Физическая культура в доу разновозрастной группе. Физкультура в смешанной группе в детском саду. Глава одиннадцатая. организация работы по физическому воспитанию в дошкольных учреждениях

Особенности проведения физкультурных занятий в разновозрастных группах. (Значение, виды занятий, структура, подбор упражнений с учетом возраста, организация детей на ОВД, рациональное распределение физической нагрузки между детьми разного возраста).

Физкультурное занятие в смешанной по возрасту группе требует особенно тщатель ного подбора физических упражнений , кото рые должны соответствовать возрастным особенностям и возможностям всех детей, объединенных в однойгруппе.

Каждый отдельный возрастной этап развития ребенка имеет свои физические и психические особенности. Поэтому содер­ жание физических упражнений и методика обучения должны быть различны .

Непосильный, преждевременно данный материал для младшего возраста и легкий, не требующий некоторых пси­ хических и физических усилий, для более старших детей одина­ ково нецелесообразен. Младшие дети будут безуспешно осили­ вать сложные для них задания, неправомерно минуя необходи­ мые промежуточные звенья трудности.

В то же время старшие дети, выполняя физические упражне­ния ниже своих возможностей, теряют интерес к предлагаемому им материалу, не требующему от них умственных и физических усилий. Поэтому программное содержание физических упражне­ний на занятиях и смешанной группе должно соответствовать возможностям детей каждой возрастной подгруппы.

Трудность планирования занятия в такой группе заключается в том, что, с одной стороны, необходимо подобрать физические упражнения для каждой подгруппы детей по их возрастной про­грамме , а с другой- найти возможность объединения всех детей в интересной для них деятельности .

Планирование для разновозрастной группы начинается с составления перспективного плана и плана развития основных видов движений для каждого возраста. Подробное составление плана конспекта для разновозрастной группы, в котором объединяются задачи для двух возрастов, позволяет четко дифференцировать задания с учетом возрастных возможностей.

Занятия по физической культуре в разновозрастной группе могут иметь разные формы проведения - индиви­ дуальные, подгрупповые, фронтальные .

Фронтальная форма - совместные занятия со всеми детьми одновременно с одним программным содержанием. В занятия вводятся практически одни и те же движения (например, ходьба группой за воспитателем в заданном направлении, со сменой направления и пр.). Усложнение двигательных знаний происходит за счет разнообразия способов и условий выполнения. Предусматриваются лишь различия в дози­ ровке и требованиях к выполнению упражнений.

Движения детей 2-3-летнего возраста еще не сформи­ рованы как произвольные, они часто непреднамеренны. Однако у них появляется возможность устанавливать не­ которое сходство с образцом. Дети действуют по подража­ нию, не придерживаясь точно заданной формы движений, и передают только общий рисунок движения.

В то же время старшие дети должны выполнять движения точно и правильно в соответствии с образцом , с большой амплитудой, осознанно следить за положения­ми и движениями частей своего тела в разнообразных упражнениях.

В разновозрастной группе можно проводить заня­ тия разного типа: игрового, сюжетно-игрового и трениро­ вочного.

Занятия игрового типа отличаются тем, что они вклю­чают хорошо знакомые детям движения. В играх закреп­ ляются двигательные навыки, происходит развитие физи­ ческих качеств в меняющихся ситуациях.

Сюжетно-игровое занятие строится на целостной сюжетно-игровой ситуации, отражающей в условной форме окружающий мир ребенка. Занятие состоит из разных ви­дов основных движений и игровых упражнений общераз- вивающего имитационного характера: «Магазин игру­ шек», «Ежиха и ежата» и пр. Этот тип занятия повышает интерес детей к различным движениям.

Тренировочное занятие направлено на развитие двига­тельных возможностей детей. Оно включает многообразие циклических, ритмических движений, игровые упражне­ ния на развитие быстроты движений, ловкости и выносли­вости. Этот тип занятий может носить обучающий и сме­ шанный характер.

Занятие обучающего характера направлено на ознаком­ ление с новым движением. Занятие смешанного характера ставит задачи разучивания и закрепления нового движе­ ния, а также совершенствования движений, освоенных ра­нее. Оно главным образом строится на повторении уже пройденного материала.

Обучение детей таким движениям, как лазанье по гим­настической стенке, метание, желательно проводить не­ большими подгруппами, при этом используя игровые дви­ гательные задания.

Процесс организации обучения движениям детей в раз­новозрастной группе требует большого умения со стороны воспитателя . Следует учесть знание и двигательный опыт старших детей, дать им возможность использовать показ физических упражнений для самых маленьких. Необходимо поощрять стремление детей передавать свой двигательный опыт, а также их участие в расстанов­ ке и уборке физкультурных пособий. Младшим детям вос­ питатель не дает большой нагрузки, предлагает им пона­блюдать за выполнением упражнений или за игрой стар­ ших детей.

Рассмотрим более конкретно возможности примерного проведения занятий .

Перед его началом дети старшего возраста переодеваются в физкультурные костюмы, затем одни из них помогают более младшим детям переодеваться или несколько облегчить костюм, а другие в это время самостоятельно подготавливают к занятиям необходимые физкультурные пособия. При такой организации маленькие не задерживают проведение занятия, а старшие уп­ражняются в доступном им виде трудовой деятельности и оказы­вают помощь младшим.

Начинаться занятие может по-разному: например, первыми входят маленькие и садятся, за ними - старшие, осанка и дви­жения которых служат наглядным примером для подражания младшим.

После этого младшие дети выполняют по своей программе ряд упражнений. При этом в одном случае старшие могут уча­ствовать в них, показывая способ выполнения упражнений (на­пример, при построении в круг старшие стоят между маленьки­ми, которые наблюдают за их действиями). В другом случае можно распределить маленьких на небольшие подгруппки и каж­дую из них поручить старшим детям, которые будут их обучать под руководством воспитателя. «Посмотрите,-говорит он,- как старшие дети будут хорошо поднимать флажки вверх и спокойно опускать их вниз». И после показа предлагает: «Сделайте теперь и вы так же вместе со старшими».

Такая организация имеет большой воспитательный смысл, вызывая у старших чувства ответственности, дружелюбия, удов­летворения, а у маленьких - уважение к более старшим детям, умеющим все делать хорошо.

Может быть и так, что одновременно с обучением младших детей воспитателем старшие самостоятельно упражняются в ка­ком-либо виде движения в другом конце комнаты, находясь в по­ле зрения воспитателя.

Выбор той или иной организации детей на занятии зависит от его задач, содержания, количества тех и других детей и их об­щей дисциплины.

При проведении подвижной игры с маленькими (иногда может быть проведена и общая для всех игра) воспитатель поруча­ет отдельным детям старшей подгруппы объяснить игру (если у детей есть этот опыт), создать игровую обстановку (расста­вить стульчики, размести, игрушки в случае надобности и др.) или выполнить роль птички-мамы, наседки, кошки, автомобиля; другие дети могут участвовать в игре вместе с маленькими.

По окончании игры младшие дети под наблюдением и с по­мощью няни готовятся к прогулке, а старшие продолжают зани­маться с воспитателем по своей программе.

Приведенный план занятий является примерным и не может быть постоянным. Необходимо стремиться к различной органи­зации физкультурных занятий в смешанной по возрасту группе. Так, дети могут заниматься и по очереди: сначала старшие дети, а младшие в это время играют под наблюдением няни или наобо­рот - младшие занимаются физическими упражнениями с воспи­тателем, а старшие дети - самостоятельно чем-либо другим по его заданию.

Основное условие всех занятий - систематическое выполне­ние программы для детей каждого данного возраста.

Такая организация имеет большой воспитательный смысл, вызывая у старших чувства ответственности, дружелюбия, удовлетворения, а у маленьких

Уважение к более старшим детям, умеющим все делать хорошо.

Может быть и так, что одновременно с обучением младших детей воспитателем старшие самостоятельно упражняются в каком-либо виде движения в другом конце комнаты, находясь в поле зрения воспитателя.

Выбор той или иной организации детей на занятии зависит от его задач, содержания, количества тех и других детей и их общей дисциплины.

При проведении подвижной игры с маленькими (иногда может быть проведена и общая для всех игра) воспитатель поручает отдельным детям старшей подгруппы объяснить игру (если у детей есть, этот опыт), создать игровую обстановку (расставить стульчики, разместить игрушки в случае надобности и др.) или выполнить роль птички-мамы, наседки, кошки, автомобиля; другие дети могут участвовать в игре вместе с маленькими.

По окончании игры младшие дети под наблюдением и с помощью няни готовятся к прогулке, а старшие продолжают заниматься с воспитателем по своей программе.

Приведенный план занятий является примерным и не может быть постоянным. Необходимо стремиться к различной организации физкультурных занятий в смешанной по возрасту группе. Так, дети могут заниматься и по очереди: сначала старшие дети, а младшие в это время играют под наблюдением няни или наобо-. рот - младшие занимаются физическими упражнениями с воспитателем, а старшие дети - самостоятельно чем-либо другим по его заданию.

Основное условие всех занятий - систематическое выполнение программы для детей каждого возраста.

ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

§ 3. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ С ДЕТЬМИ В РАЗЛИЧНЫХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ И В СЕМЬЕ

Физическое воспитание детей, помимо детского сада, осуществляется в общественных организациях, лечебно-профилактических учреждениях, а также в семье.

Детские спортивные школы организуются при добровольных спортивных обществах. В этих школах дети занимаются фигурным катанием, плаванием, гимнастикой, настольным теннисом. Ранняя спортивная специализация имеет

важное значение в тех видах спорта, где для достижения высоких результатов необходимо овладение умениями и навыками многообразных форм движений, сложных по координации, а также требуется развитие таких физических качеств, как быстрота и ловкость, глазомер, равновесие, гибкость,

ритмичность. В детских спортивных школах складываются основы для дальнейших занятий спортом.

Обучение избранным видам спорта в детских спортивных школах строится на основе общей физической подготовки, с учетом особенностей возраста и при постоянном врачебно-педагогическом контроле. Например, в группах фигурного катания общая физическая подготовка детей обеспечивается занятиями хореографией, гимнастикой, плаванием и другими физическими упражнениями.

В детских спортивных школах занимаются по специально разработанной программе. При этом используются многие методы и приемы обучения, применяемые в детских садах.

На занятиях физическими упражнениями в детском саду воспитатели привлекают детей, посещающих детские спортивные школы, к показу движений, к руководству подгруппой (при групповом методе организации детей). Кроме того, воспитатель может поручить таким детям позаниматься с детьми, которые не усвоили то или иное упражнение.

Большая работа с дошкольниками проводится в детских городках при парках культуры и отдыха, стадионах, а также в детских парках. Детям предоставляется возможность пользоваться на площадках оборудованием, физкультурным инвентарем (санки, лыжи, коньки, велосипеды, мячи, скакалки и др.).

Кроме того, с детьми проводятся групповые и индивидуальные занятия по обучению различным видам физических упражнений (катание.на коньках, передвижение на лыжах и др.), организуются подвижные игры, аттракционы. Методисты-тренеры дают консультации родителям по подбору упражнений и методике их проведения с детьми разных возрастных групп.

В бассейнах организуются группы для занятий с детьми, задача которых

- улучшение общей физической подготовки, а также обучение детей способам плавания.

Создаются также группы детей, с которыми используют упражнения в воде как эффективное средство лечения различных заболеваний (сердечнососудистой, дыхательной, нервной систем), а также исправления дефектов в осанке и формировании стопы.

В скверах, во дворах домов для детей дошкольного возраста оборудуются физкультурные площадки, где устанавливаются стремянки, заборчики, лесенки для лазанья, качалки, качели, карусели, бревна, горки для скольжения на ногах, скатывания на санках; отводится место для подвижных игр, катания на велосипеде, самокатах, спортроллерах, передвижения на лыжах, заливаются катки.

К работе с детьми привлекают тренеров спортивных обществ, родителей, старших школьников, занимающихся в спортивных школах.

В кабинетах лечебной физкультуры при детских поликлиниках прово-

дится работа с детьми, имеющими те или иные отклонения в состоянии здоровья и физического развития.

На основании обследования ребенка врач назначает физиче- . ские упражнения и массаж. Дети занимаются физическими упражнениями вначале под руководством методиста, а в дальнейшем (после инструктажа родителей) в домашних условиях.

В случае необходимости врач передает назначение в детский сад, и с детьми проводят занятия медсестра или воспитатель.

В детских больницах наряду с различными средствами лечения также используются физические упражнения и массаж. Физические упражнения назначаются с учетом характера заболевания (или операции), а также возраста, состояния здоровья, физической подготовленности детей. После операции физические упражнения и массаж используются с целью предупреждения различных осложнений (воспаление легких, нарушения в работе сердечно-сосудистой системы и кишечника).

В детских садах санаторного типа находятся «дети, имеющие те или иные отклонения, в состоянии здоровья, поэтому особое внимание уделяется физическому воспитанию. На участке создаются все условия, чтобы дети больше времени находились на воздухе, чтобы для каждого ребенка нашлось интересное занятие. Зимой заливаются ледяные дорожки, каток, сооружаются снеж-

велосипедах, самокатах, спортроллерах, роликовых коньках и т. д.

Утренняя гимнастика и физкультурные занятия, как правило, проводятся на участке. Кроме того, воспитатель поощряет использование физических упражнений в самостоятельных занятиях. Внимательно наблюдая за детьми и учитывая состояние здоровья, он регулирует физическую нагрузку каждому ребенку.

Дети с нарушениями слуха, речи, зрения и др. воспитываются в специальных дошкольных учреждениях или особых группах при обычных детских садах. Специфика обучения физическим упражнениям в этих учреждениях заключается в особом сочетании методов и приемов обучения. Например, при обучении физическим упражнениям детей с недостатками слуха большое место занимают наглядные методы, в частности показ, зрительные ориентиры, которые помогают правильно понять и выполнять упражнения.

В работе со слабо видящими детьми ведущая роль принадлежит слову в сочетании с физической помощью, звуковыми ориентирами. Следует также учитывать, что у детей с недостатками зрения мышечные ощущения заменяют зрительные представления, поэтому ребенок может, например, подойти к цели для метания, ощупать ее, запомнить, на какой высоте она расположена и на ка-

ком расстоянии от начальной черты находится. Затем, отойдя к начальной черте, ребенок прицеливается и бросает мяч или мешочек с песком. Воспитатель сообщает о результате попадания и делает указания о силе замаха и направлении броска.

Правильно выполнять физические упражнения помогают звуковые ориентиры. Например, если при подпрыгивании вверх с целью достать предмет (погремушку, колокольчик) ребенок слышит звук колокольчика, он знает, что высота преодолена. Во время подлеза-ния под веревку, к которой привязана погремушка или колокольчик, звук их указывает ребенку, что следует наклониться ниже.

В логопедических группах большое внимание уделяют упражнениям для пальцев кисти, ритмическим упражнениям, содействующим развитию речи. Кроме того, подбирают игры и упражнения, в которых дети должны сочетать движения со звуками, словами.

В детских домах (домах ребенка) воспитываются дети, не имеющие родителей, поэтому задачи физического воспитания должны осуществляться полностью в детском учреждении. Помимо тех форм работы физического воспитания, которые применяются в обычном детском саду, большое место отводится организации подвижных игр и самостоятельных занятий физическими упражнениями в вечернее время. В выходные и праздничные дни рекомендуется проводить прогулки в лес, посещение"катка, организовывать физкультурные праздники и.т. д.

При проведении занятий важно, учитывая индивидуальные особенности детей, вызывать как можно больше положительных эмоций, создавать бодрое, радостное настроение.

Воспитателям, работающим в этих учреждениях, необходимо быть особенно внимательными к детям, стремиться восполнить потребность ребенка в родительской ласке.

Физическое воспитание в семье

Задачи физического воспитания детей дошкольного возраста в семье и государственных учреждениях едины, поэтому они должны решаться общими усилиями родителей и работников детского сада.

С укорочением рабочей недели родители имеют возможность уделять больше времени воспитанию детей. В семье можно с более раннего возраста формировать умения и навыки в сложных видах движений (лыжи, коньки, велосипед, плавание и др.). Эти виды физических упражнений требуют непосредственной индивидуальной помощи и обеспечения страховки каждому ребенку. И поэтому организовать обучение этим видам движения в детском саду и обеспечить высокие результаты значительно труднее, чем в семье.

Для правильного осуществления физического воспитания в семье родителям необходимо знать, какими физическими упражнениями ребенок занимается в детском саду, а также в детской спортивной школе и какую физическую на-

грузку в течение дня и всей недели он получает. С учетом всей нагрузки следует планировать занятия физическими упражнениями после возвращения ребенка из детского сада, а также в выходные и праздничные дни.

Дошкольные учреждения могут оказать большую помощь родителям в приобретении знаний о физическом воспитании детей: организуются уголки для родителей, проводятся консультации, беседы, лекции, открытые занятия.

Различные формы организации физического воспитания могут быть заимствованы родителями из опыта дошкольных учреждений. В связи с этим следует знакомить их со специальной литературой по физическому воспитанию, а также рекомендовать литературу, предназначенную для родителей.

Родители, дети которых не посещают дошкольное учреждение, обязаны сами обеспечить им полноценное физическое воспитание. .

В семье, так же как и в детских садах, важно комплексно применять все средства физического воспитания. Родители должны стремиться к тому, чтобы создать наиболее благоприятные гигиенические условия, использовать естественные факторы природы (солнце, воздух, вода), разнообразные физические упражнения; следить, чтобы дети занимались доступными видами физического труда, правильно выполняли движения, применяемые в повседневной жизни и входящие в различные виды деятельности (рисование, лепка, игра на музыкальных инструментах и т.д.). Особого внимания требует осанка детей.

Физические упражнения в семье проводятся в различных формах: зарядка, занятия (индивидуальные, коллективные), подвижные игры, закаливающие процедуры, физкультминутки, прогулки в лес, вечера досуга, праздники и т. д.

Чтобы правильно организовать физическое воспитание ребенка в семье, целесообразно наметить конкретные задачи с учетом состояния здоровья детей, физического развития и физической подготовленности, подобрать физические упражнения и распределить их на весь год. Заранее нужно подготовить физкультурный инвентарь для занятий (велосипед, лыжи, коньки, санки, самокаты, спортроллеры, роликовые коньки, -бадминтон, настольный теннис, городки, мячи, скакалки и др.), одежду, обувь, привлечь к этому детей.

Положительное влияние на дошкольников оказывает пример родителей, когда они вместе с детьми ходят на лыжах, катаются на коньках, санках, играют в теннис, бадминтон, городки, плавают. Родители показывают, объясняют, как нужно выполнять упражнение, оказывают помощь и облегчают освоение знаний, двигательных умений и навыков, наблюдают за самочувствием детей.

Рекомендуется 2-3 раза в год проводить учет состояния здоровья, физического развития, физической подготовленности. Эти данные помогут проанализировать проведенную работу по физическому воспитанию и наметить план на дальнейший период времени.

Таким образом, государственные учреждения, осуществляя задачи физического воспитания дошкольников совместно с семьей, могут достигнуть более высоких результатов в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности, детей.

Несмотря на то, что разновозрастные группы являются самыми многочисленными в обществе, опыт разновозрастного общения детей долгое время в основном ограничивается семьей. Традиционно в большинстве детских садов дошкольников разделяют строго по возрастам. И для этого находится достаточно оснований: это, прежде всего, удобнее педагогам, т.к. облегчается процесс обучения, упрощается режим, требования выполнения программ также наиболее полно и легко может осуществиться в одновозрастной группе детей. Ушли в прошлое большие разновозрастные компании детей во дворе, зачастую в отношениях старших и младших наблюдается или игнорирование, или жесткий авторитаризм, можно сказать, «ранняя дедовщина» . Ни для кого не секрет, что во многих семьях растет один или два ребенка. Большие семьи, «родовые гнезда» сейчас редкость. Дети и родители видятся урывками, совместный досуг ограничен или заботами, или собственными интересами родителей.

Таким образом, большую часть времени ребенок проводит со своими сверстниками. Но не лучше может обстоять дело и в семье, имеющей более одного ребенка. Разновозрастное общение детей в семейном контексте приобретает особое значение. Первой и близкой возрастной группой, влияющей на развитие личности ребенка, являются его братья и сестры – социальная группа сиблингов. Не зря рождение второго ребенка считается одним из стрессовых факторов для первенца, как и наличие старшего для младшего тоже становится жизненным испытанием. Независимо от разницы по ряду качеств отношения между ними дают опыт, совершенно отличный от опыта общения как со взрослым, так и с ровесниками, нередко этот опыт оборачивается психологическими проблемами, которые приходится решать уже во взрослой жизни. Не случайно практика создания разновозрастных групп рассматривается и зарубежной, и отечественной педагогикой как важнейшая задача социального и личностного развития детей, а при этом признается особая значимость подобных групп для детей из семей, имеющих одного ребенка, а во многих странах у педагогов формируют профессиональную установку на поощрение контактов между детьми разного возраста, пола и социального положения. Для старших детей такая группа своей целью имеет развитие эмпатии, понимание возрастных особенностей и возможностей человека, умение договариваться и находит конструктивное решения. От младших требуется не только активное участие в играх, позволяющее развивать свои возможности, очень важно формировать у них позитивное отношение к взаимодействию со старшими, желание научиться новому, радоваться победам и не бояться проигрыша.

В целом отношение к разновозрастным группам неоднозначное, но меня как педагога, ведущего клубню работу, заинтересовало мнение о целесообразности формирования такой группы при проведении нетрадиционных форм занятий, где отсутствуют жесткие рамки учебного процесса. Опыт совместных детско-родительских физкультурных занятий дал положительные результаты и сам по себе как одна из форм детско-родительского сотрудничества, общения, и в плане удачной наполняемости игровым содержанием, которое как нельзя лучше отвечало одной из главных целей – улучшение детско-родительских отношений. Я решила попробовать организовать игровые занятия детей младшего и старшего возраста по принципу клубной работы «Навстречу друг другу» . Принимая решение о занятиях, я надеялась использовать следующие особенности взаимодействия в разновозрастной группе:

  • Ролевое участие ребенка, особенно старшего постоянно меняется, поэтому постоянно подключаются различные механизмы, активизирующие поведение личности: если он выступает, как младший, срабатывает механизм подражания, ка старший – включается механизм «социального взросления» . Для развития ребенка очень важно, чтобы он выступал в разных ролевых позициях.
  • Выполняя некоторые педагогические функции – контроль, научение – старший ребенок получает дополнительную возможность утвердить себя, получить признание, осознать свою полезность, востребованность как союзник или помощник педагога – особенно это важно для тех, кто по каким-либо причинам не может реализовать себя в группе сверстников.
  • Компенсаторская функция занятия – удовлетворение потребностей детей предшкольного возраста, связанных с их стремлением к взрослости: почувствовать ответственность, помочь, поддержать. Кроме того, контроль за действиями младшего способствует развитию самоконтроля, ответственности, причастности к работе другого.
  • При этом пользу получают не только старшие дети, но и младшие; сокращение возрастной дистанции позволяет им расти своих глазах, так как при сравнении со старшим ребенком ему легче представить себя более старшим по возрасту, нежели сравнивая себя со взрослым, часто лишне довлеющим и опекающим.
  • Стимулирующая функция: благодаря совместной деятельности активизируются и проявляются индивидуальные качества, например заботливость, ответственность, которые в условиях своей группы дети могут и не проявлять.

Таким образом, характерная особенность разновозрастной группы – это расширение ролевого репертуара детей. Старшим детям предстояло заменить в играх и упражнениях взрослых. В некоторых играх и упражнениях они выполняли контролирующую функцию, например, проследить, чтобы младший ребенок забрался вверх по шведской лестнице и не упал. Это простое, на первый взгляд, упражнение многому учит: зрительный контроль требует, сосредоточенного внимания, хорошего глазомера, младший при этом получает больше свободы, чем с большим взрослым и в тоже время чувствует себя в безопасности. Старший ребенок вовлечен в свой первый педагогический и человеческий опыт ответственности. Часть игр предполагала сотрудничество, при этом старшему отводилась позиция сильного, а младшему необходимо проявлять ловкость и координацию: младший ребенок сидит у старшего на коленях и таким образом им надо передвигаться. Упражнение требует приложения достаточных усилий и стимулирует телесные контакты – чтобы не упасть младшему ребенку нужно очень крепко держаться за старшего.

Как и в детско-родительской программе, я ориентировалась не только на физическое оздоровление детей, но и на решение проблем психологического плана, как общих, так семейных и индивидуальных. Соответственно подбирались игры и упражнения. Общая особенность всех упражнений – присутствии в разной степени телесного контакта. Например, большие дети становятся в ряд и образуют своеобразный тоннель, или мост. Под мостом «едут» машинки – младшие дети. В какой-то момент мост «рушится» - падает. Нужно выбираться из-под завалов: младшему приходиться и вывертываться, и выкручиваться, проявляя силу, и ловкость, и волевые усилия. Происходит работа со страхами – темноты, прикосновения. А где еще можно безнаказанно организовать кучу малу? В игре «Бревнышки» телесный контакт сочетается с применением силового усилия. Это интересно еще и тем, что ведущую роль здесь играют младшие. Игра дает им прекрасную возможность поменяться ролями и почувствовать себя силачом. Очень важной, особенно для маленьких детей, является метафорическая составляющая игр, когда даже простое упражнение имеет волшебную историю: ребенок не просто перекатывается по полу – это бревнышко для постройки дома. На опыте первых же занятий я убедилась, что упражнение, ставшее частью игры, усваивается намного быстрее и лучше. В игре «Мостик» телесный контакт связан и со снятием эмоционального напряжения: младшему ребенку нужно проявить немало ловкости и координации, чтобы пройти по спинам больших ребят, лежащих на полу. А что делают в этот момент большие – всегда хохочут. Сою лепту вносит нестандартность упражнений, непривычность их для детей, которые уже привыкли к жесткой регламентации. Вообще, элемент забавности очень важен в играх – он прекрасно помогает снять эмоциональное напряжение. Есть игры, в которых и телесный, и эмоциональный контакт играют главную роль, отодвигая остальное на задний план: в игре «Хозяин и щенок» происходит смена роли для младшего ребенка. Он играет роль большого хозяина для своего щенка. Как большой и добрый хозяин обращается со своим маленьким питомцем – играет с ним, ласкает, успокаивает – проигрывая это, дети получают бесценный опыт эмпатии и доброжелательности.

Конечно, большое беспокойство вызвало первое занятие – как дети пойдут на сотрудничество друг с другом: не напугаются ли маленькие, не разочаруются большие. Ритуал встречи и прощания обязателен для каждой игры. Наши встречи начались с того, что младшие выбирали себе «дружков» , а старшие приглашали их играть. Никто из старших не остался без пары, каждый пережил счастливые мгновения быть выбранным. На втором занятии младшие уже смело бежали к своим избранникам. А вскоре на прогулках дети стали «узнавать» друг друга, пропало равнодушие, они вспоминают, как играли вместе, радуются друг другу. Большую роль играет и ритуал прощания – дети говорят друг другу ласковые слова, дарят ласковые прикосновения. Иногда мы организуем танец под веселую музыку. Все это создает позитивно эмоциональный настрой. Чтобы сохранить атмосферу взаимной доброжелательности, принятия друг друга, я отказалась от соревновательных игр. И, конечно, не обошлось без коллективных «догонялок» разного вида. После нескольких занятий стали поступать отзывы от родителей: мама старшей девочки, которая занималась с младшей сестрой отметила, что драки и споры дома пошли на спад, девочки и дома играют в игры с занятий, у старшей закрепилась модель поведения старшей, меньше стало инфантильных реакций. Мама мальчика, часто плачущего, склонного к капризам, рассказывает, что он стал гораздо спокойнее и увереннее и пытается «воспитывать» теперь уже старшего брата.

В заключении хочу отметить, что занятия не терпят схематичности, часто приходится менять игры и упражнения в зависимости от реакций детей и ситуации, но я удовлетворена результатами и считаю такую работу важной и полезной для формирования у ребенка способности жить и работать в группе или коллективе, умения конструктивно сотрудничать и брать на себя ответственность.

kjОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В РАЗНОВОЗРАСНОЙ ГРУППЕ

Занятия по физической культуре в разновозрастной группе могут иметь разные формы проведения - индиви дуальные, подгрупповые, фронтальные.

Фронтальная форма - совместные занятия со всеми детьми одновременно с одним программным содержанием.

В занятия вводятся практически одни и те же движения (ходьба группой за воспитателем в заданном направлении, со сменой направления и пр.). Усложнение двигательных знаний происходит за счет разнообразия способов и условий выполнения. Предусматриваются лишь различия в дози ровке и требованиях к выполнению упражнений.

Движения детей 2-3-летнего возраста еще не сформи рованы как произвольные, они часто непреднамеренны. Однако у них появляется возможность устанавливать не которое сходство с образцом. Дети действуют по подража нию, не придерживаясь точно заданной формы движений, и передают только общий рисунок движения.

Воспитатель следит, чтобы старшие дети выполняли движения точно и правильно в соответствии с образцом, с большой амплитудой, осознанно следили за положения ми и движениями частей своего тела в разнообразных упражнениях.

Фронтальная форма проведения занятий с одним про граммным содержанием, но имеющим разные требования позволяет сосредоточить внимание детей на изучаемых движениях.

С целью увеличения двигательной активности детей во время занятия не следует включать упражнения, требую щие длительного их ожидания и страховки со стороны воспитателя (лазанье по гимнастической стенке, ходьба по разновысотным бумам, прыжки в длину с места). В то же время не советуем включать в занятия сложные двига тельные задания с организацией их в физкультурном зале (прыжки через скакалку, бег с преодолением препятст вий). Предлагаемые задания желательно разучивать с детьми на индивидуальных и подгрупповых занятиях во время прогулок.

Занятия по физической культуре условно состоят из трех основных частей: вводной, основной и заключитель ной.

Вводная часть подготавливает организм ребенка к предстоящей физической нагрузке, повышает эмоциональное состояние детей, активизирует их внимание. Во ввод ной части может создаваться игровая мотивация двига тельной деятельности детей. В некоторых случаях она пе реносится в основную часть занятия. При этом большое значение отводится музыкальному сопровождению.

Во вводной части занятия планируются одинаковые за дания для детей разного возраста. Вводятся упражнения в ходьбе и беге в разном темпе и направлении. Дети 2- 3 лет могут идти обычным, спокойным шагом; 4-5-лет ние дети - на носочках, высоко поднимая колени; 6- 7-летние дети идут в колонне по два, совершая различные движения руками.

Построения детей для выполнения общеразвивающих упражнений различны: врассыпную, в круг, в пары, друг за другом. Детям 2-3 лет оказывает помощь в построении инструктор по физической культуре.

В основной части занятия программируются задачи на формирование двигательных навыков, выполнение разных видов движений, их разучивание и закрепление. Обраща ется внимание на целенаправленное развитие физических качеств и координационные способности детей. В этой ча сти происходит развитие сюжета.

Начинается основная часть с комплекса общеразвиваю щих упражнений, которые могут быть под одним названи ем, например: «Мы петрушки», «Зима», «Самолеты».

Структура общеразвивающих упражнений должна быть одной и той же, а дозировка может увеличиваться в зависимости от возрастных и индивидуальных возмож ностей детей. Могут также усложняться исходные положе ния рук и ног.

Малыши подражают старшим и пытаются повторять за ними упражнения, их не следует останавливать и обра щать внимание на их качество выполнения. Воспитатель может включать для детей старшего возраста упражнения более сложного характера для ног (сгибание ноги в колене и выпрямление ее вперед, оттягивание носков, сгибание стопы и пр.), для туловища (повороты в стороны, держа руки на поясе и разводя их в стороны, при поднимании обеих ног над полом и пр.). При этом малыши выполняют произвольные движения.

Большой интерес вызывают у детей упражнения с предметами и пособиями (погремушками, мячами, флаж ками, кубиками).

После выполнения общеразвивающих упражнений сле дуют основные виды движений. Предлагаем одно и то же движение (ходьба, прыжки, бросание и ловля предметов) для детей разного возраста. Но при этом знакомим млад ших детей 2-3 лет с выполнением движения в целом, а для детей 4-5 лет уточняем элементы движений или за крепляем у них двигательные навыки. К детям 5-7 лет предъявляются требования к качеству выполнения заня тий. Предлагаем использовать разные способы выполне ния одного и того же движения, например: проползание на четвереньках, подлезание под различные препятствия или перелезание через мягкий бум (бревно).

В смешанной группе можно давать детям разные упражнения, но при этом инструктор по физической культуре должен распреде лить детей на две подгруппы с учетом их возраста (подгрупповая форма проведения). Например, малыши (2- 3 года) под контролем помощника воспитателя упражня ются в катании мяча и продвижении за ним разными спо собами (ползание на четвереньках, бег или спокойная ходьба). В это время педагог с другой подгруппой (дети 4-7 лет) разучивают новое движение.

После основных видов движений проводится общая для всех детей подвижная игра. Игры, включающие раз ные виды движений (ходьбу, бег, прыжки, метание, пол зание и пр.), выполняются всеми детьми одновременно. Например, игры «Поезд», «Самолеты», «Солнышко и дождик» и пр. К самым маленьким детям воспитатель не предъявляет никаких требований к качеству выполнения действий.

Для развертывания действий детям пятого года жизни уже не безразличны игровые условия и принятая на себя роль. Меняется отношение детей к выполнению роли. Дети осознают задачу: поймав зайца, волк останавливает его, затем ловит других зайчат. В основном в этом возрас те исполнение ведущей роли берет на себя воспитатель.

Важно, чтобы содержание игровых действий было по нятно детям и вызывало у них положительные эмоции и высокую двигательную активность.

В заключительной части занятия происходит посте пенный переход от физической нагрузки к спокойному со стоянию организма ребенка. Может продолжаться обще ние с различными игровыми персонажами.

Занятие по физической культуре заканчивается для всех возрастных групп одновременно. Однако если воспи татель замечает утомляемость у малышей, то он дает им небольшой отдых, используя игровые приемы. Можно предложить упражнения на релаксацию из положения ле жа, сидя или малоподвижную игру на ориентировку в пространстве: «Найди, где спрятано», «Найди свое место».

В группе с детьми 2-7 лет предлагаем проводить заня тия разного типа: игрового, сюжетно-игрового и трениро вочного.

Занятия игрового типа отличаются тем, что они вклю чают хорошо знакомые детям движения. В играх закреп ляются двигательные навыки, происходит развитие физи ческих качеств в меняющихся ситуациях.

Сюжетно-игровое занятие строится на целостной сюжетно-игровой ситуации, отражающей в условной форме окружающий мир ребенка. Занятие состоит из разных ви дов основных движений и игровых упражнений общераз-вивающего имитационного характера: «Магазин игру шек», «Ежиха и ежата» и пр. Этот тип занятия повышает интерес детей к различным движениям.

Тренировочное занятие направлено на развитие двига тельных возможностей детей. Оно включает многообразие циклических, ритмических движений, игровые упражне ния на развитие быстроты движений, ловкости и выносли вости. Этот тип занятий может носить обучающий и сме шанный характер.

Занятие обучающего характера направлено на ознаком ление с новым движением. Занятие смешанного характера ставит задачи разучивания и закрепления нового движе ния, а также совершенствования движений, освоенных ра нее. Оно главным образом строится на повторении уже пройденного материала.

Обучение детей таким движениям, как лазанье по гим настической стенке, метание, желательно проводить не большими подгруппами, при этом используя игровые дви гательные задания.

Процесс организации обучения движениям детей в раз новозрастной группе требует большого умения со стороны воспитателя. Следует учесть знание и двигательный опыт старших детей, дать им возможность использовать показ физических упражнений для самых маленьких. Воспита тель привлекает 4-летних детей к выполнению упражне ний вместе с малышами, поручает им ответственные роли в подвижных играх.

Необходимо поощрять стремление детей передавать свой двигательный опыт, а также их участие в расстанов ке и уборке физкультурных пособий. Младшим детям вос питатель не дает большой нагрузки, предлагает им пона блюдать за выполнением упражнений или за игрой стар ших детей.

Подгрупповая форма занятия проводится с учетом уровня физической подготовленности детей разновозрастной группы. В начале года воспитатель проводит тестиро вание детей по основным двигательным заданиям (бег на 10 м, прыжки в длину с места, метание мяча удобной рукой) и определяет их уровень физической подготовлен ности. В то же время воспитатель изучает состояние здоро вья, физическое развитие и индивидуальные особенности детей. Затем на основе полученных данных педагог рас пределяет детей на две основные подгруппы.

В первую подгруппу зачисляются дети, впервые посту пившие в детский сад, трудно привыкающие к его услови ям, а также дети, часто болеющие, имеющие низкий уро вень физической подготовленности.

Вторую подгруппу составляют дети, имеющие более высокий уровень физического развития, показатели их физической подготовленности находятся в пределах сред них величин и выше.

Внимательное изучение ребенка позволяет выявить уровень развития физических и духовных сил ребенка, на метить программу воспитания и обучения, правильно ор ганизовать жизнедеятельность малыша в детском саду. При этом важно выбрать необходимые приемы и методы, соответствующие индивидуальным возможностям детей, и своевременно провести коррекционную работу, направлен ную на решение оздоровительных и вспомогательно-обра зовательных задач.

Список детей разновозрастной группы следует состав лять с указанием возраста и пола.

Занятия по физической культуре в разновозрастной группе с детьми 2-7 лет советуем проводить в игровой форме. Занятие может начинаться с эмоционального рас сказа воспитателя, где задается воображаемая ситуация. Эффективным приемом является описание игровой ситуа ции, где представлены детские герои и персонажи различ ных сказок.

Список использованной литературы:

  1. Васильева, М.А.. Малокомплектный детский сад. [Текст]/ М.А. Васильева, М., Просвещение. 1988.
  2. Рунова М. Особенности организации занятий по физической культуре. [Текст]/ М. Рунова. Дошкольное воспитание, 2002. №10.
  3. Степаненкова, Э.Я. Физическое воспитание в детском саду. [Текст] / Э.Я. Степаненкова. М., Мозаика-Синтез, 2009.

Конспект НОД по физической культуре в разновозрастной группе (2-6 лет)

«Волшебное путешествие»

Составила: воспитатель

Русакова К.Н.

Цель: Формировать у детей здоровый образ жизни, в игровой форме развивать ловкость, быстроту, силу.

Задачи:

Образовательные:

    Продолжать учить ходить в колонне по одному.

    Закрепить умение прыгать на двух ногах с продвижением вперед, ходить по ограниченной поверхности приставным шагом. Выполнять общеразвивающие упражнения в заданном темпе.

    Закреплять умение ориентироваться в пространстве. Добиваться уверенного и активного выполнения основных общеразвивающих движений, основных движений.

Развивающие:

    Закрепить умение ориентироваться в пространстве.

    Добиваться уверенного и активного выполнения основных движений.

    Развивать ритм и темп движений, элементы простейшего построения по музыкальному сигналу.

    Формировать правильную осанку во время ходьбы.

    Развивать и закреплять основные виды движений, развивать координацию движений рук.

Оздоровительные:

    Воспитывать ловкость, прививать любовь к физическим упражнениям. Сохранять правильную осанку во время ходьбы.

Оборудование: Бабочки по количеству детей . Два тоннеля . Мольберт, с цветочной поляной . Два обруча . Кольца пластмассовые разного диаметра . Деревянные брусочки . Макет огня . Веревочки по количеству детей . Голубая лента 10 метров . Два каната . Степ – платформы . Цветок из картона (лепестки разного цвета).

I. Подготовительная часть.

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня я приглашаю вас отправиться в путешествие. А путешествие будет не простое, а волшебное. Далеко-далеко есть волшебная страна, там растет необыкновенный цветок, он может исполнить любое желание, а называется он Цветик–Семицветик. Но однажды в ту страну ворвался озорной ветер и разбросал лепестки волшебного цветка. Давайте мы с вами отправимся в путь и соберем все-все лепестки этого волшебного цветка. Вы готовы? Тогда в путь.

(Ходьба в колонне друг за другом.)

4 минуты

Следить за осанкой.

Мягко, легко, дышать носом.
Спина прямая, руки на поясе.
Соблюдать дистанцию (1м).

II. Основная часть

Ведущий: Ребята! Посмотрите, какая красивая полянка, а по ней живут разноцветные бабочки. Подойдите каждый к одной бабочке. Осторожно не напугайте. Предлагает детям выполнить упражнение с бабочками.

1) И.П. – приседание возле бабочек. 1 – 2 – ноги вместе, руки вдоль туловища, присесть. 3 – 4 – встать, бабочки в ладонях перед собой. И.П. – то же. Повторить 3 – 4 раза.

2) Поднять руки вверх. 1 – 2 – опустить перед собой бабочку. 3 – 4 – отвести правую руку с бабочкой вправо. Повторить 3 – 4 раза. 5 – 6 – поворот переступанием вправо. Повороты вправо и влево. И.П. – то же. Повторить 3 – 4 раза.

3) Приседание. 1 – 2 – присесть возле бабочки И.П. – то же. 3 – 4 – встать. И.П. – то же. Повторить 3 – 4 раза.

Молодцы, ребята! Давайте мы наших бабочек отнесем на цветочную поляну и каждой из них найдем свой цветок – домик.

Дети подходят к мольберту, на котором нарисованы разноцветные цветы. Ребята находят каждой бабочке цветочек и закрепляют на серединке цветка бабочку.

А вот и первый листок – Красный (закрепить лепесток на мольберте). А мы идем дальше.

Воспитатель:

Вот болотце на пути

Тут ребятам не пройти!

С кочки на кочку прыгай

Покажи свою сноровку!

(дети выполняют прыжки из колечка в колечко)

Вот и второй лепесток – Оранжевый. Ой, ребята, посмотрите, перед нами еще одна преграда – это горные тоннели.

Мы тоннель преодолеем

В него мы проползем

И к заветной цели

Скоро мы придем.

(дети становятся на четвереньки и проползают сквозь цветные тоннели)

И еще один лепесток мы с вами нашли – Желтый. Ой, и трудный у нас путь. Давайте, ребята, мы отдохнем и устроим привал. А чтобы было нам интересно, мы с вами разведем костер. Но для этого нам необходимо собрать хворост. Становитесь, ребята в две колонны, мы дружно и быстро соберем хворост для нашего костра.

Эстафета «Костер». Дети, по сигналу воспитателя, по одному берут деревянные брусочки и переносят их в обруч – «разжигают костер». После этого, как все брусочки перенесли, ведущий говорит:

«Дружно скажем – раз, два, три,

ну – ка наш костер гори!»

Еще раз, ребята, все вместе! Не горит. А я знаю, что делать, у нас же волшебное путешествие, значит нам надо закрыть глаза и повторить волшебные слова еще раз. (Пока дети говорят слова, воспитатель устанавливает макет огня).

Подходите к костру, давайте возле него посидим и поиграем. А когда костер горит, появляется дым. И мы с вами поиграем с дымком (дети берут ленточки, разложенные вокруг «костра»).

Пластический этюд «Дымок».

И.П. – сидя на пятках вокруг обруча, веревочка, сложенная по спирали.

1 – дети берут веревочку за узелок и круговыми движениями «раскручивают ее».

2 - затем отводят веревочку вперед, назад по 2 раза.

3 – отводят веревочку вправо, влево по 2 раза.

4 – наматывают веревочку на ладошку.

Отдохнули? Продолжаем наш путь. Ребята, а что же надо сделать с костром. Потушить! Нельзя оставлять его. Сейчас мы его затушим.

Дыхательная гимнастика «Тушим костер». Дети делают несколько глубоких вдохов и выдохов в сторону костра.

Ведущий: Не получается. Сделайте глубокий вдох и выдох с закрытыми глазами. (Воспитатель убирает огонь и находит лепесток Зеленого цвета). Еще один лепесток мы нашли. Ребята, перед нами обрыв! А под ним висячий мост! Это испытание для самых смелых. Вы сможете перебраться на ту сторону? Тогда вперед!

«Висячий мост». Дети выполняют ходьбу приставным шагом по канату, расположенному на полу. Держась руками за второй канат, расположенный на уровне груди.

Какие вы смелые, ребята! А вот и еще один лепесток – голубой.

Ребята, посмотрите, мы с вами вышли к большой реке, а через нее перекинулись мостики. Нам с вами нужно переправиться через реку. Мы пойдем по мостикам осторожно, не толкайте друг друга, ног не замочите, вода в реке очень холодная. (Дети выполняют ходьбу по гимнастической скамейке.).

А вот и шестой лепесток – синий, как водичка, в нашей речке.

Мы с вами пришли в долину ветров. Именно здесь живет тот самый озорной ветер. Его никто не видел, но он очень любит играть. Давайте и мы с ним поиграем.

Подвижная игра «Ветерок». Дети становятся в одну шеренгу. У ведущего в руках обруч, который слегка раскачивается. Дети двигаются вперед и говорят слова:

«Ветер, ветер, дуй сильнее,

Чтобы стало веселее»

Останавливаются на середине и дуют на обруч. Он начинает быстро вращаться. Дети идут дальше со словами:

«Ну–ка, ветер, не зевай

Лучше с нами поиграй!»

После слов дети убегают. Ведущий догоняет, надевая на детей обруч (повторить 2 – 3 раза).

Ведущий: А вот последний – фиолетовый лепесток (воспитатель закрепляет последний седьмой лепесток к цветку)

17 минут

Спинка ровная, руки прямые, выполняем четко, ритмично.

Повороты всем корпусом, ноги от пола не отрываем.

При прыжках приземление на две ноги.

Следить, чтобы дети выполняли упражнения на безопасном расстоянии друг от друга.

Дети должны выполнять все упражнения по команде взрослого, на безопасном расстоянии.

Приседаем глубоко, колени вместе.

Обязательная страховка на канатах.

Обязательная страховка на гимнастической скамейке.

III. Заключительная часть

Ведущий: Ребята, посмотрите, цветок наш ожил! И может выполнить наше желание. А что же мы загадаем, что бы и мы, и наши гости, и все – все наши родные были здоровы.

Звучит «волшебная» музыка.

Ребята! Волшебный цветок выполнил наше желание. Спасибо, тебе волшебный цветок. А нам с вами пора возвращаться в детский сад.

2 минуты