум-пум».

Для того, чтобы решить подобную задачу, участникам предлагается задавать открытые или пробные вопросы. Например,:

Если соединить все «пум-пум-пум», то, что получится?

Как ты относишься к моему «пум-пум-пум»?

Этот «пум-пум-пум» отражает личностные свойства?

Упражнение «Берлинская стена»

Необходимое время: 60 – 90 минут.

Материалы : веревка или достаточное количество стульев (5-7)

Процедура проведения. Комната перегораживается посередине стульями или веревкой (веревку одним концом держит ведущий, а другим концом привязывает к чему-нибудь в помещении; расстояние от пола 0,5 м.). Группе предлагается перебраться на другую сторону преграды. Если хоть один человек остается по другую сторону преграды или преграду задевают, все участники возвращаются обратно. Веревку, по решению ведущего, можно поднять на любую высоту. В зависимости от особенностей группы возможен вариант проведения игры в один или два этапа.

Т.е. «стена» может стать значительно выше и группе придется повторить штурм, чтобы вернуться обратно. Второй этап желателен, если в процессе знакомства и выработки правил, группа проявила разлад, соперничество, склонность к «навешиванию ярлыков». Завершив игру, ведущий вместе с участниками обсуждают стратегию решения проблемы или причину ее отсутствия. А также оговаривает с участниками, из-за чего у них возникали проблемы и какие еще стратегии могли быть избраны группой.

Упражнение «Консьерж»

Необходимое время: 1 час.

Процедура проведения. Среди участников группы выбирается водящий, он будет консьержем одного отеля. Остальные участники группы – приезжие, которым необходимо разместиться в отеле. Причем в отеле есть только один номер люкс, остальные номера ниже классом. Задача участников состоит в том, чтобы быть максимально убедительным в том, что ему необходимо отдать ключ от люкса.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М.: Ось-89,1997.
  2. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению; характер, коммуникабельность. Ярославль: Академия развития,1997.
  3. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? - М.: Генезис, 1998.
  4. Чистякова М.И. Психогимнастика. - М.: Просвещение, 1990.
  1. Большаков В.Ю. психотренинг: Социодинамика. Упражнения. Игры. – СПб. «Социально-психологический центр», 1996.
  2. Вачков И. Основы технологии группового тренинга. Психотехники. – М.: Ось,1989.
  3. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. М.,1990.
  4. Докучаев В.Ю., Пахомов Ю.В., Цзен Н.В. Психотехника. – М., 1980.
  5. Захаров В.П., Хрящева Н.Ю. Социально-психологический тренинг. Л., 1990.
  6. Игры – обучение, тренинг, досуг… / Под ред. В.В.Петрусинского// в четырех книгах. – М.: Новая школа, 1994.
  7. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. Как перестать беспокоиться и начать жить. М., 1990.
  8. Кржижановская Ю.с., Третьяков В.П. Грамматика общения. Л., 1990.
  9. Макшанов С.И., Хрящева Н.Ю. Психогимнастика в тренинге. – СПб. 1993.
  10. Педагогический вестник. Специальный выпуск. Игровые методы в обучении и воспитании (психокоррекционные упражнения и развивающие (креативные) игры). – Ставрополь, декабрь, 1993, № 19 (50).
  11. Пиз А. Язык телодвижений. Н. Новгород: Ай Кью, 1993.
  12. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. М., 1990.

Ребёнок, как и любой взрослый, попадая в новый коллектив, проходит этап адаптации. За короткое время ему нужно занять свое место в отряде, найти себе друзей и единомышленников, определить занятие по душе и преодолеть барьеры общения и взаимодействия. В среднем период адаптации занимает 3-7 дней.

Каждый ребенок проходит через период адаптации, но протекать этот процесс может по-разному. Кто-то быстро вливается в деятельность лагеря, а кто-то начинает звонить родителям и умолять забрать его из лагеря. На этот период приходится самое большое количество звонков домой с просьбами забрать из лагеря (особенно, если это первое самостоятельное путешествие ребенка).

Известны случаи, когда из престижных всемирно известных лагерей дети просили родителей забрать их досрочно.

Причины такого поведения могут быть разными, но в большинстве случаев основной причиной трудностей являются личностные характеристики ребенка, а не лагерная программа или профессионализм вожатых и педагогов.

Легкость адаптации на прямую зависит от особенностей характера, темперамента и воспитания ребенка.

Коммуникабельные, самостоятельные и уверенные в себе дети справляются со стрессом быстрее, они чаще первыми идут на контакт как со сверстниками, так и с вожатыми, поэтому меньше тоскуют по дому и чувствую себя одинокими.

Такие дети без труда вливаются в жизнь лагеря, становятся заводилами, «знаменитостями», о которых помнят даже после окончания смены. Они редко звонят домой, как правило, родителям приходится самим выдергивать их из активной лагерной жизни, чтобы поговорить по телефону.

Домашние, робкие и застенчивые дети адаптируются дольше.

Если до этого ребенок жил в тепличных домашних условиях и свои вещи доставал чистыми и поглаженными из шкафа, то ему может прийтись не по нраву новая жизнь. Здесь ведь надо и погладить самому, и постирать.

Такие дети стесняются сами завести знакомство, не стремятся проявить инициативу, поэтому в первые дни, пока вожатый знакомится со своими подопечными и отряд только начинает сплачиваться, тихони скучают по дому, чувствуют себя лишними.

Вожатым требуется больше времени на то, чтобы втянуть таких детей в лагерную жизнь, завоевать их доверие, поэтому адаптационный период может длиться пять-семь дней. Для многих детей одним из выходов является совместная поездка с другом или подругой. Двое - это не один. Вдвоем не заскучаешь, всегда есть поддержка.

Также трудности могут возникать, если ребенок ведет замкнутый образ жизни, у него нет друзей и подруг, и он чаще проводит время с родителями, перед телевизором или за компьютером.

Готов ли ребенок к разлуке с родителями?

Многие дети волнуются, расставаясь со своими родителями, причем чем меньше ребенок, тем тяжелее дается ему разлука. Если при этом у ребенка отсутствует какой-то опыт отдельного от родителей отдыха, поездка в летний лагерь может оказаться для него серьезным испытанием.

Взрослые, которые слишком беспокоятся за ребенка, рискуют заразить своей тревогой и его самого. Маленькие дети склонны подражать родителям и перенимать их волнения. А с таким эмоциональным багажом ребенок вряд ли почувствует себя комфортно, даже если попадет в тепличные условия.

Так называемые сверхопекающие родители особенно склонны драматизировать расставание с ребенком. Они, если и решаются отдать ребенка в лагерь, то стараются держать ситуацию под контролем - часто навещают ребенка или названивают ему. Рано или поздно такой сверхконтроль и опека делают жизнь ребенка в лагере невыносимой. Ему становится стыдно перед сверстниками и неудобно перед вожатыми за навязчивость своих мамы и папы.

Но особенно тяжело детям, которых отправляют в лагерь против их воли - ребенок чувствует себя преданным и ненужным.

Бывает и так, что поездка ребенка в лагерь на все время каникул воспринимается им как своеобразное наказание. Так происходит, если родители на протяжении года пытаются повлиять на поведение ребенка: пугают его тем, что отправят в лагерь, где его научат, как себя нужно вести и как быть самостоятельным. Даже если взрослые произносят это в сердцах, они сеют в душе ребенка страхи, связанные с поездкой в лагерь.

О том, что ребенок действительно готов к своей первой поездке в детский лагерь, свидетельствует, во-первых, его желание туда ехать. Поэтому прежде чем покупать путевку, поговорите со своим ребенком, а хочет ли он сам в лагерь? От этого также будет зависеть «успешность» этого события.

Вероятно, он не готов расстаться, хоть и ненадолго, со своими родителями или испытывает какие-то страхи, связанные с разлукой и пребыванием в детском лагере.

В этом случае есть 2 варианта: вы можете попытаться его уговорить, рассказать, какой увлекательный отдых его ждет или отказаться от идеи лагерного отдыха в этом году.

Подготовьте своего ребенка к лагерю!

Заботливые родители могут подготовить ребенка к лагерю, привить ему те навыки, которые помогут скорее освоиться, влиться в коллектив:

1. Самостоятельность: стоит научить ребенка самостоятельно заправлять постель, следить за чистотой одежды, убирать свои вещи, соблюдать правила гигиены и следить за своей внешностью.

2. Навыки общения: для более быстрого и безболезненного привыкания к лагерю желательно, чтобы ребенок умел сам заводить межличностные контакты со сверстниками и поддерживать их, то есть дружить.

Родителям ребенка, который отправляется в лагерь впервые или едет после неудачного опыта, следует заранее узнать про распорядок и правила лагерной жизни и подробно рассказать их ребенку, чтоб он хорошо представлял себе куда едет. Не желательно отправлять ребенка в лагерь, если он сам туда не хочет. Однако можно попытаться переубедить его.

Что делать, если ребенок просит забрать его домой?

Постарайтесь свести ваше общение с ребёнком в первые дни пребывания в лагере к минимуму, позвольте ему сдружиться с новыми ребятами самостоятельно. Не звоните часто, не контролируйте ребёнка, дайте возможность процессу адаптации развиваться естественным ходом. Воздержитесь от частых приездов в лагерь, т.к. ваш приезд сразу сказывается на моральном состоянии не только вашего ребёнка, но и других детей. У остальных детей сразу появляются мысли: «К нему приехали, а ко мне нет, значит его больше любят, чем меня; значит я хуже, чем он» и т.д.

Не обещайте ребенку забрать его, если ему не понравится. В таких случаях подросток будет проявлять пассивность, не будет включаться в деятельность отряда и будет уверять вас, что все плохо.

Напротив, постарайтесь расспросить ребенка о том, что именно не нравится в лагере, предложите решение этих проблем, посоветуйте обратиться к вожатому.

Постарайтесь настроить его на оптимистичный лад, скажите, что вы тоже скучаете, но верите, что он быстро найдет новых друзей, в общем, следует настроить ребенка на хороший отдых, убедите в том, что он уже взрослый, и родители гордятся его самостоятельностью.

Если у Вашего ребёнка во время пребывания в лагере возникают какие-либо проблемы, и он стесняется обратиться к сотрудникам лагеря, пожалуйста, сообщите об этих проблемах руководителю смены.

Следует отметить, что динамика отрядного сплочения предполагает прохождение периода конфликтов между детьми. Чаще всего разногласия между подростками возникают на бытовой почве (кто раскидал или подвинул вещи и т.д.)

Ведь наши подростки такие разные. У каждого из них на разном уровне сформированы навыки самообслуживания и гигиены, уже успел сложиться различный уровень общей культуры и воспитанности. И не все подростки умеют сами решать возникающие разногласия.

Иногда родители забирают ребенка, если его кто-то обидел и конфликт не был разрешен мирно. Ребенок, уехавший из отряда в подобном случае, усваивает стереотип поведения, при котором все его сложные жизненные ситуации должны разрешить родители. В конечном итоге формируется неуверенность в себе и своих силах, представление о собственной слабости перед трудностями. Досрочный отъезд из лагеря может в дальнейшем проявиться боязнью поездок не только в детский лагерь, но в любое место «без родителей».

Лагерь помогает раскрыться детям с самой неожиданной стороны. Незнакомое окружение дает ему шанс забыть о привычных шаблонах поведения. И если во дворе или школьном классе он привык к роли "тихони", "ботаника", то здесь он имеет возможность примерить и опробовать для себя новые роли - ведь никто не знает, каким он был раньше. Получив опыт лидера, чемпиона, души компании или просто уверенного и всеми любимого мальчика или девочки, ребенок осознает, что он способен быть лучше, чем привык о себе думать.

Поэтому не стоит при первой жалобе ребенка сразу бежать забирать его, дайте ему шанс проявить самостоятельность! Доверяйте своим детям и отпускайте их, все равно они станут взрослыми. При правильном семейном воспитании это не страшно! И тогда их можно не только отпустить со спокойным сердцем в летний лагерь, но и во взрослую жизнь.

Одина из важнейших задач педагогического коллектива детского оздоровительного лагеря - успешная адаптация (от лат. adapto - приспособляю) ребёнка в лагере. Сравнительно недавно в отечественной психологии появился термин «дезадаптация», обозначающий нарушение процессов взаимодействия человека с окружающей средой. Пусковым механизмом дезадаптации является, как правило, резкое изменение условий жизни, привычной среды, наличие стойкой психотравмирующей ситуации. Однако немалую роль здесь будут играть те особенности или недостатки в индивидуальном развитии ребёнка, которые не позволяют ему выбрать адекватные новым условиям формы поведения. Приезд ребенка в лагерь, общение с другими детьми и взрослыми могут вызвать стрессовую реакцию.

Симптомами дезадаптации могут быть: агрессия к людям и вещам, чрезмерная подвижность, постоянные фантазии, чувство собственной неполноценности, упрямство, неадекватные страхи, сверхчувствительность, неспособность сосредоточиться, неуверенность в принятии каких-либо, даже несложных, решений, повышенная возбудимость и конфликтность, частые эмоциональные расстройства, чувство своего отличия от других, лживость, заметная уединённость, чрезмерная угрюмость и недовольство, завышенная самооценка. Следует отметить, что детям, у которых наблюдаются симптомы дезадаптации, требуется профессиональная помощь психолога.

Симптомы дезадаптации могут проявляться у ребёнка ещё до его прибытия в оздоровительный лагерь, кстати, это часто связано с тревогой, страхами и опасениями самих родителей при отправлении своего чада в лагерь. Поэтому, невзирая на возраст ребёнка, мамы и папы должны поговорить с ним, выяснить, что его волнует, есть ли вообще желание ехать в лагерь, так как личный мотив - важный момент в решении такого вопроса, ведь именно он является психологической подготовкой к новым условиям. Если ребёнок уже слышал от других детей, что такое лагерь и что там много интересного, то у него, возможно, уже создана позитивная мотивация на отъезд, и тогда родителям не нужно переживать, всё постепенно сложится хорошо, надо только поддержать в ребёнке этот положительный заряд.

Большинство современных детей с трудом проходят процесс социальной адаптации: им всё труднее становится нормально взаимодействовать с другими, они не учитывают желаний, особенностей других людей, не умеют слушать.

Как помочь детям успешно влиться в коллектив, создать благоприятный микроклимат? Безусловно, к решению этих вопросов следует подходить системно. В процессе социализации важную роль играет возраст и пол ребенка.

Мальчики и девочки 6-7 лет

Ожидания детей от пребывания в оздоровительном лагере. Позитивные. Желание увидеть новое, познакомиться со сверстниками, поиграть в новые игры, попробовать быть самостоятельным.

Тревожно окрашенные. Будут ли меня обижать? Как я буду жить без близких людей? Кто меня защитит? Что делать, если….?

Оптимальный принцип социализации. Работу следует начинать с формирования малых групп (пять – шесть человек). Каждый ребенок должен пережить «состояние успеха». С этой целью необходимо в первые же дни выявить индивидуальные способности. В малой группе у детей шести - семи лет быстрее снимается тревожность. Дети должны помогать друг другу одеваться, причесываться. Это необходимо для восполнения «тактильного дефицита». Прикасаясь друг к другу они обретают уверенность. Навык взаимопомощи поможет впоследствии реализации естественной установки на помощь, проявляющейся в возрасте 8-10 лет.

Девочки 8 - 10 лет

Ожидания. Позитивные. Быть замеченной и получить высокую оценку личных умений, внешности. Самоутверждение.

Тревожно окрашенные. Боязнь быть неприятной в сообществе сверстников. Тоска по дому.

Оптимальный принцип социализации. Работа ведется в отряде, главное – создать «ситуацию успеха» для каждого. Следует разработать систему индивидуальных поручений для малых групп (три - четыре человека).

Мальчики 8 - 10 лет

Ожидания. Позитивные. Найти единомышленников, одного – двух; найти интересное занятие, расширить сферу приложения физических сил.

Тревожно окрашенные. Боязнь быть неприятным сверстниками, тоска по дому. Страх перед старшими детьми, которые могут обидеть.

Оптимальный принцип социализации. Поднять значимость личности через систему полезных дел, успех. Хорошо работает командный принцип: "Наша команда самая…"

Девочки 11 - 13 лет

Ожидания. Позитивно окрашенные. Зависят от предыдущего опыта жизни в коллективе. Если девочки с ранних лет ездят в лагерь, то они заранее знают, что им будет интересно. Многие едут с сознанием "я уже не маленькая" и отчаянно пытаются подражать подросткам 14-17 лет.

Тревожно окрашенные. Связаны с недовольством собой, своей внешностью, физиологическими возрастными трудностями.

Мальчики 11 - 13 лет

Ожидания. Позитивно окрашенные. Зависят от уверенности в себе, которая, как правило, напрямую связана с уровнем физического развития.

Тревожно окрашенные. Связаны с физиологическими изменениями, характеризуются неуверенностью в себе, неадекватностью, могут быть выражены в замкнутости, попытках отгородиться от коллектива, так как есть изначальный страх быть неприятным.

Оптимальный принцип социализации мальчиков и девочек: через обще отрядные дела: конкурсы, походы, участие в соревнованиях с другими отрядами. Каждый должен осознавать личный вклад в общее дело.

Подростки 14 - 18 лет, как правило, нацелены на социализацию. Педагог должен хорошо помнить о том, что в любой группе, в том числе и во временном детском коллективе, обязательно выявляются носители определенных ролей. В частности, в отряде довольно скоро обозначатся лидеры (формальные или неформальные), приближенные лидера и отверженные. Педагогу важно учитывать этот фактор при распределении поручений.

Важно, чтобы ведущей деятельностью в условиях формирования временного детского коллектива была игра. Именно в процессе игры ребенок получает новые впечатления, приобретает социальный опыт. Игры помогают обогатить общение детей и взрослых душевной теплотой, уважением. Очень важно обращаться к эмоциональной сфере детей, проводить рефлексию: после игры педагоги проводят обсуждение впечатлений: что понравилось (не понравилось), что хотелось бы улучшить, выясняют, что чувствовал ребёнок в процессе игры. Важно побудить детей говорить искренно, но искренним должен быть и сам взрослый. При обсуждении все участники должны быть искренними, должны думать о чувствах других.

Поездка в детский лагерь приносит массу беспокойств как ребёнку, так и его родителям. И если ребёнок не представляет, что его там ожидает и как он будет находиться без родителей в незнакомом месте, то родители тревожатся о каждой мелочи, начиная с питания и заканчивая отношениям своего чада со сверстниками.

Поездка в детский лагерь приносит массу беспокойств как ребёнку, так и его родителям. И если ребёнок не представляет, что его там ожидает и как он будет находиться без родителей в незнакомом месте, то родители тревожатся о каждой мелочи, начиная с питания и заканчивая отношениям своего чада со сверстниками.

Прежде всего, стоит подготовить ребёнка к поездке, чтобы долгожданный отдых прошёл с наименьшими потерями и был наполнен положительными впечатлениями. Для этого постараемся разобраться в вопросах адаптации к лагерной жизни и поговорим о том, как предотвратить нежелательные последствия.

1. Скорректируйте режим дня ребёнка.

Новые условия жизни негативно сказываются на детском режиме дня, который во многом отличается от лагерного. Постарайтесь за месяц до поездки приучить ребёнка к предстоящему распорядку, который можно узнать при приобретении путёвки, на сайте заведения, а также от тех, кто туда уже ездил. Постепенное привыкание не доставит в будущем никаких проблем.

2. Без друзей никуда.

Если ребёнок скромный и стеснительный, то жизнь в лагере может ему показаться сложной, если не будет контакта со сверстниками. Постарайтесь настроить ребёнка на нужный лад и донести до него, что проявление инициативы при знакомстве только плюс, ведь и другие дети также могут волноваться и стесняться, желая начать общение, а в дальнейшем и дружбу. Объясните, что все дети вокруг будут находиться в такой же незнакомой им ситуации и испытывать те же ощущения.

Если ребёнок слишком маленький, то компанию в поездке ему могут составить ребята со двора, класса, старшие братья или сёстры. В такой компании адаптация пройдёт на ура.

3. Провокациям – жёсткий отпор.

В любом отряде есть свои лидеры и ребята по характеру более слабые, и между ними идёт негласная борьба. Особо остро она проявляется в возрастной группе от десяти до тринадцати лет. Лидеры-«заводилы» стараются всячески препятствовать установленным правилам жизни в лагере и подстрекают остальных детей самовольно покинуть территорию или нарушить распорядок дня. Постарайтесь дома проиграть подобные ситуации и решить вместе с ребёнком, как с достоинством выйти из трудного положения.

4. Роль вожатых.

Донесите до ребенка, кто такие вожатые и почему следует их слушаться и им доверять. Именно они в момент отсутствия родителей смогут поддержать советом, защитят, помогут справиться с трудностями жизни в незнакомой и непривычной среде.

5. Вера в себя.

Ребёнок должен понять, что вы ему всецело доверяете, что он уже способен отвечать за свои поступки и сможет прожить в лагере без родителей самостоятельно. Покажите, что вы гордитесь своим ребенком – это станет лучшей мотивацией к скорейшей адаптации в лагере.

Не особо акцентируйте внимание своего чада на том, что будете по нему скучать, но предупредите, что обязательно приедете навестить его. Начинать психологическую подготовку стоит как минимум за 2 недели, а то и за месяц, чтобы в дальнейшем ребёнок смог насладиться отдыхом в полной мере.