Интересная и познавательная история плетения кос! факты! История косы на руси

Долгое время женщины всех возрастов и всех сословий на Руси и в Московском государстве знали одну-единственную причёску – косу. Девушки украшали косы лентами или косником, женщины – закрывали повойником. Однако коса была не просто причёской.

Две лучше, чем одна

До замужества девушки носили одну косу. На девичнике подруженьки с воем и плачем, обусловленными, вероятно, завистью, переплетали одну косу в две. Именно две косы носили замужние женщины на Руси. Их укладывали в качестве короны на голове или связывали лентой, чтобы легче было надеть головной убор. С момента вступления женщины в брак никто, кроме мужа, естественно, больше не видел её кос. Интересно, что старым девам строго-настрого запрещалось переплетать одну косу в две, им запрещалось также носить кокошник.

Жизненные силы

Маленьким девочкам заплетали так называемые трёхлучевые косы, которые символизировали триединство. Коса располагалась строго по направлению позвоночника, так как, по мнению наших предков, служила для наполнения человека через хребет жизненными силами. Не случайно при замужестве женщинам заплетали две косы: одна коса питала жизнью её, а другая – будущее потомство.

Читаем по косе

Коса была не просто причёской. Она могла многое рассказать о своей обладательнице. Так, если девушка носила одну косу, то она находилась в «активном поиске».

В косе появилась лента? Девица на выданье, и все потенциальные кандидаты в срочном порядке должны засылать сватов. Если же в косе появились две ленты, и вплетены они были не от начала косы, а от ее середины, – всё, «сушите весла», или, как говорится, кто не успел, тот опоздал: у девицы появился жених. И не просто тот, который глазки строит да в переглядки играет, а официальный, потому что ленты означали ещё и полученное от родителей благословение на брак.

Священный ритуал

Расчесывание волос было подобно священному ритуалу, ведь во время процедуры можно было прикоснуться к жизненной энергии человека. Видимо, с целью восстановления утраченных за день жизненных сил и требовалось провести по волосам гребнем не менее сорока раз. Малышам могли расчёсывать их волосенки только родители, а затем человек уже сам проделывал эту ежедневную процедуру. Интересно, что девушка могла позволить расплести свою косу и расчесать волосы только своему избраннику или мужу.

Символ чести

Для женщин коса являлась таким же символом чести, как для мужчин – борода. Дернуть за косу означало оскорбить девушку, не говоря уже о том, чтобы отрезать волосы. Как-то один барин в ярости отрезал жиденькую косичку своей служанке, а потом успокаивал своих возмущённых крестьян, да еще и штраф выплачивал. Кстати, тех, кто осмеливался сорвать, например, головной убор с женщины, тоже наказывали серьёзными штрафами. Только штрафы, похоже, шли вовсе не на поправку морального состояния жертвы, а в государственную казну.

Изменить жизнь

О том, что обрезание волос коренным образом меняет жизнь, похоже, хорошо знали в старину. Отсюда и сохранившаяся до наших дней примета о том, что беременным женщинам крайне нежелательно стричь волосы. Добровольно, а иногда и с благоговейным трепетом, позволяли отрезать свои косы только женщины, находящиеся в состоянии сильнейшего душевного потрясения, например, при монашеском постриге. Волосы в Древней Руси вообще не имели привычки стричь, и этот обычай сохранился в современных мужских монастырях.

Женские хитрости

Коса толщиной в руку считалась эталоном женской красоты на Руси. Здоровые и блестящие волосы лучше слов льстивых сватов могли сказать о будущей жене. К сожалению, не все красавицы могли похвастаться толстенными длинными косами. О наращивании, понятно, на Руси и слыхом не слыхивали. Вот и прибегали барышни к обману – вплетали в свои косички волосы из конских хвостов. А что делать, замуж-то всем хочется!

Здравствуйте Анатолий. Я слышала, что женские косы в древней Руси имели какие-то символические значения. Не могли бы Вы рассказать что-нибудь об этом? Заранее благодарю. Анна Прокопчук, г. Одесса.

Считается, что коса издревле являлась самой распространенной женской прической на Руси. Однако, помимо желания выглядеть красиво, женские косы имели сакральные значения.

Как пишут исследователи истории древней Руси, носить косу могли только те представители женского пола, которые вошли в определенную возрастную группу. Девочкам, до вхождения в статус девушки, обычно волосы постригали. После того, как девочка взрослела, ей разрешалось заплести одну косу, которая являлась символом ее девичества. Нужно сказать, что одиночная коса являлась символом того, что девушка готова принять предложение о вступлении в брак. Стоит заметить, что коса была не только предметом девичьей гордости, но и предметом украшения. Существовало огромное множество различных украшений для косы, от простых лент, до драгоценностей. Кстати, вплетение лент тоже имело свое значением. Например если лента была вплетена от самого основания, то значит девица в «активном поиске», если вплетение двух лент начиналось от средины, то девушка уже приняла предложение и родители дали благословение на брак.

Следует сказать, что дернуть девицу за косу, считалось чуть ли не высшим оскорблением. В древности существовало множество поговорок на тему одиночной косы, например: «Коса – девичья краса» и т.д. Самостоятельно отрезать девичью косу допускалось только при монашеском постриге. Следует заметить, что девушку могли лишить косы и против ее воли, например, если девица впадала в блуд. Потеря косы в следствии блуда считалось большим позором. Утратившая косу запиралась дома и ждала пока отрастут волосы. Как утверждают некоторые исследователи, в древней Руси, выйти замуж без косы было практически невозможно.

Девичья коса не пряталась под ежедневный головной убор. Отсутствие головного убора было так же символом девичества.

Накануне замужества, одиночную косу расплетали. Обычно это совершали подруги невесты. Некоторые источники указывают, что по традиции распускание косы сопровождалось плачем подружек, по всей видимости в знак прощания с девичеством. После того, как волосы были расплетены, они расчесывались и заплетались в две косы, что являлось внешним символом замужества. По этому поводу также существовало немало различных присказок и поговорок, например: «За стол когда невесту приведут, две косы ей заплетут: была одна - стало две, была девушка - стала женщина» и пр. Отныне женщина была обязана всегда носить две косы. Носить одну косу замужней женщине считалось неприличным. Следует сказать, что форм укладки парной косы было немало, но обычно две косы укладывались вокруг головы и покрывались головным убором. В православной Руси считалось недопустимым, если замужняя женщина позволяла себе обнажать голову в присутствии посторонних людей, а уж тем более распустить волосы. Распускание волос в присутствии мужчины означало приглашение к интимной близости. Женщин, которые ходили с распущенными волосами, называли распутницами. Поэтому, позволить себе показаться в обществе с открытой головой или распущенными косами, означало «опростоволоситься», то есть опозорить себя и своего супруга.

У Лермонтова в поэме «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» описывается, как опричник нанес оскорбление семье Калашниковых переспав с Аленой Дмитриевной, женой главы семейства. Лермонтов, от лица купца, очень ярко описывает вид супруги:

Вот он слышит, в сенях дверью хлопнули,
Потом слышит шаги торопливые;
Обернулся, глядит - сила крестная! —
перед ним стоит молода жена,
Сама бледная, простоволосая ,
Косы русые расплетенные
Снегом-инеем пересыпаны;
Смотрят очи мутные, как безумные;
Уста шепчут речи непонятные.
«Уж ты где, жена, жена шаталася?
На каком подворье, на площади,
Что растрепаны твои волосы,
Что одежда твоя вся изорвана?
Уж гуляла ты, пировала ты,
Чай, с сынком все боярским!..
Не на то пред святыми иконами
Мы с тобой, жена, обручалися,
Золотыми кольцами менялися!..
Как запру я тебя за железный замок,
За дубовою дверь окованную,
Чтобы свету божьего ты не видела,
Моя имя честное не порочила…»

Срезание двух кос допускалось в случае смерти супруга и являлось выражением глубокой скорби. Следует сказать, что в некоторых местах существовал обычай не расплетать, а срезать девичью косу. Отрезанную косу, супруга дарила своему мужу, как символ того, что она отдает ему всю свою жизнь. Волосы жена отращивала уже под платком и в последствии так же заплетала в две косы.

Анатолий Баданов
администратор миссионерского
проекта «Дышу Православием»

Долгое время женщины всех возрастов и всех сословий на Руси и в Московском государстве знали одну-единственную прическу – косу. Девушки украшали косы лентами или косником, женщины – закрывали повойником. Однако коса была не просто прической.

1. Две лучше, чем одна

До замужества девушки носили одну косу. На девичнике подруженьки с воем и плачем, обусловленными, вероятно, завистью, переплетали одну косу в две. Именно две косы носили замужние женщины на Руси. Их укладывали в качестве короны на голове или связывали лентой, чтобы легче было надеть головной убор. С момента вступления женщины в брак никто, кроме мужа, естественно, больше не видел ее кос. Интересно, что старым девам строго-настрого запрещалось переплетать одну косу в две, им запрещалось также носить кокошник.

2. Жизненные силы

Маленьким девочкам заплетали так называемые трехлучевые косы, которые символизировали триединство. Коса располагалась строго по направлению позвоночника, так как, по мнению наших предков, служила для наполнения человека через хребет жизненными силами. Не случайно при замужестве женщинам заплетали две косы: одна коса питала жизнью ее, а другая – будущее потомство.


3. Читаем по косе

Коса была не просто прической. Она могла многое рассказать о своей обладательнице. Так, если девушка носила одну косу, то она находилась в «активном поиске». В косе появилась лента? Девица на выданье, и все потенциальные кандидаты в срочном порядке должны засылать сватов. Если же в косе появились две ленты, и вплетены они были не от начала косы, а от ее середины, – все, «сушите весла», или, как говорится, кто не успел, тот опоздал: у девицы появился жених. И не просто тот, который глазки строит да в переглядки играет, а официальный, потому что ленты означали еще и полученное от родителей благословение на брак.

4. Священный ритуал

Расчесывание волос было подобно священному ритуалу, ведь во время процедуры можно было прикоснуться к жизненной энергии человека. Видимо, с целью восстановления утраченных за день жизненных сил и требовалось провести по волосам гребнем не менее 40 раз. Малышам могли расчесывать их волосенки только родители, а затем человек уже сам проделывал эту ежедневную процедуру. Интересно, что девушка могла позволить расплести свою косу и расчесать волосы только своему избраннику или мужу.

5. Символ чести

Для женщин коса являлась таким же символом чести, как для мужчин – борода. Дернуть за косу означало оскорбить девушку, не говоря уже о том, чтобы отрезать волосы. Как-то один барин в ярости отрезал жиденькую косичку своей служанке, а потом успокаивал своих возмущенных крестьян, да еще и штраф выплачивал. Кстати, тех, кто осмеливался сорвать, например, головной убор с женщины, тоже наказывали серьезными штрафами. Только штрафы, похоже, шли вовсе не на поправку морального состояния жертвы, а в государственную казну.


6. Изменить жизнь

О том, что обрезание волос коренным образом меняет жизнь, похоже, хорошо знали в старину. Отсюда и сохранившаяся до наших дней примета о том, что беременным женщинам крайне нежелательно стричь волосы. Добровольно, а иногда и с благоговейным трепетом, позволяли отрезать свои косы только женщины, находящиеся в состоянии сильнейшего душевного потрясения, например, при монашеском постриге. Волосы в Древней Руси вообще не имели привычки стричь, и этот обычай сохранился в современных мужских монастырях.


7. Женские хитрости

Коса толщиной в руку считалась эталоном женской красоты на Руси. Здоровые и блестящие волосы лучше слов льстивых сватов могли сказать о будущей жене. К сожалению, не все красавицы могли похвастаться толстенными длинными косами. О наращивании, понятно, на Руси и слыхом не слыхивали. Вот и прибегали барышни к обману – вплетали в свои косички волосы из конских хвостов. А что делать, замуж-то всем хочется!

Самым характерным символом девичества, определяющий социальную принадлежность девушки и, главным образом, обуславливающим переход от девичьей жизни к замужней, является коса. Такая прическа характерна в русской культурной традиции...

Самым характерным символом девичества, определяющий социальную принадлежность девушки и, главным образом, обуславливающим переход от девичьей жизни к замужней, является коса. Такая прическа характерна в русской культурной традиции в основном для девочек и девушек. Девичья коса — символ девичества, молодости, красоты, чистоты.


В Древней Руси девушки берегли косу до замужества, и ее отрезание считалось позором, приравненным к потере девичьей чести. С древнейших времен длинные волосы считаются символом красоты и женственности. Отношение к волосам на голове всегда было особым: люди верили, что в них заключена сакральная сила и могущество. Чем они были длиннее и гуще, тем большей энергией обладал человек. В списке архаичных представлений, связанных с волосами, значились сила, мудрость, красота и счастье.

Прическа являлась своеобразным знаком, свидетельствующим о социальном статусе человека, его положении в обществе. На Руси с давних времен символом девичьей красоты считалась коса. Коса как одна из разновидностей женской прически наделялась особой брачной символикой. Во времена средневековой Руси одна коса символизировала девичество, две - замужество.

По легенде, правая коса предназначалась Богу, левая - дьяволу, и от того, кто перетянет, зависело, попадет женщина в рай или в ад. Первое заплетение косы девочке означало ее переход в новую возрастную категорию. Пока ей подрезали волосы, она была «дивчинкою», а как только ей заплели косу, она становилась «дивкою», девушкой на выданье. Заплетение первой косы совпадало с переодеванием в «женскую одежду», с надеванием венка на голову по достижении девушкой брачного возраста, т. е. 13-16 лет. В некоторых районах после рождения девочки плели из соломы косу, вкладывали в нее монету и вешали на дерево перед домом, чтобы девочка счастливо дожила до девичества.

После угощения крестные, заплетая косу, пели: «Плетем тебя, милая косичка, для здоровья и силы крестницы. Чтобы мы были такими ловкими, чтобы у нее косички были длинными». Девочке в пять лет сплетали волосы «в крест», беря пряди спереди, с затылка, затем с правого и левого уха, завязывали их посередине, приговаривая: «как связаны волосы, так бы хлопцы вязались». Девушки украшали кончик косы лентой или косником. Это была дощечка из бересты, расшитая бусинками. Волос не покрывали, а прическу дополняла лента или венок на голове.

Коса — символ готовности девушки к браку, лента в косе — знаком того, что девушка на выданье. Длинная коса являлась предметом гордости и особой заботы девушки, за волосами тщательно ухаживали, считая, что чем длиннее коса, тем девушка лучше. С уходом за волосами связано множество обрядов. Чтобы косы были длинными и толстыми, в канун Рождества клали под подушку веревку; в Юрьев день ходили причесываться в поле, в Чистый четверг - под яблоню; смазанные сырым яйцом волосы заплетали в косу, обрезали концы и закапывали их в винограднике.

Девушки бегали под грибным, летним дождем; мазали волосы змеиным жиром, жиром специально убитого для этого ужа, чтобы косы были длинными, как уж; смазывали косы жиром черной змеи и скручивали ее в клубок наподобие змеи, чтобы коса была прочной. Желая приманить женихов, девушки вплетали в косу обрывок веревки от церковного колокола. В свадебных обрядах и песнях коса являлась символом невесты. Косу из кудели прикрепляли к елочке и прибивали к углу дома невесты. Обрядовая перемена прически невесты (расплетение - заплетение косы, ее обрезание, «продажа» жениху) символизировала заключение брака и изменение статуса девушки. Расплетение косы означало прощание с девичеством; заплетение двух кос и надевание женского головного убора - переход невесты в группу женщин. В Архангельской области говорили: «За стол когда невесту приведут, две косы ей заплетут: была одна - стало две, была девушка - стала женщина».


Словом «коса» в свадебном ритуале называлась прощальная вечеринка с подругами невесты в ее доме накануне свадьбы, называемая «девичник». Девичник проводился накануне свадьбы, девушки собирались в доме у невесты и «пропивали косу» — это означало угощать подруг вином накануне свадьбы. Также существовала традиция выкупа косы. Выкуп косы невесты стороной жениха символизировал приобретение полной власти над женщиной. Во время свадьбы брат невесты вынуждал жениха выкупать косу за право сидеть рядом с невестой. Того, кто продает косу невесты (брат, родственник невесты или ее младшая сестра), называли косник, а сам обряд выкупа невесты или ее косы у брата – косопродаванье. Полное отрезание косы в свадебном обряде встречается у славян редко.

У русских и украинцев обрезание или подрезание косы невесты заменено обрядовым расчесыванием. У белорусов частичное обрезание сопровождалось продеванием кончика косы в кольцо и символическим прижиганием его пламенем свечи. Головной убор издавна считался неотъемлемой частью русского национального костюма. В течение длительного периода на Руси складывалась традиция, согласно которой женщины должны были скрывать волосы, так как считалось, что женские волосы обладают колдовской силой. Поэтому женский головной убор на Руси всегда был не только важнейшей частью народного костюма, но и имел символическое значение. Головной убор являлся символом добропорядочности: показаться «простоволосой» было верхом неприличия, а чтобы опозорить женщину, достаточно было сорвать с ее головы убор. Это было самым тяжелым оскорблением.

Девичью косу и лоб обычно обвивала лента или повязка. Часто на голову девушки надевали венец — обруч из кожи или бересты, обтянутый дорогой золотой тканью. Венец мог иметь зубцы — треугольные или четырехугольные. Венец, у которого была приподнята передняя часть назывался очельем. Но как только девица выходила замуж, ей надевали особый головной убор, который она не имела права снимать даже в собственном доме. Замужняя женщина носила головной убор, символически связанный с небом — об этом убедительно говорят «птичьи» названия: сорока, кокошник, кичка и украшения на уборе в виде солнца и птиц, а также рясны (ленты), символизирующие дождь.

Самым распространенным головным убором была сорока — ее носили женщины на юге России вплоть до начала ХХ в. Головные уборы украшались лентами на висках, гремящими украшениями из металла, махры и меха, которые (как и сам головной убор) служили оберегом, защитой от злых сил. С течением времени вышеперечисленные головные уборы становятся праздничными. В будни же волосы от «дурного глаза» и от позора прятали в маленькую шапочку повойник. Поверх него обычно надевали платок, сложенный в виде треугольника, так называемый убрус. Убрус был полотняный, а у знатных женщин шелковый. Его накидывали на голову и скалывали под подбородком. Особенной красотой отличались головные уборы севера: высокие, расшитые узорами, напоминающими морозные, они искрились, как снег. В центральных и южных губерниях носили уборы поменьше, богато расшитые яркими многоцветными узорами и украшенные у висков белыми пушками.

А сверху еще накидывался нарядный платок. Особой разновидностью головного убора является свадебный венок — один из основных атрибутов свадебного обряда, наряду со свадебным деревцем, хлебом и знаменем. Является символом брака, как и другие кольцевидные или круглые свадебные предметы: кольцо, калач, каравай. Брачная символика венка отражена в любовной магии и девичьих гаданиях о замужестве, в обычае вручать девушке венок в знак сватовства, в обрядовом использовании венков на свадьбе. Главное значение свадебного венка как символа девичества связано также с косой невесты. Эта символика отражена в фольклорном мотиве потерянного венка, доставшегося жениху, в выражении «загубить венок», означающем потерю невинности.

Девичий венец всегда был без верха, потому что открытые волосы считались символом девичества. Замужние женщины венка как правило не носят, не надевает его выходящая замуж вдова и невеста, утратившая девственность до брака. У такой девушки в знак позора может быть половина свадебного венка, так как она его уже «пролежала», «перетерла». Венок известен и как девичий головной убор до свадьбы. Венок невесты тесно смыкается с девичьими головными уборами («перевязкой», «повязкой», «налобнем» и т. п.), в том числе со специальными свадебными, которые просватанная невеста носит перед венчанием («венцом», «коруной», «плачеей», «волей», «лентой» и др.). Известны и пародийные, шутовские свадебные венки из колючек, зеленого лука, крапивы, соломы, гороховых стеблей, которые на свадьбе надевают подставной невесте. В православной традиции во время церковного венчания на голову новобрачным возлагают специальные венцы.


Для изготовления свадебного венка использовались различные растения: барвинок, самшит, рута, розмарин, калина, лавр, мирт, виноградная лоза, базилик и т.д. Для оберега, деторождения, любви, богатства или счастья в свадебный венок вплетают или вкладывают чеснок, лук, жгучий перец, красные нитки, хлеб, овес, любисток, монеты, сахар, изюм, кольцо. Надевание свадебного венка невесте нередко предварялось обрядовым расплетением косы и сопровождалось закрыванием ей лица покрывалом или фатой. У некоторых славян невеста имеет до трех свадебных венков на голове.

Часто свадебный венок невесты специально сохраняют для счастья в супружестве, вешают возле образов, зашивают невесте в подушку, оставляют матери, подруге или в церкви. После свадьбы свадебный венок используют в лечебных и магических целях: кладут в колыбель, чтобы ребенок рос здоровым; дают в порошке ребенку от испуга; подкуривают им при детской бессоннице и других болезнях; доят через него корову, когда от порчи у нее пропадает молоко; дают переступить через него корове, когда приведут от быка; отгоняют им градовые тучи; дают как амулет сыновьям при отправлении на войну.

Все эти внешние особенности имели не только сакральное значение, но и социальное, то есть определяли положение женщины в обществе. Так, женский головной убор служил своеобразной визитной карточкой, по нему можно было узнать, кто его владелица: из какой она местности, ее возраст, семейное положение (женщина, вдова или девушка), социальную принадлежность. Изменение характера плетения косы, либо перемена костюма также означало переход в новую фазу жизни женщины. Девичий костюм — это бесценное, неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками.

Одежда, прошедшая в своём развитии долгий путь, тесно связана с историей, символикой и эстетическими взглядами создателей. На протяжении развития русской культуры символика и символизм играли особую роль. Жизнь человека состояла из множества обрядов, в которых был выверен каждый шаг, любая мелочь имела символическое значение, на что-то указывала, могла предсказать будущее. Люди издревле вкладывали смысл в особые атрибуты, веря, что они помогут прожить долгую и счастливую жизнь, сделать ее полноценной, яркой, эмоциональной и плодовитой. Поэтому визуальная культура является неотъемлемой составляющей всего облика русского девичества.


Говорят, что если у женщины длинные волосы, она мечтает о короткой стрижке, а если короткая стрижка – мечтает о длинных волосах. О чём мечтает женщина – на эту тему можно много говорить. Но красивые волосы – мечта каждой женщины.


Волосы длинные и роскошные, с ними можно сделать любую причёску, одна из самых известных в истории – коса. Во многих странах коса – самый распространённый элемент причёски, особенно для невесты.



Женским волосам и на Руси придавалось огромное значение. В волосах, по мнению древних и средневековых русичей, была заложена магическая сила.


В древности многие народы верили, что голова и волосы на ней является местом сосредоточения жизненной силы, и её надо не просто оберегать, но и прикрывать от посторонних глаз. Поэтому распускать волосы было не принято, чтобы не разбрасываться энергией и силой.


Девушки заплетали волосы в косу, а женщины не должны были привлекать взгляды чужих мужчин, чтобы не соблазнять своей красотой, и не вызывать зависть. Наши предки соблюдали эти правила, так как они знали, что это защитит покой семьи и создаст благоденствие.



Именно коса была причёской . Девушкам разрешалось не покрывать голову, а если и закрывали, то не полностью. До замужества девушка могла повязать на голову обруч из бересты или луба, обшитый парчой или кумачом, украшенным бисером либо вышивкой, или надеть венец. Верхняя часть головы оставалась непокрытой, волосы заплетались в одну косу.


Для девушки было большим позором, если кто-то с умыслом или из озорства отрезал ей косу, ведь коса была символом невинности. Это символика пришла из далёкой древности, когда были распространены похищения женщин. Утверждая своё право на добытую жену, похититель отрезал девушке косу.



По тому, как убрана голова женщины, можно было определить в девицах ли она или замужняя. Замужних сразу можно было отличить от незамужних девушек – по покрытой голове. При посещении церкви все надевали платки. По традиции девушки украшали косу накосниками или косниками. Это ленты с богатым орнаментом или с объёмными фигурными привесками, которые были в форме сердца или треугольника.


Косники расшивались золотым или серебряным шитьём, жемчугом, бахромой, а в качестве орнамента любимыми мотивами были растительные узоры и фигурки птиц. Узоры и орнаменты, которые вышивали мастерицы содержали в себе тайный смысл. Считалось, что какие-то из них приносят счастье и удачу, оберегают здоровье или приносят достаток в дом.



Во время венчания украшением для косы была повязка - лента в виде широкой полосы с бисерной или жемчужной сеткой, пришитой по низу. После венчания проводился обряд посвящения в женщины: подруги расплетали косу и плели уже две косы, укладывая их венцом.


Этот обряд означал, что девушка нашла свою вторую половинку, с которой объединилась для дальнейшей жизни и продолжения рода, и в то же время это означало обрезание косы и потерю свободы. О том, что обрезание волос меняет жизнь, в старину хорошо знали. На уложенные косы надевалась однорогая кичка.



Не шей ты мне, матушка,
Красный сарафан…
Рано мою косыньку
На две расплетать!
Прикажи мне руссую
В ленты убирать!


После рождения первого ребёнка надевалась другого вида, с высоким рогом. Во всех местностях необъятной Руси, да даже в одной губернии было множество разных видов головных уборов, один краше другого, да и расплетание косы у кого было перед венчанием, а у кого после венчания.


Девушки заранее готовили себе приданое – ткали, вышивали, вязали, плели. Так как замужняя женщина не могла уже показать свои волосы, то головные уборы старались украсить как можно больше и лучше. Головной убор мог рассказать не только о семейном положении, но и о достатке.


Покроют головушку,
Наложат заботушку…



Девушкам, засидевшимся в девицах, а проще, как их называли – старым девам, запрещалось носить одежду замужних женщин. До самой смерти они не расплетали своей косы, и кокошник нельзя было носить, только платок, да и рубашка и сарафан были самого простого шитья, почти без украшений.


Женщины на Руси дорожили своей честью и мнением о себе не только родственников, но и знакомых, поэтому не позволяли нарушать старинные обычаи и не переступали порог своего дома простоволосой, то есть, не покрыв головы. Согласно русским обычаям замужняя женщина после свадьбы уже не могла нигде появиться с непокрытой головой. Женские волосы обладают мощной притягательной силой, и чтобы не смущать взгляды посторонних мужчин, она должна закрывать свои волосы, и видеть их позволялось только мужу.



Если кто-то срывал с женщины или убрус и обнажал её волосы, это считалось большим оскорблением, равносильным физическому насилию. Поэтому такие преступления рассматривались даже в суде. Из сохранившихся документов известно, что чаще всего срывали головной убор с целью грабежа. Стоимость морального ущерба оценивала местная власть.


Коса, как говорили, толщиной в руку, считалась на Руси эталоном женской красоты. Ведь красивые волосы лучше всяких слов говорят о здоровье и красоте девушки. И сейчас, когда на улице встретишь девушку с роскошной длинной косой, невольно заглядываешься.


Сила в волосах, видимо, есть необыкновенная, и, наверное, поэтому, зная об этом гораздо больше, чем мы сейчас, наши предки трепетно относились к волосам. Менялась жизнь – менялась и причёска, и наоборот.


А потому ещё долгое время, даже в середине ХХ-ого века, в деревнях от старичков и старушек наши, тогда ещё молодые, бабушки слышали: во время беременности волосы стричь нельзя – силы потеряешь для себя и для будущего чада; хочешь, чтобы коса росла до пояса – подстригай кончики волос в дни новолуния; чадушке своему стрижку первых волосиков делай, когда исполнится годик, да храни эти волосёнки всю жизнь.



Вот такие поверья можно было узнать от бабушек, которые они пытались донести до нас. Ведь многое о быте русского народа потеряно и навсегда утрачено. И не только наше нерадение этому вина. Сколько войн прошло через многострадальную Россию…