Библейское предание блудный сын читать. Современное толкование притчи о блудном сыне. Притча о блудном сыне: в чем смысл

Было у человека два сына. Старший - спокойный да хозяйственный, работает в поле, отцу помогает. А младшему все не сидится дома, хочется дальние страны посмотреть.
И говорит он отцу: - Вы тут с братом хозяйничайте, а мне дайте мою долю наследства. Я пойду путешествовать. Отец уговаривает его: - Ну куда же ты пойдешь? Ты молод еще, людей не знаешь, никакому делу не обучен. Пропадешь!
А сын не отступается: "Пусти да пусти". Отец видит - делать нечего, выделил младшему сыну его долю и отпустил.

У младшего сына сборы недолгие: купил себе вороного коня, седло, рубаху шелковую и шапку новую, богатую, расшитую золотом. Оставшиеся деньги завязал в платок, платок положил за пазуху, сел на коня - и поехал.
Долго ли ехал он, скоро ли, а занесло его на чужую сторону, в большой город. Дома каменные, высокие, народу много, все спешат. Весело! Навстречу ему идет прохожий. Он его и спрашивает: - Скажи, добрый человек, где тут можно ночлег найти? А прохожий ему: - Много ли у тебя денег? Тот вынул из-за пазухи платок, развернул его и показывает прохожему: - Вот сколько, гляди!
У прохожего глаза разгорелись. - Да ты, оказывается, богач! Я тут знаю один дом. Это самый хороший постоялый двор в городе. Туда и пойдем.
Пришли на постоялый двор. Младший сын спросил себе лучшую комнату, а коня велел накормить отборным овсом. А на дворе уже народ толпится. Прослышали, что богач к ним в город пожаловал, и хотят на него посмотреть.
Видят, что молод и прост, и говорят ему: - У нас, брат, здесь такой обычай, чтобы самый богатый всех поил-кормил. Ему и лестно, что его за самого богатого считают. - Что ж, - говорит, - это хороший обычай. У нас дома тоже всегда много народу за стол садится.
И всех приглашает к обеду. Все пируют, веселятся, хвалят своего нового друга: он и краше всех, и умнее всех, и поет лучше всех, и пляшет! А тот уши развесил и рад. Каждому слову верит.
Пошла у него с той поры развеселая жизнь. Что ни день - пир горою. Днем пьянствует, ночью в кости играет на деньги. А сам думает: "Глупый я, глупый: сидел до сих пор дома и не знал даже, что на свете бывают такие славные да веселые люди!"
Но вот в один прекрасный день сунул младший сын руку за пазуху, вынул платок, развернул его, а в платке ничего нет. Все потратил.

"Ну ничего, - думает. - Зато у меня много друзей. То я их кормил, а теперь они меня кормить будут". А дружки-товарищи как увидели, что с него больше взять нечего, так все и разбежались. Словно их никогда и не было.
Младший сын погоревал-погоревал и пошел шапку свою продавать. На те деньги хозяин постоялого двора три дня его кормил.
На четвертый говорит: - Давай еще денег. У нас даром не кормят.
Младший сын говорит: - Денег у меня нет. На, возьми мое седло.
Хозяин седло взял и за это кормил его еще три дня.
Потом младший сын отдал хозяину рубаху шелковую, кушак, уздечку. Все, что мог, отдал, и, наконец, уже ничего не осталось. Хозяин говорит: - Давай коня. Все равно тебе его не прокормить - одна обуза. Да и без седла куда поедешь? Продашь коня - так и быть, живи у меня еще месяц. Пошел младший сын в конюшню с конем прощаться. Поцеловал его между ушами и заплакал.
Вот когда припомнился ему родной дом! "Как-то там, думает, отец? Как брат? Здоровы ли? Вспоминают ли когда? И зачем только я от них ушел?"
А возвращаться стыдно. И побрел младший сын без шапки, босой, искать себе заработка. Толкнулся в один дом, спрашивает: - Нужен вам работник?
- Нужен, - отвечают. - Шить умеешь?
- Нет, не умею. - Тогда не нужен.
Пошел в другой. - Работник требуется?
- Очень даже требуется, - говорят. - Семья у нас большая, а стряпать некому. Будешь у нас за повара. А он говорит: - А я стряпать не умею.
- Тогда прощай!
В третьи ворота стучится. Там дом строят, рук не хватает. Обрадовались ему, говорят: - Иди к нам плотничать! А он никогда и топора в руках не держал.
И всюду его спрашивали, что он умеет делать. А он ничего не умеет. Наконец пришел к одному человеку, тот ему и говорит: - Ну что ж, если ты ничего не умеешь, придется тебе свиней пасти. И младший сын остался у этого человека свинопасом.
Приключился в той стране неурожай, и наступил голод. Хозяин говорит: тебя кормить больше не можем. Сами еле перебиваемся. А жить - живи у нас, если хочешь. Остался у хозяина - куда он пойдет? И подъедал за свиньями отруби в корыте.
Горько стало ему! И все чаще дом родной вспоминается. "Там, у отца, - думает, - последний работник ест вволю, а я здесь должен с голоду пропадать! Пойду-ка я лучше к нему, повинюсь. Простить ты меня не простишь, - скажу ему, - но возьми меня к себе в работники. Я хоть сыт буду, и около тебя".

Подумал так и стал к родной стороне пробираться. Оттуда-то он как ветер мчался - на коне! А обратно ползет еле-еле: сил мало, изголодался весь, иззяб. Посчастливится - орешков соберет в лесу или ягод. А то у добрых людей хлеба попросит. Так и дошел до родных мест. И чем ближе к дому, тем ему страшнее. Как-то встретит его отец? А вдруг с глаз долой прогонит и не захочет даже выслушать?
Задумался он об этом, смотрит - а вдали родной дом. Ближе, ближе подходит к дому, а там какой-то старик на пороге. Старик этот - его отец. Он сразу признал своего сына и кинулся ему навстречу.
Блудный сын упал перед ним на колени и заплакал: - Отец, отец! Зачем я не послушал тебя? Зачем бросил дом родной и ушел на чужбину? Деньги твои я все промотал, а потом скитался и маялся. Простить ты меня не можешь, я знаю, но возьми меня к себе хоть в работники.
Но отец поднял его с колен и поцеловал. - Разве ты забыл, что я твой отец, а ты мой сын? Как могу я тебя не простить? Да, ты виноват, но ты воротился, раскаялся. Идем же в дом скорее и забудем все горести!
И громким голосом крикнул работникам: - Сын мой вернулся! Несите самые лучшие одежды! А к ужину зажарьте самого лучшего теленка! И созвал полный дом гостей, и стали они пировать.
А старший сын идет с поля и слышит громкие голоса, смех, песни. Подзывает работника и спрашивает: - По какому случаю в доме моего отца пирование? Работник ему говорит: - Вернулся твой младший брат, и хозяин велел в его честь зажарить самого лучшего теленка. Обидно показалось старшему, что так встречают его брата. "Что же это такое? - думает. - Я всю жизнь при отце, пасу его стада, поля его возделываю, старость его утешаю. А брат мой гулял по свету да деньги отцовские тратил. В его честь пир устраивают, гостей созвали, а про меня отец и не вспомнит! Не пойду к ним!"
Но тут отец сам к нему вышел, взял его за руку и сказал: - Идем же скорее! Ты видишь, какая у нас радость? Твой брат пропадал и нашелся. Ведь мы думали: он умер, а он здесь, живой! И старший брат вошел в дом, увидел младшего и не узнал его: такой он стал худой и бледный.
- Видно, хлебнул ты горя, - сказал он, обнял брата и сел с ним рядом.

Блудный сын

Леонид Банчик Пожалуй, самой проникновенной притчей из всех, рассказанных Христом, является притча о блудном сыне (или о расточительном сыне, как ее называют на других языках). По этой притче великий Рембрандт написал в 1669 году свою последнюю картину, в центре которой старый слеповатый отец и коленопреклоненный сын, вернувшийся в родительский дом после долгой разлуки. Сын повернут спиной к зрителям, но мы многое можем узнать о нем по лохмотьям, стоптанной обуви, струпьям на голове, голой пятке. Руки старца ощупывают сына. Вероятно, он уже не в силах прижать сына к себе. Рядом находятся другие люди, свидетели трогательной встречи, однако Рембрандт показал их фигуры явно второстепенными. Все наше внимание сосредоточено только на двоих - отце и сыне. Художник к тому времени потерял своего любимого сына, и эта Библейская история была ему особенно близка. Иисус отвечал на обвинение фарисеев в том, что "... Он принимает грешников и ест с ними" (Лука 15:2) . Учитель рассказал им сразу три притчи, показывающи е отношение Бога к своим чадам, даже , казалось бы, к самым недостойным чадам. В этих историях заблудшая овца, потерянная драхма и блудный сын символизируют покаявшихся грешников, а старший сын - образ фарисеев и всяких самоправедных людей. Кто же тогда отец? Конечно же, это добрый и любящий Господь. Пожалуй , Рембрандт допустил в картине единственную ошибку, изобразив отца слепым. В притче Христа он вполне здоровый и необычайно деятельный хозяин имения. Итак, обратимся к притче и трем ее главным героям - отцу с двумя сыновьями, причем разделим наш рассказ на две части.

Часть первая. Младший сын

"Еще сказал: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему " (Лука 15:21-16) . Когда в семье несколько детей, то родители обычно считают старшего своей опорой, главным наследником , зато младшим достается больше родительской любви. Младший сын потребовал свою часть имения , и отец исполнил его просьбу, хоть мы не видим в ней сыновне го уважения . Согласно Моисеев у закону, это была третья часть, потому что две трети полагались первенцу (Втор. 21:17). Но обязан ли был отец удовлетворить его просьбу? Конечно, нет. Наследство полагалось после смерти отца, а не при его жизни. Вспомните шекспировского короля Лира! Он все раздал дочерям, рассчитывая на царский прием в их домах, а его попросту вышвырнули вон за ненадобностью. В нашей притче отец соглашается отдать часть наследства младшему сыну, оставаясь хозяином двойной части, которая после его смерти отойдет к старшему. П о истечении немногих дней младший, обратив имущество в деньги, подался в дальние края. Нам неизвестно, сколько времени ушло у него на растранжиривание состояния. Скорее всего, произошло это достаточно быстро , так как распутная жизнь требует немалых затрат. И вот уже бывший барчук вынужден устроиться на самую низкооплачиваемую работу. Для еврея быть свинопасом наиболее позорно. Вероятно, Иисус намеренно дал Своему герою такую профессию, чтобы показать слушателям: Господь прощает кающихся грешников, даже если они упали ниже допустимого в глазах общества порога, ниже предела падения. Рожковое дерево растет в Израиле, Сирии, Малой Азии. Его стручки, терпкие на вкус, служили пищей для скота и бедных людей. Сегодня их добавляют в напитки и сладости. По христианскому преданию рожками питался Иоанн Креститель. У раввинов есть интересная поговорка: "Когда евреям приходится есть рожки, тогда они каются". Может быть, предтечей поговорки стала притча о блудном сыне? Ведь ему не доставалось даже этой невкусной пищи. И он задумался... " Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих " (Лука 15:17-19) . Любому неверующему человеку стоит задуматься: кем я был, кто я есть сейчас, что мне делать дальше и Кому доверить свою жизнь. Однако Александр Мень справедливо писал: "Эта притча также о нас, когда мы забываем о своем Небесном Отце, когда мы уходим от Него далеко, увлеченные своими страстями, мелочами, повседневностью жизни... Это о нас, когда мы оторвались, отпали, отошли, заблудились, потерялись". Блудного сына заставила задуматься нужда. Он сам виновен во всем происшедшем. Он хочет изменить свою жизнь. Он готов идти в наемники к собственному отцу. Он знает, что слуги отца живут значительно лучше, но его возвращение нельзя свести просто к желанию хорошо питаться. Почему? Потому что он признает свой грех перед Богом и отцом. Потому что он понимает, что был недостойным сыном и не имеет права носить имя отца. Потому что он переступает через свою гордыню и готов стать слугой в доме, где когда-то был хозяйским сыном. Происшедшее с ним и есть истинное покаяние, когда все мирское отбрасывается в сторону, и ты стоишь один перед Богом в слезах и мольбе о прощении. " Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим " (Лука 15:20-21) . Господь знает наши мысли. Блудный сын отправился в обратный путь, а отец уже ждал его. Он был еще далеко, а отец уже его увидел. Он шел пешком, а отец побежал ему навстречу. Он еще не успел вымолвить ни слова, а отец обнял его и расцеловал. Вот так Бог спешит навстречу каждому кающемуся грешнику, и на небесах в этот момент ликование, великий праздник! Как сказал Иисус: "Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся " (Лука 15:10). Старая р усская поговорка гласит: "Кто кого обидит, тот того и ненавидит". Ненависть издавна означала нежелание видеть. Человек, незаслуженно обидевший другого, часто считает себя правым и не желает видеть свой грех. Но если он осознает свою вину, попросит прощения у Бога и у того, кому нанес обиду, то обретет Божью любовь. Младший сын оскорбил отца уходом из дома и растратой имущества, но он вернулся и возвращает отцовскую любовь. Он вслух повторяет слова покаяния, которые были в его мыслях, но кое-что не успел договорить. Что именно? "Прими меня в число наемников твоих". Отец не дал договорить сыну, зная его мысли. Покаявшемуся грешнику полагается иная участь. Он вновь становится сыном, любимым сыном. " А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться" (Лука 15:22-24). Отец велел одеть сына в лучшую одежду - самую дорогую, которую носили только знатные люди. В такую одежду был облачен Ангел, возвестивший пришедшим к гробнице женщинам о воскресении Христа. Тем же греческим словом "столе" названа о дежда всех пострадавших за веру (Откровение 6:11). Младший сын получил в подарок перстень как символ власти и восстановления в правах , а также обувь, отличавшую хозяев от слуг. Отец устроил пир, символизирующий грядущий брачный пир Христа со всеми верующими в Него. Сын был мертв и ожил. Пока мы живем без Бога в своих грехах - мы мертвы. Только верой можно обрести жизнь . Отец ни словом не упрекает сына, потому что он вернулся с раскаянным сердцем. Так и Господь прощает грешника, призвавшего Его имя, облачает его в лучшие одежды и ведет Своим путем в вечность.

Часть вторая. Старший сын

"Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым " (Лука 15:25-27). По людским меркам у старшего сына был повод для обиды. Отец отдал часть имения младшему, оставшись хозяином той части, которая по наследству должна достаться младшему. Один сын стал самостоятельным владельцем, а другой, главный наследник, по-прежнему подчинялся отцу. Младший вернулся без средств к существованию, а отец по-царски одарил его, устроил великий пир, и все это за счет наследства старшего сына. Так что был повод рассердиться, но чисто мирской повод. Ведь вернулся его родной брат! Отец празднует возвращение сына, почему же брат не рад возвращению брата? В его поведении проглядываются многие отрицательные черты фарисеев: самоправедность, презрение к падшим людям, гордыня. Старший сын возвращался с поля, вероятно, после тяжелой работы. Ему хотелось покоя и тишины, в то время как из дома раздавались ликующие крики и пение. Он понял, что сегодня отдыха не будет, оттого усилилось раздражение. Спрос ил у слуги, что там происходит. У слыша л ответ: вернулся его брат в добром здравии. Теперь-то, узнав такую новость, ему бы забыть об усталости, броситься навстречу нашедшемуся брату, присоединиться к пиру! Увы... " Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка " (Лука 15:28-30). Иисус показывает нам в притче, насколько бывает зол человек, и насколько добр Бог. Брат не желает видеть брата, за что заслуживает сурового наказания. Однако Господь, предстающий перед нами в образе отца семейства, идет навстречу сыну, чтобы растопить ледяную глыбу обиды, уговорить его войти в дом и присоединиться к торжеству. Отец вышел к сыну, а тот воспринял поступь Божьей любви лишь как повод высказать свои претензии. Ответного шага он не совершил. Когда мы на кого-либо сердимся, то часто напоминаем малых детей. Примерно так выглядит жалоба старшего сына насчет козленка и теленка. Отцу лучше знать, стоит ли разрешать ему устр ои ть собственный пир. Может быть, поедая вкусное мясо в кругу друзей, запивая его вином, послушный прежде сын забудет о работе и обо всем на свете. К тому же, он говорит отцу "этот сын твой". Не "мой брат", а "твой сын". Так обычно кричат родители в пылу спора из-за детей: "Это твой сын, ты им и занимайся". Вот и получилось, что отец обрел сына, а брат не желает обрести брата. У старшего сына есть заслуги перед отцом, которые он нескромно называет. Да, он честно исполнял свою работу, но в его словах мы не видим любви к отцу. Скорее всего, сын воспринимал отца, как своего начальника, которому следует подчиняться, и только. Если бы была в нем сыновняя любовь, он бы понял и разделил радость отца. К младшему брату он ничего, кроме презрения, не испытывает. Отец не упоминает грехов блудного сына, потому что тот покаялся. Зато старший помнит обо всем: "... этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами ". Нет в его словах милости, нет сострадания. Отец же отвечает сыну словами великой любви. " Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся" (Лука 15:31-32) . В греческом тексте стоит не "сын", а значительно более ласковое "текнон" - дитя, ребенок. И следует отметить, что м нения богословов по поводу старшего сына разделились. Одни считают, что Иисус не мог в этом образе показать фарисеев и книжников, так как они не достойны слов Отца "ты всегда со мной" и "все мое твое". Я придерживаюсь другой точки зрения, основанной на том, что Израилю "... принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования; их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь " (Римлянам 9:4-5). Как много дано Богом избранному народу , который Он хранит на протяжении тысячелетий ! Именно это имеет в виду Отец, говоря сыну "ты всегда со мной" и "все мое твое". Но все перечисленные благословения не дают спасения, которое обретается верой во Христа. Поэтому фарисеи и книжники в лице старшего сына поставлены перед выбором: войти в дом и присоединиться к пиру или остаться снаружи перед закрытой дверью. Отец пытается вразумить сына, делая ударение на "брат твой". Старший сын обязан признать в младшем своего брата , как фарисеи должны прекратить с надменностью смотреть на мытарей и блудниц. Иисус показывает, что нашими братьями и сестрами являются все принявшие Его в свое сердце и исповедующие Библейские истины, независимо от социального статуса, независимо от национальной принадлежности. Думаю, Иисус намеренно не закончил притчу положительным или трагическим финалом. Он дает возможность поразмыслить Своим слушателям, поразмыслить и нам с вами. При внимательном рассмотрении себя в зеркале мы найдем черты как младшего сына, так и старшего. Все мы грешны и не раз отдалялись от Отца своими неправедными делами. Все мы испытывали зависть, гордыню, напрасные обиды. Но у нас есть любящий Отец, называющий нас Своими детьми и приглашающий в Свой дом на великий пир ... К притче о блудном сыне обращался не только Рембрандт, но и многие художники и поэты. Прочтите прекрасное стихотворение Льва Болеславского. Если вы еще не доверили свою жизнь Христу, то, возможно, эти стихи помогут и вам просить прощения у Небесного Отца. Прости, Отец, прости, Господь,
Я плохо видел, мало слушал.
Я думал, что наполнил плоть,
А вышло, что истратил душу.

Ты даровал благую часть,
Затем чтоб ближе стал к Тебе я,
Но я схватил ее скорее,
Чтоб отделиться и отпасть.

Лишь в наслаждении одном
Блазнился смысл, дразнилось счастье,
Лишь женской плотью и вином
Я жаждал вечно насыщаться.

Зрел всюду, душу ослепя,
Земные блага, изобилье,
А пустоту внутри себя,
Увы, увидеть был не в силе.

Ушло имение из рук,
Уже ни золота, ни меди.
И -- где друзья? Взглянул вокруг

,
И вдруг увидел, как я беден.

Прости, Отец, прости, Господь.
Я плохо видел, мало слушал.
Я думал, что наполнил плоть,
А вышло, что истратил душу.

ТОЛКОВАНИЕ ПРИТЧИ О БЛУДНОМ СЫНЕ

У некоторого человека было два сына:

Под образом этого человека представляется Бог; два сына - это грешники и мнимые праведники и книжники.

Младший из них:

Младший, более легкомысленный, еще не искушенный тяжелыми опытами жизни.

Дай мне:

Сын младший представляется уже достигшим совершеннолетия, по которому мог просить отца своего о разделе с братом имения.

Следующую мне часть имения:

По закону Моисееву (Втор 21, 17), Младший сын получал половину того, сколько получал старший.

Разделил им имение:

Отец, еще до смерти своей, не потому чтобы обязан был к тому законом, но потому, что мог и захотел поступить так.

Собрав все, пошел:

Тяжела ему показать опека отеческая; отец не мог дать ему свободы жить так, как хочется, а потому он ушел в дальнюю сторону, чтобы отеческий глаз не мог наблюдать за ним, и он мог пожить по своей воле. Так человек, наделенный от Бога дарованиями духовными и телесными, почувствовав влечение к греху, начинает тяготиться божественным законом, данным ему в руководство для жизни и, отвергнув иго закона, предается беззаконию, живет по своей воле, никого и ничего не слушает, расточает в духовном и телесном распутстве дарования, какими наделил его Бог.

Дальняя сторона:

Есть образ далекого отчуждения грешника от Бога, глубокого падения его нравственного.

Настал великий голод:

К бедствию присоединилось новое внешнее бедствие, которое сильно должно было подействовать на юного развратника. Так нередко Бог посылает на грешника бедствия внешние, чтобы более образумить его, и эти беды суть для него и наказание и вместе призыв Божий к покаянию.

Пасти свиней:

Самое унизительное для истого иудея занятие. Закон иудейский запрещал иудеям есть свинину, свинья была для них противным животным. Так нередко грешник, когда привязывается, чтобы заглушить сознание свое греховное, к какому-либо мирскому предмету, унижается еще более и доходит до самого бедственного состояния.

Наполнить чрево свое рожками:

Это плоды одного дерева, растущего в Сирии и некоторых местах Малой Азии, которыми откармливали свиней и которые впрочем иногда употребляли в пищу и бедняки (вроде наших дубовых желудей).

Но никто не давал ему:

И этой скудной пищи ему не удавалось приобрести, по причине сильного голода в стране той. Так бедственно было положение его, и так бедственны следствия греховной жизни. И благо грешнику, если он в бедствиях услышит милосердный голос Отца небесного, призывающий его к покаянию, и решится бросить эту греховную жизнь, как приточный распутный сын.

Придя в себя:

Оборот речи весьма выразительный. Такой оборот употребляется, когда после тяжкой болезни, сопровождающейся потерей сознания, человек приходит в себя, когда к нему возвращается сознание. Не так же ли болен, до потери сознания грешник, когда он объят грехом так, что не сознает требований воли Божией, не хочет знать ни закона естественного, ни закона откровенного, забывает и Бога, и совесть, и честь. Тяжкие следствия греха, в соединении с внешними бедствиями, приводят его наконец в себя; он как бы просыпается и начинает познавать предметы в их истинном виде; болезненные грезы рассасываются, трезвое сознание возвращается.

Встану, пойду к отцу моему:

Решимость грешника оставить грех и покаяться. Благословен Бог, призывающий снова к себе грешника! Благословенна минута, в которую в темной душе грешника засвечивается этот луч надежды на милосердие Божие и решимости покаяться!

Я согрешил против неба и пред тобою:

Небо в смысле особенного места присутствия Божия и местопребывания святых Ангелов и праведных людей; пред тобою - оскорбленным и негодующим любвеобильным и милосердным отцом. Это выражение и искреннего покаяния грешника, признающего, что грехом своим он оскорблял святого Бога и всех святых, окружающих престол Его.

Не достоин называться сыном:

Рвение глубокого смирения и не достоинства, каковыми сопровождается истинное покаяние грешника.

В число наемников твоих:

Выражение глубокой любви к дому и крову отеческому, по которой распутный сын желает, хотя бы на самых тяжких условиях быть принятым в дом отчий.

Когда он был еще далеко:

Все дальнейшие черты выставлены для яснейшего изображения великой любви Отца Небесного к кающемуся грешнику, возвращающей грешной душе то, что она потеряла через грех, и украшающей ее новыми благодатными дарами, чему сорадуются все святые небожители. Отец - старец, издалека увидев возвращающегося сына бежит сам ему навстречу, обнимает его, целует, и, приняв раскаяние, повелевает обуть и одеть его, вместо бывшего на рубища, в лучшие одежды и украсить его, а потом - стали все за трапезой веселиться. Все это человекообразные черты того, как по любви к кающемуся грешнику, Господь милосердно приемлет его покаяние и ущедряет его новыми, вместо утраченных, духовными благами и дарами.

Был мертв, и ожил:

Грешник отчуждающийся от жизни в Боге, - то же, что мертвый, так как жизнь человеческого духа возможна только в единении с источником его - Богом; в отчуждении же от Него жизни нет (1 Тим 5, 6. Рим 6, 13. Мф 8, 22); почему обращение грешника к жизни в Боге представляется как воскресение его из мертвых (Рим 6, 13. Еф 2, 1. Отк 3, 1)

Старший же сын:

В примечательных чертах изображается этот старший сын сравнительно с чертами характера отца и младшего своего брата. Он возвращается с работы и не хочет войти в дом свой, где веселятся по случаю возвращения брата, несмотря на зов отца; он упрекает отца за нелюбовь к нему, выставляет на вид труды свои, бесчувственно-холодно отзывается о брате, укоряет отца, что он так поступает в настоящем случае. Да, это они - по виду точные и строгие исполнители закона, холодные, бессердечные в отношении к заблуждающимся братьям, хвалящиеся исполнением воли Божией, не хотящие иметь общения с мытарями и грешниками, гордые, самомненные праведники, - это они - книжники, и фарисеи, и законники, - это их и им подобных образ в противоположность образу кающегося грешника и любвеобильного Отца-Бога.

Был на поле:

Работал, в противоположность младшему брату, который не хотел жить и работать в доме отцовском, а ушел в дальнюю сторону распутничать. Под образом работы на поле разумеется исполнение книжниками и фарисеями требований закона; о качестве и характере работы здесь не говорится.

Услышал пение и ликование:

Пение и ликование - символ веселья и радости вообще.

Он осердился и не хотел войти:

Так и мнимые точные исполнители закона, фарисеи, не хотели иметь общение с мытарями и орешниками и сердились на Господа, что Он не следует им в этом

Отец же его, выйдя, звал его:

Со словом любви обратился к нему отец, даже сам вышел к нему. Так и Бог с любвеобильным словом откровения, особенно через Господа Иисуса Христа, обращался к этим гордым и холодным исполнителям закона, но не находил и не нашел в их сердце сострадательности и любви.

Вот, я столько лет служу тебе:

Вместо сочувствия и любви к брату и отцу старший сын начинает вычитывать отцу наставления, выставляет свои заслуги, жалуется на обиду, поносит брата. В обращении к отцу у него не вырывается нежного любвеобильного - отче (батюшка); брата он не хочет называть братом,

А - этот сын твой:

И резкой чертой указывает его поведение; с особенной настойчивостью указывает на службу свою и на то, что никогда не преступал повелений отца. Таковы были гордые, самолюбивые, самонадеянные и холодные исполнители внешних требований закона, фарисеи и книжники. Примечательная черта, что все желание этого старшего сына сосредоточивалось на козленке, и он с завистью упрекает отца за откормленного теленка, заколотого по случаю возвращения пропавшего брата. В этом он видит свидетельство нелюбви к нему отца...

Он же сказал ему:

Хотя самооправдание, это выставление собственных заслуг, эта гордость и заносчивость перед отцом, это высокомерное и холодное презрение к брату сами над собой произносят осуждение, но Господь как бы более еще усиливает это осуждение любвеобильным обращением отца к этому старшему сыну. Еще раз с любвеобильным обращением - сын мой - отец хочет смягчить жестокосердие сына и возбудить в нем более человеколюбивые и нежные чувства.

Ты всегда со мною, и все мое твое:

Не все имение расточено братом твоим, и не твое, - твое осталось с тобой, а тому отдано было свое. В отношении к фарисеям и книжникам этим показывалось, что они всегда могут иметь доступ к Богу; у них в руках закон, у них откровение, воля Божия им известна, дары и блага духовные, могут стяжать, но... не могут они заслужить благоволения отца небесного при таком извращенном и жестоком их духовно – нравственном настроении. - Бог любви и милосердия не может благоволить к тем, кто должен был бы радоваться и веселиться об обращении грешника, как радуются Ангелы на небесах (ст. 6. 10), а они отвращаются и не хотят иметь общения с ними. Словом отца оканчивается притча, и Господь как бы спрашивает осуждавших Его книжников и фарисеев (ст. 1): что же, хотите ли вы еще роптать на Меня за то, что Я обращаюсь с мытарями и грешниками, и отвращаться от них, или хотите принять участие в радости неба – Бога и Ангелов и праведников об обращении кающегося грешника.

Притчу о блудном сыне можно без преувеличения назвать одним из самых известных евангельских приданий. По её сюжету пишут картины и создают статуи, её вспоминают в фильмах на библейские темы… Даже в речи человека, далёкого от религии, нет-нет да проскочит: «Эх ты, блудный сын!» Больше того, есть в Календаре Великого поста день, во время которого слова притчи повторяют во всех православных храмах мира. Что это за история такая?

История падения, раскаяния и всепрощающей любви

Напомним вкратце суть евангельского сказания.

У одного отца было двое сыновей. Каждый из детей надеялся со временем получить свою долю наследства; однако младшему показалось обидным дожидаться смерти родителя, чтобы обрести, как сказали бы сейчас, финансовую независимость. Он пошёл к отцу и попросил выделить положенную ему часть хозяйства незамедлительно, а получив, вскоре продал и отправился в чужие земли на поиски разгульной жизни.

Прокутив же своё состояние, парень впал в глубокую нужду и был вынужден браться за самый чёрный труд, лишь бы не умереть с голоду. Помыкавшись некоторое время на чужбине, юноша решился вернуться в родную сторону, повиниться в ошибках и попроситься обратно в родительский дом. Хотя бы на правах наёмного рабочего! Но отец, истомлённый тревогой за неразумного отпрыска, не стал и слушать его покаянных речей – немедленно повелел слугам одеть-обуть незадачливого путешественника и устроить в его честь празднество.

Случившееся обрадовало всех, кроме брата юноши, который всё это время оставался дома, послушно исполняя сыновний долг. Уверенный, что стал жертвой несправедливости, он начал пенять родителю – мол, как же так? Я тружусь не покладая рук, и не заслужил праздника, подобного тому, какого удостоился этот никчёмный гуляка?!

Старший сын не смог порадоваться возвращению брата…

– «Ты всегда со мной» – услышал он в ответ. – «И всё моё – твоё. А брат твой был мёртв и потерян, а ныне ожил и нашёлся. Как мне не радоваться?»

Чему учит притча о блудном сыне? На этот вопрос будет проще ответить, если подробнее остановиться на каждом из выведенных в ней образов.

Отец

Думается, многие догадаются, что под обликом отца в этой истории предстаёт сам Господь, всегда готовый простить и принять своих детей – лишь бы те захотели прийти. И будут правы.

Представьте! Ведь отец юноши наверняка был порядком обижен неразумным поведением сына. Расстроен его долгим отсутствием. Возможно, и раздосадован потерей половины состояния, о чём мог бы хоть вскользь, да попенять объявившемуся на пороге отпрыску: дескать, спустил на друзей-выпивох то, что я наживал годами честного труда!.. Но у родителя и мысли не возникло браниться.

Радость от возвращения блудного сына оказалась столь велика, что в доме тут же закатили пир горой! И, конечно, первым за стол усадили отмытого, приодетого и обутого бродягу, объявившегося под отчим кровом чуть не голым. Жест, к слову, символический: распорядившись найти сыну башмаки, отец принимал его в дом на прежних правах, хотя юноша был согласен на роль простого работника, которым обуви не полагалось.

Для отца не было большей радости, чем видеть своё чадо живым и невредимым

Если земной отец сделал это для сына-гуляки, причём легко, без гнева в душе, то неужели Отец Небесный не примет раскаявшегося грешника? Пусть тот немало набедокурил, впустую растратил данные ему великие дары – время, силы, душевную чистоту – пусть не единожды огорчил и прогневал Отца… Стоит лишь осознать своё падение, проникнуться желанием изменить жизнь, прийти на порог Божьего храма с поникшей головой – и тебя услышат. Ибо те, кто искренне любит нас, от нас не отвернутся.

Неспроста сам Иисус в своих беседах с учениками говорит, что на небесах более рады одному покаявшемуся грешнику, чем 99 праведникам.

Блудный сын

Собственно, почему сын назван блудным? Потому что вдали от отцовского дома вёл распутный образ жизни? Не совсем. Если обратиться к знатокам-языковедам, они подскажут: слово, которым обозначали неразумного юношу в церковных книгах, можно перевести не только как «беспутный» или «расточительный», но и как «потерянный», «погибший», «заБЛУДший».

Раскаявшийся грешник – тот же блудный сын, воротившийся домой

Потерян сын, сгинувший на чужбине в погоне за удовольствиями. Потерян тот, кто отошёл от Бога и Его любви в поисках жизни, не отягощённой каждодневным трудом над своей душой… А тот, кто сумел однажды очнуться и, трезво взглянув на себя со стороны, найти силы встать на путь исправления – найден. Спасён. Возвращён под родительский кров, где можно позабыть пережитые тяготы, залечить истомлённую грехом душу и по-настоящему воскреснуть…

Даже значение фразеологизма «блудный сын» хранит в себе нотку позитива. Употребляя его в обиходной речи, мы обычно имеем в виду кого-то, кто сбился с пути, покинул семью, друзей или сплочённый коллектив. Но в то же время часто как бы подразумеваем, что «вольный бродяга» может ещё одуматься и вернуться. Как иначе, ведь родная душа, а не чужой человек!

Сын праведный

Читая библейскую притчу о блудном сыне, мы традиционно сосредотачиваем внимание на ключевых образах: бродяге-парне и его родителе. Между тем второй отпрыск – фигура любопытная!

Как тут не вспомнить чванливого праведника-фарисея и кающегося мытаря!

Каким рисует его Евангелие? Честный парень, безропотно трудившийся на отцовских пашнях и виноградниках, в то время как братец весело прожигал свою долю наследства в дальних краях… Кажется, у старшего сына были причины возроптать при виде ликования, поднявшегося в доме из-за нерадивого отпрыска. Ведь его, после сотворённого, честному человеку и братом-то назвать было не с руки!

Но стоит взглянуть на историю под другим углом, и картина меняется.

Если под личиной блудного сына сказание выводит нам грешника, то его праведный брат – это человек, живущий строго по заповедям Божьим. Исправно посещающий церковь. Соблюдающий посты. Знающий назубок молитвы и то, где, когда, и в каком порядке их надлежит читать. И…

…И не имеющий в душе сил порадоваться за воскресшего – читай, воцерковлённого, воссоединившегося с Богом – брата. Увы, но праведность таких людей зиждется не на любви, а на эгоизме: смотри, Господи, как усердно я тебе служу, стараюсь, исполняю каждую букву твоих заповедей! Не станешь ты меня, насквозь благочестивого, ставить на одну доску с грешником, на которого я при случае и презрительно фыркнуть не постесняюсь: пусть знает своё место, недостойный…

Другой распространённый символ грешного человека – заблудшая овечка

Словом, притча даёт повод для размышлений всем. Грешникам – чтобы обрести надежду на спасение, вспомнив о милосердии Божьем. Праведникам – чтобы испытать душу на предмет гордыни. В этом году воспоминаниям о блудном сыне посвящено 24 февраля, вторая подготовительная неделя перед Великим постом. Постараемся провести этот день с пользой и если не искоренить в своей душе недобрые порывы, то хотя бы осознать их, а осознав, сделать первый шаг на пути к искоренению своих недостатков.

Видео: Притча о блудном сыне

Самым маленьким – и взрослым, которым приятнее воспринимать визуальную информацию – предлагаем посмотреть мультфильм от канала «Православие в деталях»…

…И чудесный видеоряд от MYDROSTVEKOV

Видео: Возвращение блудного сына

МИФЫ И ПРЕДАНИЯ НАРОДОВ МИРА

БИБЛЕЙСКИЕ ПРЕДАНИЯ И ПРИТЧИ

ПРИТЧА О БЛУДНОМ СЫНЕ

У одного человека было два сына. Младший сказал отцу: “Отдай мне часть имущества, что мне причитается”. И тот разделил имущество между сыновьями. Через несколько дней младший сын, всё распродав, уехал с деньгами в далёкую страну. И там, ведя беспутную жизнь, промотал всё, что у него было. После того как он всё истратил, в той стране начался сильный голод, и он стал бедствовать. Он пошёл и нанялся к одному из местных жителей, и тот послал его в своё имение

Пасти свиней Он уже готов был есть стручки, которыми кормили свиней, ведь ничего другого ему не давали. И тогда он, одумавшись, сказал себе: “Сколько работников у моего отца, и все едят до отвала и ещё остаётся, а я тут погибаю с голоду! Пойду вернусь к отцу и скажу ему: “Отец, я виноват перед небом и перед тобою. Я больше недостоин зваться твоим сыном, считай, что яодин из твоих работников””. И он немедля пошёл к отцу.

Он был ещё далеко, когда отец увидел его, и ему стало жалко сына. Он побежал, бросился к сыну на шею и поцеловал его. Сын сказал ему: “Отец, я виноват перед небом и перед тобою. Я больше недостоин зваться

Твoим сыном”. Но отец сказал слугам: “Быстрей принесите самую лучшую одежду и оденьте его. Наденьте ему перстень на руку и сандалии на ноги. Приведите и зарежьте откормленного телёнка будем есть и веселиться. Ведь это мой сын: он был мёртв, а теперь ожил, пропадал и нашёлся”. И они устроили праздник.

А старший сын был в это время в поле. Возвращаясь, он подошёл к дому, услышал музыку и пляску и. подозвав одного из слуг, спросил, что там происходит. Тот ответил: “Вернулся твой брат, и отец твой зарезал откормленного телёнка потому что он вернулся жив и здоров”. Старший брат так рассердился, что не захотел войти в дом. Тогда вышел отец и стал его уговаривать. Но он ответил отцу “Вот, я столько лет работаю на тебя, как раб, и ни в чём тебя не ослушался, а ты ни разу не дал мне даже козлёнка, чтобы я мог повеселиться с друзьями моими. А вернулся этот сын твой, – и ты зарезал для него откормленного телёнка!” Но отец сказал ему:

“Сынок, ты всегда со мной, и всё, что есть у меня, твоё. Тебе бы надо радоваться и веселиться, что он, твой брат, был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся”.

Библия была переведена на все языки мира. Её сюжеты остались жить в веках и во все времена питали воображение мастеров искусства. Библейские сюжеты и образы вдохновляют писателей, художников и композиторов на создание великих произведений. Одним из таких шедевров мировой культуры является картина голландского художника Рембрандта *Возвращение блудного сына” (1669). Она находится в музее Эрмитаж (Россия, Санкт-Петербург). Темой для написания картины послужила евангельская притча о том, как после долгих скитаний в жестоком мире блудный сын вернулся с несбывшимися надеждами к покинутому им отцу. В эту картину автор вложил весь свой жизненный опыт человека и художника.

Вопросы и задания

1. Как вы думаете, почему младший сын потребовал у отца часть своего имущества?

2. Как он распорядился добром, которое ему дал отец?

3. Расскажите, о чём стал думать блудный сын, когда понял пагубность своих дел. Какое решение он принимает?

4. Как вы думаете, что заставило его раскаяться в недостойных поступках?

5. Какие действия отца показывают, что он рад возвращению сына и прощает его?

6. Как вы думаете, почему старший брат обиделся на отца? Не проявляются ли в этом такие черты его характера, как зависть, неблагодарность и неумение прощать?

7. Можно ли утверждать, что в “Притче о блудном сыне” воплощается любимая тема Христа – отеческая нежность и бесконечная милость Бога к грешнику?

8. Разбейте текст на смысловые части и озаглавьте каждую из них.

9. Подготовьте чтение в лицах. Какие интонации будут преобладать в речи отца, блудного сына, старшего брата?

10. Какие слова и выражения из текста подсказывают ту или иную интонацию?

11. Рассмотрите картину Рембрандта. Как вы думаете, почему художник выделяет на картине руки отца и босые ноги сына?

12. Один из искусствоведов считает главным героем картины “Возвращение блудного сына” отца и предлагает для неё такое название “Отец, прощающий блудного сына”. Согласны ли вы с его мнением? Предложите своё название картины.

13. Прочитайте другие библейские истории или притчи.

Литературный комментарий

Иудейские старейшины завидовали Иисусу Христу. Жатая поставить Его в сложную ситуацию, они задавали каверзные вопросы1. Особенно часто Иисуса обвиняли в том, что Он не различал людей по национальности, происхождению или богатству, общаясь со всеми на равных. В ответ на вопрос, кого следует считать своим ближним, Христос рассказывает притчу о добром самарянине.

Оказалось, что священник и левит2, то есть ближние, которые просто обязаны помочь иудею (очевидно, жителю Иерусалима3 или Иерихона4), на самом деле таковыми не оказались. В то же время самарянин – традиционный враг евреев – спасает путнику жизнь. Важно понимать, что этот добрый человек подвергает себя опасности с нескольких сторон. Во-первых, разбойники могут также напасть и на него. Во-вторых, еслисамарянина увидят вместе с израненным иудеем, то могут обвинить в преступлении, которого он не совершал. В-третьих, он мог бы навлечь на себя гнев самарян тем, что помогает врагу. Добрый самарянин совершает поступок, невиданный по отваге и милосердию. Но глубинный смысл притчи не лежит на поверхности. Она несёт в себе загадку, которую нужно разгадать.


(Пока оценок нет)



ПРИТЧА О БЛУДНОМ СЫНЕ – БИБЛЕЙСКИЕ ПРЕДАНИЯ И ПРИТЧИ

Related posts:

  1. МИР ГЛАЗАМИ ВЕЧНОСТИ, или ТО, ЧТО ОТКРЫВАЕТ НАМ БИБЛИЯ… БИБЛЕЙСКИЕ ПРЕДАНИЯ И ПРИТЧИ Притча о блудном1 сыне У некоторого человека было два сына; и сказал...
  2. МИФЫ И ПРЕДАНИЯ НАРОДОВ МИРА БИБЛЕЙСКИЕ ПРЕДАНИЯ И ПРИТЧИ ПРИТЧА О ДОБРОМ САМАРЯНИНЕ Некий учитель Закона, желая испытать Иисуса, спросил Его: – Учитель, что я...