Что делать, если ребёнок слишком стеснительный? Почему ребенок стесняется

Почему ребенок стесняется? Список причин такого поведения может быть очень обширным. Как правило, причина излишней стеснительности - заниженная самооценка.

Есть, правда, одно исключение - в норме характерна для детей от 7 месяцев до 2,5–3 лет. В этом возрасте практически все здоровые дети начинают опасаться или стесняться незнакомых людей (в основном взрослых, но бывает, что и детей тоже). Это поведение совершенно естественно для малыша.

В других возрастных категориях стеснительность - следствие низкой самооценки. Неверно думать, что низкая самооценка формируется у ребенка, которого все вокруг бесконечно третируют, унижают или на которого не обращают внимания. Порой достаточно какой-то мелочи, чтобы ребенок стал вдруг, ни с того ни с сего (с точки зрения взрослого), считать себя ни на что не годным и никому не интересным.

Стеснительность - это проявление защитного поведения.

Ребенок стесняется и старается стать незаметным, «надеть маску» в кривляньях, спрятаться за маму, будто «слиться» с ней воедино. «Это не я, это моя мама сейчас перед вами, а меня тут нет», - словно говорит дочка, повиснув у Вас на шее. «Это не я, посмотрите, эта девочка совершенно не похожа на меня», - показывает она другому человеку своим кривлянием. Наверняка с людьми, которым Ваша дочь доверяет, она ведет себя совершенно нормально. То есть девочка не ждет от них оценки и готова быть перед ними сама собой. И то, что она ревнует свою единственную подругу, боится ее потерять, потому что какая-то другая девочка может оказаться лучше, чем она, «пугается, когда дети начинают жаловаться на нее», то есть опасается, что все узнают какая она на «самом деле» - подтверждает мою гипотезу о сниженной самооценке + «Дома требует постоянного непрерывного внимания», - пишете Вы. То есть постоянно нуждается в уточнении, что с ней все в порядке, что она ценна сама по себе - тоже говорит «за».

То, что после стеснения наступает период вызывающего поведения, закономерно. «Вы не уважали мое состояние, оказывая мне чрезмерное внимание, которое вынести мне было трудно, обнимали и целовали меня без моего согласия. Что же, теперь я вам отомщу. И буду делать то, что вам наверняка не понравится!» - примерно по такому «плану» действует ребенок. Обратите внимание, что слово «план» я написала в кавычках. План этот возникает спонтанно, ничего спланированного и обдуманного тут нет. Ребенок действует реактивно. Есть действие и на него малыш выдает реакцию. «Вы не уважали меня, теперь я не буду уважать вас».

Что же делать со стеснительным ребенком?

Во-первых, как ни странно это прозвучит, - «разрешить» стесняться. Зная такую особенность ребенка, оградить его от излишних расспросов, объятий и тем более поцелуев. Вашей дочери нужно время, чтоб присмотреться, привыкнуть и решить доверять или нет стоящему перед ней человеку, пусть даже она его видела тысячу раз перед этим. Вам необходимо какое-то время спокойно, терпеливо и с пониманием относиться к тому, что дочь виснет на Вас и кривляется. Ведь теперь Вам известно, что ребенок привык так защищаться, ему нужно время, чтоб научиться вести себя по-другому.

В моей практике был случай, когда мама намеренно уговаривала свою застенчивую шестилетнюю дочь стесняться. Дело было перед Новым годом, и девочке предстоял поход на утренник. За несколько дней до утренника, мама начала рассказывать, куда они пойдут, и что там ожидает девочку. «Но ты, конечно, можешь не водить хоровод, и не петь песни. Ты можешь просто сидеть у меня на коленях и смотреть, как другие дети веселятся», - спокойно и без иронии говорила эта мама. Что же произошло: ребенок был хорошо информирован, что его ждет, к чему готовиться и получил возможность выбора вести себя так или иначе. К слову сказать, на утреннике стеснительность в этом случае как рукой сняло.

То есть, во-вторых, планируя посещения или встречи, где девочка может начать стесняться, предоставить ей максимум информации, что ее ждет. Для многих стеснительных детей порой даже приятный сюрприз может привести к самым неожиданным последствиям.

В-третьих, предоставить возможность выбора, как себя вести. Здесь можно использовать приемы сказкотерапии или . Например, рассказать, а еще лучше разыграть с помощью игрушек, историю о том, как зайчик или принцесса (персонаж зависит от возраста ребенка стеснялся-стеснялся, кривлялся, прятался, «лишался» из-за этого всяческих удовольствий и приятностей, и, в конце концов, победил эту стеснительность и с тех пор зажил счастливо. И в этой истории воспроизвести типичные для Вашей малышки способы поведения, слова. Здорово, если стесняющимся героем в игре будете Вы, а уговаривающими его действовать по-другому - Ваша дочь.

Агрессивность - обратная сторона застенчивости

Агрессия, которую иногда проявляет девочка, может быть следствием как исследовательского поведения, характерного для детей дошкольного возраста, так и быть способом «отомстить» другим за свои «страдания». Ребенок не хочет быть плохим (а с низкой самооценкой он таковым себя считает), и старается доказать окружающим, что это не так+ с помощью агрессии. По тому, что вы написали, я больше склоняюсь к первой версии. Девочка смотрит мультик, где немотивированные тычки и обиды в каждом кадре и пытается воспроизвести их в реальности, чтобы «переварить» эту информация, понять, как это происходит и пробует такое поведение на сверстниках. Даже если Вы ее не наказываете физически, она наверняка знает, что такие способы существуют, и пытается их «осознать» в игре. Посмотрите мультфильм вместе с ней. Расспросите ее ненавязчиво, что ей нравится в нем. Как она думает, что герои чувствуют, почему они так поступают. Если ребенок бьет других детей, расспросы, почему он это делает, часто действительно безрезультатны.

Гораздо лучше после происшествия спросить, а можно ли бить его самого? Ведь если можно бить другого, значит и его тоже можно. Это позволяет ребенку научиться «вставать» на место другого человека, и принять решение «не бить», не потому, что взрослый накажет, а совсем по иному мотиву.

Решение проблемы

И последнее. Самым лучшим способом коррекции стеснительности (вернее низкой самооценки) являются формы групповой работы. Для дошколенка такой работой могут в принципе стать любые развивающие занятия, где педагог придерживается принципов гуманно-личностного подхода. А именно, учитывает особенности ребенка, готов «идти» за ребенком, а не за программой, в темпе, с которым справляется ребенок. На мой взгляд, идеально такой подход реализуется на занятиях по . Такому ребенку педагог даст время, чтобы освоиться, «обжить» помещение, где проходят занятия. Стеснительные дети в группе находятся под защитой и вниманием взрослого. Педагог следит, чтобы ребенок имел возможность самостоятельно выбирать себе деятельность, испытывать чувство удовлетворения и ощущение успеха от своего занятия. На Монтессори-занятии у стеснительного ребенка всегда будет возможность высказать свое мнение и убедиться, что его услышали. Постепенно каждый ребенок становится полноправным участником группового процесса, видит свою возможность влиять на него, начинает понимать, как другие люди влияют на него и учится противостоять этому влиянию безопасными способами. Ребенок учится отстаивать свой выбор, мнение, позицию. Учится просить и принимать помощь.

Кроме того, для родителей в нашем Центре работает «Школа сознательного родительства», проводятся семинары и тренинги. Записаться на занятия Вы можете по телефонам: 232-12-92, 250-02-12.

Содержание:

Совсем не редкость, когда у ребенка начинает проявляться излишняя застенчивость. В таких случаях, родители в обязательном порядке должны оказать ему помощь в преодолении этого недостатка. Возрастающая неуверенность в себе, не позволяет получить необходимый опыт социального общения, что впоследствии может вызвать тяжелые кризисы в подростковом возрасте, да и во взрослой жизни.

Почему ребенок стесняется

Если до трехлетнего возраста стеснительность можно рассматривать, как защитную реакцию на окружающий мир, то впоследствии, такое состояние способно вызвать серьезные проблемы. Чтобы избежать этого, родители должны знать о возможных причинах этого явления.

Отчего же возникает стеснительность:

  • Стеснительность может быть врожденной и характеризовать определенный тип темперамента. Поэтому, переобучение или перевоспитание такого малыша не представляется возможным.
  • Часто, стеснительность возникает в результате заниженной самооценки, когда сам ребенок начинает верить, что он ничего не умеет и ничего не добьется. Нередко, в этом виноваты сами родители, убеждающие в этом ребенка.
  • Причины стеснительности бывают тесно связаны с физическими недостатками ребенка. Как правило, это неправильные черты лица, ДЦП, различные опухоли, хромота, слабое зрение и прочее. Маленькие дети очень болезненно относятся к оскорблениям, постепенно они начинают стесняться всех и всего.
  • Стеснительность ребенка сильно развивается из-за давления на психику воспитателей и учителей в детском и в школе.

Что делать, если ребенок стесняется

Прежде всего, следует помнить, что застенчивость ни в коей мере не относится к расстройствам личности. Скорее всего, это индивидуальная особенность характера конкретного человека.

  • В первую очередь, надо определить причину застенчивости.
  • Служить примером для малыша, постоянно проявлять уверенность и решительность в его присутствии.
  • Надо чаще находиться в общественных местах, уже в раннем возрасте приучать малыша к социальным навыкам.
  • Желательно постоянно помогать малышу в реализации его желаний и стремлений.

Как научить ребенка не стесняться

Изначально приучайте ребенка к общению с чужими детьми и взрослыми людьми. Нужно не отсиживаться в стороне, а принимать активное участие в играх.

Не нужно стыдить ребенка за его стеснительность. Желательно избегать стрессовых и незнакомых ситуаций. Детей надо как можно чаще хвалить и поощрять, повод для этого найти совсем нетрудно. В общем, все свое воспитание нужно направлять на то, чтобы из ребенка выросла сильная и волевая личность, способная преодолевать любые трудности.

Предупреждаю сразу - списка причин не будет. Может быть, я ошибаюсь, но на сегодняшний день мне кажется, что у стеснительности есть всего одна причина - чрезмерно низкая самооценка.

На ум приходит только одно исключение - некоторая доля стеснительности и опасливой осторожности в норме характерна для детей в возрасте от семи месяцев до двух с половиной - трех лет. В этом возрасте в той или иной степени стесняются и опасаются незнакомых взрослых (и иногда детей) почти все здоровые дети. Здесь, наоборот, может вызвать тревогу ребенок, этой нормальной осторожности не проявляющий. Во всех же других возрастных категориях - только низкая самооценка. Автор будет признателен любому, кто расширит его (автора) кругозор и назовет еще какие-нибудь причины. Автор допускает, что они (причины) вполне могут существовать, но все дети, которых мне довелось наблюдать на практике, стеснялись именно по причине вышеуказанной, а не по какой-нибудь иной.

Что же может вызвать формирование у ребенка заниженной самооценки? Главная роль в этом малопочетном деле принадлежит, безусловно, семье. И будет совершенно неправильно думать, что низкая самооценка формируется только у ребенка, которого в семье бесконечно третируют и унижают. Одна весьма почтенная дама рассказала мне, что, когда ей было около 12 лет, она, проходя подростковый метаморфоз, очень любила вертеться перед зеркалом. Ее мать, женщина незлая, но «простая» и работящая, смотрела на дочкины «выкрутасы» перед зеркалом с явным неодобрением.

Hу чего ты там вертишься? - ворчала она. - Чего выглядываешь-то? На что там смотреть? Смотреть-то там не на что! Пошла бы лучше книжку почитала. Или белье, вон, погладь.

Девочка росла, хорошела, но упорно считала себя дурнушкой. Многие, в том числе и сама мать, говорили ей, что ее внешность вполне конкурентоспособна. Но она никому не верила и избегала зеркал, потому что в глубине души знала - «смотреть-то там не на что»! Достаточно упорно читая книжки, она закончила университет, стала кандидатом биологических наук, но вот личная жизнь ее так и не сложилась. Сразу после окончания университета она вышла замуж за очень хорошего, умного человека. Многие подруги завидовали ей. Но она постоянно боялась за свой брак, подсознательно ждала, что муж «одумается» и заметит, что женился на женщине, в которой «ничего нет». Она ревновала мужа, но тщательно скрывала свою ревность, полагая, что не имеет на нее права. Не удивительно, что мужу нравятся другие, ведь в ней-то, как мы уже знаем, «не на что смотреть»! Естественно, что рано или поздно столь тщательно ожидаемое событие должно было произойти. Муж ушел к другой женщине. Наша дама вздохнула чуть ли не с облегчением и углубилась в свою науку. Больше ей нечего было бояться, не надо было притворяться, что в ней «что-то есть». И только то, что, борясь с собой и своими чувствами, не смогла, не успела завести ребенка, - тревожило и печалило, омрачало жизнь уже не слишком молодой женщины...

Иногда низкая самооценка ребенка формируется и в стенах школы. Ребенок тугодум или, наоборот, слишком подвижен и отвлекаем. Плохо справляется с письменными заданиями или, наоборот, не слишком-то красноречив у доски. И вот уже из уст раздраженного учителя сыплются определения: "неспособный", "тупой", "лентяй", "хулиган"; или даже прогнозы: "никогда ничего не добьется", "пойдет по плохой дорожке", "попадет в школу для умственно отсталых" и т.д. и т.п.

Достаточно часто причиной низкой самооценки является какой-нибудь реальный или полупридуманный физический недостаток ребенка. У ребенка нарушен обмен веществ и он болезненно толст, ребенок перенес какую-то травму или операцию и хромает, носит сильные очки, имеет какую-то гипертрофию или уродство черт лица. Его дразнят сверстники, жалеют родные, оборачиваются вслед и качают головами прохожие...

Из-за вышеописанных причин ребенок привыкает считать себя не столько плохим (против этого возможен и протест, о котором мы поговорим ниже), сколько ни к чему не пригодным и никому не интересным. Он боится высказать свое мнение, так как заранее уверен, что оно окажется неверным. Не решается предложить игру группе сверстников, потому что она наверняка будет им неинтересна. Стесняется отстаивать свои интересы, так как сам подсознательно уверен в том, что заслужил столь пренебрежительное отношение.

Стеснительность - это, несомненно, защитное поведение, аналогичное защитному поведению у некоторых животных. Ребенок старается ничего не говорить, ничего не делать, стать максимально незаметным. Особенно наглядно это проявляется у маленьких детей, которые, стесняясь, просто прячутся в подол маминой юбки или за шкаф. В условиях общества остаться совершенно незаметным, разумеется, невозможно. И проблемы стеснительного ребенка начинаются, как правило, именно в школе, сам способ жизни в которой является максимально публичным.

В семье и с хорошо знакомыми людьми, которым они доверяют, стеснительные дети ведут себя обычно совершенно нормально, ничем не отличаясь от других детей. Иногда ребенок нормально общается с мамой и бабушкой и стесняется папу, который часто ездит в командировки и подолгу не бывает дома. Если же нарушены взаимоотношения ребенка со всеми членами семьи, то здесь, скорее всего, мы имеем дело не со стеснительностью, а с каким-то другим, более серьезным эмоциональным расстройством.

К чему это может привести?

Иногда стеснительность проходит как бы «сама собой». На самом деле даже в этом благополучном случае все не так просто.

Ребенок, которого учительница начальных классов считала «глупым» и «малоспособным», вдруг в средней школе обнаружил математические способности, победил сначала на школьной олимпиаде, а потом стал призером районной. Одноклассники, которые еще недавно подсмеивались над его замкнутостью и стеснительностью, просят решить задачу, учительница смотрит с уважением, приносит учебник повышенной сложности и говорит, что на будущий год надо думать о городской олимпиаде. И отец однажды вечером вдруг заводит разговор о политехническом институте, который он когда-то кончал и в котором до сих пор сохранились еще сильные преподавательские кадры... На основании всего этого изменяется самооценка ребенка, он начинает понимать, а затем и чувствовать (именно в такой последовательности), что он «не хуже других». Вместе с повышением самооценки уменьшается, а затем и уходит совсем стеснительность.

Девочка приехала в Санкт-Петербург вместе с отцом-военным, закончив пять с половиной классов где-то в далеком гарнизоне, в поселковой школе. Отец напряг все свои способности и возможности и устроил дочку в «приличную» школу. Город ошеломил девочку своим тяжелым очарованием, шумом и многолюдностью. Одноклассники - раскованностью поведения, стилем одежды и уровнем учебной подготовки. Девочка замкнулась в себе, даже если что-то знала, стеснялась на уроках поднять руку. В общении с одноклассниками больше молчала, опасаясь сказать нечто глупое и неуместное. Учителя жаловались родителям, что из-за замкнутости девочки не могут оценить истинный уровень ее подготовки.

Постепенно, однако, девочка привыкала к новому местообитанию. У нее был покладистый и незлобивым характер, в старой школе она всегда выступала в роли миротворца. Проявилось это и в новой школе. Не очень понимая сути разногласий враждующих девчоночьих группировок, она внимательно выслушивала членов обеих групп и искренне недоумевала, как могут ссориться между собой такие умные и хорошие люди. Взгляд «со стороны» сделал свое дело, постепенно ее недоумение передалось рассказчицам, и обстановка в классе стала значительно менее напряженной. Девочки «приличной» школы, действительно, обладали достаточным интеллектом и легко разобрались, кому они этим обязаны. У девочки из гарнизона сразу появилось много подруг, которые очень полюбили ее за спокойный, добрый нрав, верность данным обещаниям и умение слушать. Приблизительно в это же время самый умный мальчик класса во всеуслышание заявил, что Люба не похожа на других девчонок, так как никогда не вредничает, не врет и не стремится «опустить» других. «С Любой можно дружить!» - сказал он и этим поднял авторитет девочки практически на недосягаемую высоту. Понятно, что к концу шестого класса от Любиной стеснительности не осталось и следа.

Таков благополучный исход детской стеснительности. К сожалению, встречаются и гораздо менее благополучные случаи.

Весьма энергичная мама привела ко мне на прием свою тринадцатилетнюю дочь, чем-то похожую на циркового тюленя. Шура, так звали дочку, добродушно ухмыляясь, сообщила мне, что у нее никаких проблем нет, а проблемы есть у мамы. Мать в свою очередь, кипятясь и пофыркивая, рассказала, что в последнее время дочь связалась с совершенно ужасной подругой Алисой и совсем «отбилась от рук»: стала хуже учиться, болтаться с парнями, дерзить дома и учителям. Алиса представлялась со слов мамы абсолютным исчадием ада. Если верить ей, то в свои тринадцать лет Алиса ни в грош не ставит учителей и собственную мать, ведет абсолютно безнравственный образ жизни, вот-вот будет выгнана из школы. Свободное время Алисы посвящено совращению безобидной глупой Шуры и других таких же дурочек.

Шура, слушая мамины тирады, только качала головой, не пытаясь вмешаться и понимая, видимо, что никакие возражения не будут приняты во внимание.
Я предложила Шуре прийти ко мне на прием без мамы, но вместе с Алисой. Шура неожиданно легко согласилась. Через несколько дней обе девочки сидели у меня в кабинете. Если Шура была похожа на дрессированного тюленя, то Алиса больше всего на свете напоминала испуганную лань - огромные глаза, порывистые движения, дрожащие крылья тонкого носа И эта хрупкая, нервная девочка, заинтересованно улыбающаяся мне чуть кривоватой улыбкой.- известная хулиганка и совратительница малолетних «тюленей»? Что-то не сходится. Вероятно, мама Шуры все «слегка» преувеличила, целиком переложив на узкие плечи Алисы вину за подростковые проблемы собственной дочери.

Совершенно неожиданно для меня Алиса подтвердила почти все, о чем говорила Шурина мама: да, она дерзит учителям, да, учится гораздо ниже своих возможностей, да, не ладит с собственной матерью, да, курит, да, регулярно ходит на дискотеки.

Дальше состоялся большой разговор. Обе девочки оказались контактными и достаточно искренними. Видно было, что никто и никогда не говорил с ними о них самих, не стремясь что-то в них немедленно исправить или откорректировать.

А что бы вы сами хотели в себе изменить? - спросила я.
- Вот я бы хотела похудеть и стать немного красивей... - немедленно затянула Шура. - И еще бы я хотела, чтобы стать менее ленивой...
Алиса молчала и нервически крутила в пальцах ку¬бик из строительного набора. Ее красота и стройность были несомненны.
- А ты, Алиса?
- Я боюсь людей. Я всего стесняюсь. Я хочу, чтобы этого не было, - выпалила девочка. Подруга взглянула на нее с комическим удивлением:
- Ты стесняешься, Алиска? Ты?!
- Расскажи об этом, если можешь, Алиса, - попросила я.

Полуприкрыв огромные глаза, торопясь, словно опасаясь, что ее прервут, Алиса рассказала, что она всегда боялась людей, боялась какой-то опасности, которая, как ей казалось, от них исходила. Ничего такого страшного с ней никогда не случалось, если не считать того, что когда Алисе исполнилось пять лет, горячо любимый отец бросил ее и мать и ушел к другой женщине. Алиса, долго не могла с этим смириться, плакала по ночам, чтобы не видела мама. Теперь она понимает, что это глупо, но тогда ей казалось, что если бы она вела себя как-нибудь по-другому, то отец не ушел бы из семьи и навсегда остался с ними. С тех пор она все время боялась сделать что-нибудь не так и вызвать какое-нибудь непредсказуемое, но ужасное последствие. В школе она боялась отвечать, даже если наверняка знала ответ. В письменных работах делала много ошибок, потому что подолгу думала над правописанием каждого слова и в конце концов запутывалась в правилах и писала наугад. Большинство девочек в классе были крупнее и сильнее ее, и Алиса очень боялась, что они за что-нибудь на нее разозлятся и побьют ее. Так она боялась годами, пока однажды ей все это не надоело. Алиса всегда была самолюбивой и даже тщеславной девочкой. Ее внешние данные были почти безукоризненными. И она решила, что всего бояться - это не лучшая защита, а лучшая защита - это нападение. И Алиса начала нападать. И с удивлением обнаружила, что нападающих боятся и даже уважают. Никакого удовольствия от своего вновь приобретенного имиджа девочка не испытывала. Она научилась хамить и отвечать оскорблением на оскорбление, но по-прежнему стеснялась первой обратиться к незнакомому человеку, стеснялась попросить о чем-то, по-прежнему испытывала неудобство, отвечая у доски. И она по-прежнему мечтала от всего этого избавиться.

Новый способ зашиты, который избрала для себя Алиса, естественно, не принес ей ощущения безопасности. Низкая самооценка Алисы, вероятно, коренилась в ее раннем детстве, в уходе отца (за который она винила себя), в ощущении своей физической хрупкости и слабости в сравнении с большинством сверстников. И эта низкая самооценка никуда не делась, хотя теперь Алиса прекрасно понимала, что в уходе отца виноваты его конфликты с матерью, а ее внешность и физические данные теперь, в пору почти наступившей юности - не проигрышная, а выигрышная карта. В ощущении же ничего не менялось. И хотя Алиса старалась компенсировать свою проблему показным хамством, «крутостью», наплевательским отношением ко всему, проблема, естественно, оставалась с ней.

Иногда человек тянет проблему «стеснительности» из детства во взрослую жизнь практически без изменения, смиряясь с ней и даже не пытаясь (пусть неудачно - как Алиса) с ней справиться. И тогда появляются взрослые мужики и женщины, - «тюхти», «мямли» и «рохли», которых «каждый может обидеть», которым «каждый может в рожу плюнуть», которые «совершенно не умеют настоять на своем», «постоять за себя» и т. д. и т. п.

Главная проблема таких людей состоит не в том, что у них не хватает сил или способностей. Способностей у них зачастую с избытком, и хватает не только на собственное существование, но еще и на кандидатскую, а то и докторскую диссертацию начальника. Силы и даже решительность тут тоже ни при чем, так как иногда в критических, угрожающих обстоятельствах именно «рохля» ведет себя хладнокровно и решительно, направляя и организуя действия других. Дело в том, что в обычной жизни человек с низкой самооценкой (чаще подсознательно, но иногда и сознательно) уверен в том, что он и не заслуживает больше того, что реально имеет. Его обошли по службе? «Ки¬нули» ловкие мошенники? Обманул лучший друг? Ну конечно, все так и должно было случиться - ведь со мной всегда происходят такие вещи, так уж я устроен. Снаружи, для других, «рохля» и «тюхтя» может огорчаться и даже негодовать, но про себя уверен, что в мире все устроено справедливо, и он получил именно то, что ему «положено по статусу», то есть согласно самооценке.

Как раскрепостить ребенка для формирования в нем твердого и уверенного характера? Этим вопросом задаются многие родители, поскольку сегодняшние дети лучше «общаются» с техникой, чем со своими сверстниками. Не всегда проблема замкнутости в самом ребенке. Иногда он просто не знает как себя вести в той или иной ситуации, и простой пример или разговор с вашим ребенком может раз и навсегда решить данную задачу.

Общение ребенка в коллективе

Вопрос застенчивости детей имеет в сегодняшнем мире очень большое значение, поскольку часто родители не придают внимание развитию своего малыша, как личности. Еще с самого начала познания мира ребенком, когда он начинает ходить, нужно говорить с ним, рассказывая понятия «хорошо» и «плохо». Очень важно, чтобы уже на преовм годе жизни ваш малыш начал общаться с детьми. При чем это не только его сверстники, но и дети старше. Уже в этом возрасте формируется понятие того, что есть кто-то похожий на него, который его больше понимает, чем родители. Можно заметить, как детки в годовалом возрасте обмениваются игрушками, что является началом полноценного общения. Поэтому первым шагом к тому, чтобы ваш ребенок чувствовал себя в коллективе свободно, является приучение его с самого детства к играм с другими детками.

Следующим шагом можно считать посещение детского дошкольного учреждения. Хотя это кажется не столь важным и многие родители, которые могут сидеть дома с детьми, считают, что они способны обучать своего ребенка дома, то это не совсем так. Некоторые знания действительно родители могут поднести ребенку. Но в детском садике есть незаменимый опыт общения с другими детками, что формирует у вашего ребенка различные эмоции. Страх, смех, радость, счастье, удовольствие – все это воспринимается ребенком в коллективе по-другому. Уже на этом этапе детки учатся заводить друзей, выступать на утренниках и бороться со своими страхами. И если мама отдает ребенка в садик и видит, что он очень по ней скучает и не хочет идти, то даже в три года можно сказать, что раньше ребенку не хватало общения с детками. Ведь если бы он играл с такими же маленькими, то сейчас ему было бы намного проще. Как раскрепостить ребенка в коллективе, если он не хочет идти в садик? Главное – не стоит опускать руки и думать, что пусть он подрастет. Просто процесс адаптации в таком случае нужно растянуть – приводить ребенка для ознакомления на время, которое постепенно увеличивать.

Как раскрепостить ребенка в общении? Нужно говорить вашему малышу, что это мальчик или девочка, о его намерениях и о том, что он может не бояться. Например, если мама привела ребенка в садик, а они не хочет общаться с другими детками, то он просто не знает, что нужно делать. В таком случае надо объяснить, что «это мальчик, который хочет дать тебе игрушку или покататься с тобой на качели». Далее нужно познакомиться и попросить своего малыша сказать что-то о себе. Все довольно не сложно, просто нужно «ввести своего ребенка в курс дела».

Как раскрепостить застенчивого ребенка? Есть много разных методик этого, главные принципы которых – это постепенный, но систематический подход.

Технология раскрепощенного развития детей Базарного – это работа известного детского физиолога, которая позволяет развивать в ребенке все чувства и эмоции, а также улучшить общение с другими детьми. Главные элементы такой методики заключаются в том, что в процессе обучения ребенка, будь то дома или в садике, должны присутствовать все средства обучения. Мозг ребенка способен схватывать и запоминать все образы буквально на лету, а чтобы такие образы хорошо воспроизводились в памяти и затем применялись в жизни, нужно использовать все виды памяти. Поэтому для деток в процессе их обучения обязательно нужно приводить примеры и сразу применять обученный навык. Например, раскрепощение застенчивого ребенка нужно начать с приветствия. Нужно рассказать, что если видишь знакомого человека, то обязательно нужно поздороваться. И на следующее утро нужно закрепить этот навык, например походом к бабушке и приветствием ее.

Следующим элементом такой методики раскрепощения является формирование зрительных и двигательных образов. Например, утреннюю гимнастику нужно выполнять под музыку, тогда все упражнения лучше запоминаются, и в мозгу ребенка откладываются только приятные моменты утреней гимнастики, а не процесс пробуждения. Говоря о природе или людях, обязательно такие рассказы нужно подкреплять зрительными образами. Например, при изучении окружающего мира нужно рассказывать о солнышке, тучах, дождике и обязательно показывать картинки или просто вывести на улицу.

Такие, на первый взгляд пустяковые, моменты очень важны для понимания ребенка того, что окружающий мир и люди нужны для того, чтобы их познавать и не бояться.

Поэтому главный принцип раскрепощения ребенка в коллективе, это раннее формирование привычки познавать и играть с другими детьми. Это не менее важно, чем режим дня ребенка, поэтому родителям не стоит упускать этот момент из вида.

Боязнь ребенка публики

Часто родители сталкиваются с проблемой, что их ребенок выходит на сцену и забывает слова. И на первый взгляд это кажется смешным, но это формирует у ребенка доминанту, которая потом может стать причиной боязни выступать перед любой аудиторией. Ведь в будущем ребенок должен работать, а разные презентации и умение общаться с публикой – это может быть его главным заданием. Поэтому формирование раскрепощения не только в коллективе, но и на публике очень важно, если вы видите своего малыша успешным в будущем.

Часто первое выступление может быть в садике на новогоднем или другом утреннике. Как же раскрепостить ребенка перед выходом на сцену? Во-первых, нужно хорошо выучить слова стиха или песни, тогда главный страх ребенка того, что он что-то забудет, просто исчезнет. Нужно рассказать, что предстоит ребенку, кто будет его слушать и обязательно сказать, что мама или папа тоже придут на него посмотреть. После такой устной подготовки нужно провести репетицию. Попросить ребенка дома рассказать стих, выйдя на центр комнаты для мамы и папы. Если все успешно, то далее можно пригласить бабушку или соседку, тогда уже репетиция будет настоящая. Таких мер как правило достаточно, чтобы выступление было успешным. После утренника нужно закрепить успех, подчеркнув, что ваш малыш молодец и вы им гордитесь.

Танцы – очень важное направление в общении ребенка с другими детьми и формировании здоровых привычек. Не у каждого ребенка получается хорошо танцевать, но это очень полезно для формирования правильного поведения и устранения боязни противоположного пола. Как раскрепостить детей в танце, это главная задача для тренера, чтобы танец был успешным. Для этого нужно в первую очередь, чтобы ребенок знал своего партнера. Если они дружат и хорошо общаются, то их движения будут более смелыми. Важно также хвалить ребенка, чтобы он знал, что делает все правильно и хорошо, тогда он будет стараться еще больше. Для большего раскрепощения можно для ребенка поставить кого-то в пример, например известную балерину или фигуристку, которая не боится выступать перед публикой.

Такие простые советы помогут сформировать не только полезные привычки, но и характер ребенка в дальнейшем.

Как раскрепостить ребенка не выходя из дома? К сожалению, такого не бывает, ведь каждому человеку, в том числе и маленькому ребенку, обязательно для формирования смелости и уверенности в себе нужно общение с другими людьми. Поэтому обязательно приучайте вашего малыша к общению с другими детками и формируйте у него полезные привычки. Не забывайте, что садик и школа – это не только обучение, но и общение и дружба.

Анастасия Пащенко, психолог
Портал Владмама

Почему ребенок стесняется? На сегодняшний день списка причин такого поведения не существует. Как правило, причина излишней стеснительности - заниженная самооценка. Есть, правда, одно исключение - стеснительность/осторожность при общении с людьми в норме характерна для детей от 7 месяцев до 2,5-3 лет. В этом возрасте практически все здоровые дети начинают опасаться незнакомых людей (в основном взрослых, но бывает, что и детей тоже).

Это поведение совершенно естественно для малыша. В других возрастных категориях стеснительность - следствие низкой самооценки. Неверно думать, что низкая самооценка формируется у ребенка, которого все вокруг бесконечно третируют, унижают или не обращают внимание. Порой достаточно какой-то мелочи, чтобы ребенок стал вдруг, ни с того ни с сего (с точки зрения взрослого), считать себя ни на что не годным и никому не интересным.

Стеснительность - это проявление защитного поведения.

Ребенок старается стать незаметным, "надеть маску" в кривляньях, спрятаться за маму, будто "слиться" с ней воедино. "Это не я, это моя мама сейчас перед вами, а меня тут нет", - словно говорит дочка, повиснув у Вас на шее. "Это не я, посмотрите, эта девочка совершенно не похожа на меня", - показывает она другому человеку своим кривлянием. Наверняка с людьми, которым Ваша дочь доверяет, она ведет себя совершенно нормально. То есть девочка не ждет от них оценки и готова быть перед ними сама собой. И то, что она ревнует свою единственную подругу, боится ее потерять, потому что какая-то другая девочка может оказаться лучше, чем она, "пугается, когда дети начинают жаловаться на нее", то есть опасается, что все узнают какая она на "самом деле" - подтверждает мою гипотезу о сниженной самооценке + "Дома требует постоянного непрерывного внимания", - пишете Вы. То есть постоянно нуждается в уточнении, что с ней все в порядке, что она ценна сама по себе - тоже говорит "за".

То, что после стеснения наступает период вызывающего поведения, закономерно. "Вы не уважали мое состояние, оказывая мне чрезмерное внимание, которое вынести мне было трудно, обнимали и целовали меня без моего согласия. Что же, теперь я вам отомщу. И буду делать то, что вам наверняка не понравится!" - примерно по такому "плану" действует ребенок. Обратите внимание, что слово "план" я написала в кавычках. План этот возникает спонтанно, ничего спланированного и обдуманного тут нет. Ребенок действует реактивно. Есть действие и на него малыш выдает реакцию. "Вы не уважали меня, теперь я не буду уважать вас".

Что же делать?

· Во-первых, как ни странно это прозвучит, - "разрешить" стесняться. Зная такую особенность ребенка, оградить его от излишних расспросов, объятий и тем более поцелуев. Вашей дочери нужно время, чтоб присмотреться, привыкнуть и решить доверять или нет стоящему перед ней человеку, пусть даже она его видела тысячу раз перед этим. Вам необходимо какое-то время спокойно, терпеливо и с пониманием относиться к тому, что дочь виснет на Вас и кривляется. Ведь теперь Вам известно, что ребенок привык так защищаться, ей нужно время, что научиться вести себя по-другому. В моей практике был случай, когда мама намеренно уговаривала свою застенчивую шестилетнюю дочь стесняться. Дело было перед Новым годом, и девочке предстоял поход на утренник. За несколько дней до утренника, мама начала рассказывать, куда они пойдут, и что там ожидает девочку. "Но ты, конечно, можешь не водить хоровод, и не петь песни. Ты можешь просто сидеть у меня на коленях и смотреть, как другие дети веселятся", - спокойно и без иронии говорила эта мама. Что же произошло: ребенок был хорошо информирован, что его ждет, к чему готовиться и получил возможность выбора вести себя так или иначе. К слову сказать, на утреннике стеснительность в этом случае как рукой сняло.

· То есть, во-вторых, планируя посещения или встречи, где девочка может начать стесняться, предоставить ей максимум информации, что ее ждет. Для многих стеснительных детей порой даже приятный сюрприз может привести к самым неожиданным последствиям.

· В-третьих, предоставить возможность выбора, как себя вести. Здесь можно использовать приемы сказкотерапии. Например, рассказать, а еще лучше разыграть с помощью игрушек, историю о том, как зайчик или принцесса (персонаж зависит от возраста девочки, который Вы, к сожалению, не указали) стеснялся-стеснялся, кривлялся, прятался, "лишался" из-за этого всяческих удовольствий и приятностей, и, в конце концов, победил эту стеснительность и с тех пор зажил счастливо. И в этой истории воспроизвести типичные для Вашей малышки способы поведения, слова. Здорово, если стесняющимся героем в игре будете Вы, а уговаривающими его действовать по-другому - Ваша дочь.

Агрессивность - обратная сторона застенчивости

Агрессия, которую иногда проявляет девочка, может быть следствием как исследовательского поведения, характерного для детей дошкольного возраста, так и быть способом "отомстить" другим за свои "страдания". Ребенок не хочет быть плохим (а с низкой самооценкой он таковым себя считает), и старается доказать окружающим, что это не так+ с помощью агрессии. По тому, что вы написали, я больше склоняюсь к первой версии. Девочка смотрит мультик, где немотивированные тычки и обиды в каждом кадре и пытается воспроизвести их в реальности, чтобы "переварить" эту информация, понять, как это происходит и пробует такое поведение на сверстниках. Даже если Вы ее не наказываете физически, она наверняка знает, что такие способы существуют, и пытается их "осознать" в игре. Посмотрите мультфильм вместе с ней. Расспросите ее ненавязчиво, что ей нравится в нем. Как она думает, что герои чувствуют, почему они так поступают. Если ребенок бьет других детей, расспросы, почему он это делает, часто действительно безрезультатны.

Гораздо лучше после происшествия спросить, а можно ли бить его самого? Ведь если можно бить другого, значит и его тоже можно. Это позволяет ребенку научиться "вставать" на место другого человека, и принять решение "не бить", не потому, что взрослый накажет, а совсем по иному мотиву.

И последнее. Самым лучшим способом коррекции стеснительности (вернее низкой самооценки) являются формы групповой работы. Для дошколенка такой работой могут в принципе стать любые развивающие занятия, где педагог придерживается принципов гуманно-личностного подхода. А именно, учитывает особенности ребенка, готов "идти" за ребенком, а не за программой, в темпе, с которым справляется ребенок. На мой взгляд, идеально такой подход реализуется на занятиях по системе М. Монтессори.

Такому ребенку педагог даст время, чтобы освоиться, "обжить" помещение, где проходят занятия. Стеснительные дети в группе находятся под защитой и вниманием взрослого. Педагог следит, чтобы ребенок имел возможность самостоятельно выбирать себе деятельность, испытывать чувство удовлетворения и ощущение успеха от своего занятия. На Монтессори-занятии у стеснительного ребенка всегда будет возможность высказать свое мнение и убедиться, что его услышали. Постепенно каждый ребенок становится полноправным участником группового процесса, видит свою возможность влиять на него, начинает понимать, как другие люди влияют на него и учится противостоять этому влиянию безопасными способами. Ребенок учится отстаивать свой выбор, мнение, позицию. Учится просить и принимать помощь. Кроме того, для родителей в нашем Центре работает "Школа сознательного родительства", проводятся семинары и тренинги. Записаться на занятия Вы можете по телефонам: 232-12-92, 250-02-12.